КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Термины, используемые в области специального образования
Некоторые основные термины, используемые в области специального образования Коррекция, компенсация и социализация Абилитация Реабилитация Ø Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется термин "реадаптация". Ø Абилитация - первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит от лат. habilis — быть способным к чему-либо. По мнению Н.М. Назаровой, абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева). Ø •Коррекция (от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического равития и отклонений в поведении и детей. Ø Компенсация (от лат. compensatio — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Ø Социализация (от лат. socialis — общественный) — формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. (по Н.М. Назаровой): Ø специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия; Ø лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования; Ø лицо с особыми образовательными потребностями — лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии Ø недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого; Ø физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание; Ø психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении; Ø сложный недостаток — совокупность физических и (или) психологических недостатков; Ø тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными), является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков; Ø специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья; Ø специальное (коррекционное) образовательное учреждение образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуемая литература: Специальная дошкольная педагогика. С. 7. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002. С. 113. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 14—16. Тема: Классификация нарушений развития Вопросы для обсуждения 1. Основания классификаций 2. Некоторые виды! классификаций 3. Категории лиц с недостатками развития .Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по Н.М. Назаровой): Ø причины нарушений; Ø виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; Ø последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации. 2. Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма: Ø телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); Ø сенсорные нарушения (слух, зрение); Ø нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, Ø психические и речевые нарушения. • Классификация по причинам возникновения нарушения: Ø врожденное нарушение развития; Ø несчастный случай, стихийное бедствие, Ø производственная травма; Ø профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей Ø дорожно-транспортное происшествие; Ø участие в боевых действиях; Ø экологическое преступление; Ø болезнь и пр. 3, Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями. Ø глухие (неслышащие); Ø слабослышащие Ø •позднооглохшие; Ø незрячие; Ø слабовидящие; Ø с нарушениями эмоционально-волевой сферы; Ø с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); Ø с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями); Ø с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); Ø со сложными недостатками развития. • Рекомендуемая литература: 1. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. С. 18—21. Тема: Статистика специальной педагогики Вопросы для обсуждения
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |