Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивные соревнования




ПЛАН

СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Лекция 7

1. Значение спорта. Определения и понятия.

2. Спортивные соревнования.

3. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Массовая физическая культура в вузе/Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотя-това. -М.: Высш. шк., 1991.

2. Физическое воспитание/Под ред. В.А.Головинаидр.-М.: Высш. шк., 1983.

3. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987.

 

1. Значение спорта. Определения и понятия

Спорт прочно занимает важное место в жизни общества, значение его огром­но. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных наций, парламентами государств; они находят отражение в конституциях стран, програм­мах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государствен­ном уровне.

Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки че­ловека к соревнованиям.

Единая всероссийская спортивная классификация - программно-норматив­ный документ, устанавливающий нормы, требования и порядок присвоения спортивных разрядов и званий.

Нормы и требования к подготовленности спортсменов, принципы, условия и Порядок присвоения спортивных разрядов и званий четко определены в спортив­ной классификации и органически связаны с задачей и практикой спортивной Работы. Впервые спортивная классификация была введена в нашей стране в 1935 году, затем периодически менялась. С1949 года сроки действия спортивной клас­сификации определялись олимпийским циклом (четырехлетием). В связи с ростом спортивных достижений, нормативные требования спортивной классифика­ции периодически пересматриваются.

В спорте, СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют базовую часть - соревнования и специальные службы, обеспечивающие эффективность единой (целостной) спортивной деятельности. Таким образом, в спорте, спортивной деятельности выделяют следующие составные части: спортивные соревнования обеспечение функционирования соревнований (правила, положения, атрибуты, организаторы, календари соревнований); спортивная тренировка; отбор спортсменов и спортивные резервы; научное и методическое обеспечение; подготовка специальных кадров; материально-техническое обеспечение; управление в процессе соревнований и подготовки спортсменов.

 

 

Важнейшим признаком спорта, его отличительной чертой являются СОРЕВ­НОВАНИЯ. Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключает­ся в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределение их по занятым местам (от лучшего к худшему результату). Для этого соревнующиеся всту­пают между собой в противоборство, стремясь победить соперника, показать са­мый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденных правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников соревнований и занятые ими места составляют продукт соревнований.

Большое значение имеет КЛАССИФИКАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ по призна­кам, цели, составу соревновательных действий соперников, контингенту участ­ников, способу ведения соревновательного противоборства, условиям провиде­ния, типу судейства.

По ЦЕЛИ соревнования бывают: основные (главные на определенный пери­од), подводящие (к основным), отборочные, контрольные, коммерческие.

По СОСТАВУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ соперников соревнова­ния бывают по бегу, плаванию, волейболу и т.п. Состав соревновательных дей­ствий - главный отличительный признак вида спорта. В некоторых соревнова­тельных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги), в других видах оценивается процесс выполнения (гимнас­тика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду спорта, есть многоборья, комплексные (спартакиады, Олимпиады).

По КОНТИНГЕНТУ СОПЕРНИКОВ соревнования подразделяются по возрасту, полу, спортивной квалификации; индивидуальные и командные.

По СПОСОБУ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОТИВОБОРСТВА соревнования бывают с непосредственными контактами соперников (спортивная борьба, бокс) и с опосредованными (фехтование); выполнением соревновательных действий без помех со стороны соперничающих (легкая атлетика, плавание) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства).

По УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ наделяют периодичность их проведения (ежегодные, один раз в два года, один раз в четыре года; единичные, традиционные); по месту проведения (в закрытых помещениях, на откры­том воздухе, на равнине, в среднегорье).

По ТИПУ СУДЕЙСТВА (по способу определения победителя) выделяют со­ревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортив­ные игры) и с объективными оценками (метание, прыжки, плавание); с выбыва­нием проигравшего; с различным числом стартов.

В международном спорте сложилась определенная СИСТЕМА СОРЕВНОВА­НИЙ: Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.), чемпио­наты мира, Европы; Кубки мира и др. В Российской Федерации проводятся чемпи­онаты России, соревнования на кубок России, соревнования для детей и юношей.

В зависимости от характера соревнований, подготовки спортсменов, набора функций спорта в мире сложились следующие ТИПЫ СПОРТА: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, детско-юношеский спорт, студенческий спорт и спорт для инвалидов.

СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ в основе своей имеет целевые установки победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Критерием эффективности этого типа спорта являются победы на международных соревнованиях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оцени­вается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортив­ного клуба. В связи с высокими требованиями, в спорте высших достижений суще­ствует специальная система отбора спортсменов. Процесс подготовки спортсме­нов круглогодичный и многолетний. Общая годовая тренировочная и соревнова­тельная нагрузки составляют более 1000 ч. и занимают более 300 дней, спортсмен участвует в 50-100 соревнованиях - в зависимости от вида спорта.

МАССОВЫЙ СПОРТ имеет целевую установку - вовлечь в занятия спортом как можно больше людей, на основе спортивной ориентации каждому человеку помочь определить вид спорта, в большей степени соответствующий его индиви­дуальным особенностям и склонностям. Здесь важен сам факт участия в соревно­ваниях и улучшение личных достижений как стимул для поддержания необходи­мой двигательной активности. Важно создать условия для занятий спортом по месту работы, учебы или по месту жительства.

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ - все признаки, характеризующие спорт в целом, находят отражение в студенческом спорте. Его можно определить как внеучебную деятельность студентов, состоящую из специальной подготовки и выступле­ний на соревнованиях.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ по целевым установкам связан со спортом высших достижений, с одной стороны, с массовым спортом, с другой.

Один раздел детско-юношеского спорта составляет подготовка спортивных резервов, т.е. подготовка спортивной смены спортсменам высокой квалификации. Для этого существуют училища Олимпийского резерва и специализированные Детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного

мастерства. Здесь спортивный отбор и тренировочный процесс осуществляются I на основе того или иного вида спорта. Другой раздел этого типа спорта полнос­тью связан с решением задач физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. В общеобразовательной школе проводятся занятия в спортивных секциях, соревнования по видам спорта; эффективные и доступные для основной массы учащихся спортивные упражнения включаются в уроки физической культуры и домашние задания, дети вовлекаются в детско-юношеские спортивные школы, летние оздоровительные лагеря и т.п.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ имеет целевую установку добиться побе­ды и получить вознаграждение. Существует он за счет самоокупаемости и при­были, рекламы и других источников. Это спортивная профессиональная деятель­ность, в которой люди зарабатывают деньги. Профессиональный спорт является зрелищем, по своей популярности не имеющим равных. По своему положению спортсмены-профессионалы близки к артистам цирка. Их деятельность опреде­лена законодательно, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения. Профессио­нализм развит в футболе, теннисе, хоккее, боксе, баскетболе, бейсболе, велоспор­те, автоспорте. В профессиональном спорте используются все достижения науки и техники для обеспечения высокой эффективности спортивной деятельности. В последние годы профессиональный спорт начал развиваться в России.

СПОРТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ имеет целевую установку укрепить здоровье и физическое развитие, повысить физическую подготовленность, но главное - со­действовать социальной реабилитации инвалидов, детей с отклонениями в разви­тии, помочь этой категории людей почувствовать себя полноценными членами этого общества, создавать для этого необходимые условия. Для инвалидов прово­дятся различные соревнования, вплоть до международных (Параолимпийские игры - параллельно с основными, чемпионаты мира, Европы, национальные первен­ства). В последние годы этот тип спорта получает развитие в России.

Типы спорта реализуются через виды спорта. ВИД СПОРТА - вид спортив­ной деятельности, имеющий специфический, только ему присущий способ веде­ния соревновательной борьбы и регламентирующие эту борьбу правила. В про­цессе исторического развития сформировалось большое разнообразие видов спорта, более 60 из них признано на международном уровне. Виды спорта по определенным признакам группируются. В самую большую группу входят виды спорта, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможнос­тей спортсмена. В другие группы выделены виды спорта с действиями по управ­лению техническими средствами передвижения (мотоцикл, яхта и др.); пораже­ние цели из спортивного оружия; абстрактно-логическим обыгрыванием сопер­ника (шахматы, шашки).

Международная конференция студентов, собравшаяся после окончания первой мировой войны по инициативе французского спортивного деятеля Жанна Петижа

на учредила проведение Всемирных спортивных студенческих игр. Первые сорев­нования состоялись в 1924 году в Варшаве по трем видам спорта: легкой атлети­ке, плаванию, фехтованию. Наши спортсмены впервые выступили на Всемирных студенческих играх в 1957 году, в Париже.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенческие игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год -летние и каждый четный -зимние. Играм было присвоено название "Универсиада". При проведении Уни­версиад ФИСУ придерживается олимпийских идеалов, состязания проводятся как праздники студенческой молодежи нашей планеты.

Общественными студенческими спортивными организациями являются спор­тивные клубы вузов и Российский студенческий союз "Буревестник". Эти орга­низации функционируют, опираясь на соответствующие положения об этих орга­низациях. Спортивный клуб высшего учебного заведения является первичной орга­низацией. Он осуществляет всестороннюю деятельность по развитию физичес­кой культуры и спорта среди студентов. Российский студенческий союз "Буреве­стник" является общественным объединением студентов и работников высших учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.