Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Тема: Сущность мировоззренческого сдвига в картине мира человека на рубеже ХIХ – ХХ вв. и его отражение в проблематике искусства

Причины возникновения эндогенных пожаров.

Причинами возникновения эндогенных пожаров являются:

- наличие материала, способного окисляться (скопление раздробленного угля, руды и угольного сланца);

- приток кислорода к окисляющейся поверхности частиц скопления;

- затрудненный отток тепла из очага самонагревания;

- сохранение в течение определенного времени указанных выше трех условий для прохождения низко- и средне-температурного окисления материала и перехода процесса в фазу возгорания.

Окисляющийся материал в отработанных площадях - это потери угля, сланца и руды, которые складываются главным образом из различного рода целиков - охранных, барьерных, аварийных и т. д., не вынимаемых, например, вследствие некондиционности пачек, рассеивания по площади и технологических потерь.

К потерям возгорающихся углей, сланцев и руд добавляются сопутствующие материалы, например древесина. Она не самонагревается, но раньше других материалов загорается в очаге самонагрева угля, находящемся в выработанном пространстве. Практика показала, что имеет значение не только величина потерь, но и то, как эти потери расположены в скоплениях. Наиболее опасны сосредоточенные по мощности потери, доступные для воздуха.

Существенную пожароопасность представляют целики, оставляемые вынужденно в зонах тектонических нарушений и при авариях во время ведения горных работ.

Наиболее пожароопасны межэтажные целики, так как они являются концентрированными скоплениями, через которые длительно просачивается воздух вследствие межэтажной депрессии. Возможны условия, при которых даже сравнительно небольшие скопления самовозгорающихся руд или угля становятся весьма пожароопасными.

 

Мировая культура новейшего времени охватывает период исторического развития с 60-70-х гг. ХIХ века по сегодняшний день. В эпоху новейшего времени мир глобализируется, и для мировой культуры характерны явления и процессы, общие для Европы, России и США. Произведения художественной культуры отражают дух эпохи как времени глобальных перемен, «перекраивания мира», небывалых по размаху катаклизмов – не только социальных, но и философских, нравственных, которые были вызваны фактами исторической жизни:

- социалистической революцией и гражданской войной в России, отозвавшимися на судьбах всего мира;

- не меньшими потрясениями, всколыхнувшими Европу, зажатую между революциями и войнами.

В эпоху войн и революций не только единицы, десятки, сотни или тысячи, но миллионы людей стали «пушечным мясом», орудием исполнения чужой воли. Как никогда стала очевидной незащищенность и хрупкость человеческой жизни; возможность ее разрушения в любой момент под воздействием чьей-либо слепой, злой воли.

Этот факт исторической жизни народов вызвал глубочайшие разочарования в сознании людей ХХ века и пересмотр базовых ценностей. Прежние основы мировидения оказались либо разрушенными, либо подорванными – философский позитивизм и рационализм, традиционная мораль, религия, гуманистические устремления человечества стали утрачивать характер абсолютных ценностей и подвергаться критической переоценке. На рубеже ХIХ-ХХ веков родился особый тип сознания – кризисный, апокалиптический, для которого характерны кризисность и трагизм, объясняющиеся кризисным состоянием самого мира, его всеобщим «разломом». Эта историческая ситуация непосредственно отразилась на содержании художественного творчества первой половины века, на его проблематике.

1. Важнейшей составляющей проблематики художественной литературы ХХ века становится изображение разочарований и духовных утрат человека; изображение человека растерянного и «маленького» на фоне враждебного ему мира.

Классическим примером являются произведения Франца Кафки – роман «За′мок», новелла «Превращение» и другие. В новелле создан образ-символ отчужденности отдельного человеческого «Я» – одиночки, изолированного от мира остальных людей. Сюжет построен на необычном происшествии: случилось несчастье: мелкий чиновник Грегор Замза в одно ужасное утро превратился в насекомое человеческих размеров. Ни у кого, даже у родителей, странное существо (Оно) не находит не только сочувствия, но даже элементарной жалости к себе. Никакое предчувствие несчастья не шевельнулось в душе родителей; родной отец хочет его убить и ранит, пробив палкой, тонкий хитоновый покров спины, напоминающий панцирь. Исключение составляет сестра, сочувственная душа, которая поддерживает с этим существом связь и не дает ему умереть от голода, словно чувствуя, кто это может быть на самом деле.

«Превращение» – вершинное выражение темы «Я и Другие» в аспекте отчуждения личности. Новелла раскрывает всю глубину и трагизм разрыва Человека с Миром, при котором Мир проявляет свою тотальную враждебность по отношению к Человеку.

По-своему отразила эту эстетическую тенденцию англоязычная литература. Так, в «Улиссе» Джойса специфически воплощается тема убывания души, душевной энтропии.

Мотивы враждебности мира по отношению к человеку, отчуждения человека от мира часто соседствуют с темой одиночества. В особенности ярко эти тема и мотив представлены в экзистенциализме, родиной которого является Франция. Идеолог и родоначальник направления – Жан Поль Сартр, автор пьес «Стена», «Тошнота», «Мухи» и др. Классическое выражение экзистенциализм нашел в романе Альбера Камю «Посторонний». Здесь изображается процесс опустошения, духовного выхолащиванияличности, ее отчуждение от общества.

Произведения художественной литературы показали, что это далеко не предел разочарований человека. В эпоху техногенной культуры постиндустриального общества возможны еще большие разочарования, которые связаны с давлением общественной системы на личность человека и «расплющиванием» последнего. В литературе развивается тема противостояния Индивида/Личности и общественной Системы, проблема нивелировки (усреднения) личности в тоталитарном обществе. В особенности яркое воплощение эта тематика и проблематика находят в жанре романа-антиутопии или романа предупреждения. Родоначальник жанра – русский писатель Евгений Иванович Замятин, автор знаменитого романа-антиутопии 1920 г. «Мы». Следом за ним произведения этого жанра создают Олдос Хаксли роман 1932 г. «О дивный новый мир», Джордж Оруэлл роман 1948 г. «1984»., Рэй Бредбери – роман «451 ° по Фаренгейту» 1950-х гг. Своеобразное продолжение эта эстетическая традиция находит в романе-утопии братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

ХХ век было бы несправедливым рассматривать только как эпоху великихутрат; ХХ век – это эпоха великих открытий в самых разных областях человеческой жизнедеятельности – в точных и естественных науках, в психологии, философии и искусстве. И эти достижения непосредственно или косвенно отразились влитературе, сказались в самом подходе к изображению человека и действительности.

В первой половине ХХ века формируются иррационалистические философские системы, восходящие еще к философской концепции Сьерена Кьеркегора, квинтэссенция которой нашла отражение в его знаменитой книге «Болезнь к смерти» (вторая половина ХIХ в.). В контексте философии иррационализма утверждается идея о непредсказуемости, неизмеримости и неисчерпаемости духовного мира личности, неоднозначности оценки происходящего с человеком.

Открытия в философии, психологии и психиатрии и, в частности, идея непознаваемости мира и человеческого сознания в философском интуитивизме Анри Бергсона, концепция бессознательного Карла Юнга, психоаналитический метод Фрейда актуализировали внимание к изображению иррационалистической стороны сознания человека – к подсознанию, что отозвалось в художественном методе изображения, именуемом «потоком сознания» (имеет место быть в модернистском романе и отзывается в творчестве постмодернистов). В проекции на литературные жанры можно говорить о романе «потока сознания», о «романе-реке», у истоков формирования которого стоит ирландский писатель Джеймс Джойс, автор романов «Портрет художника в юности» и «Улисс». Апогей развития жанра приходится на творчество раннего Фолкнера – «Шум и ярость» (1926 г.), «Дикие пальмы» (1929 г.); во французской литературе он активно развивается Марселем Прустом в семи томах (!) его хроники «В поисках утраченного времени».

Роман «потока сознания» отразил всю противоречивость духовных устремлений человека. Эта эстетическая тенденция нашла яркое воплощение в знаменитом на весь мир романе-эпопее ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс». Изображая духовную вселенную человека, Джойс показал «жалкий и одновременно величественный хаос человеческой души». Такой ракурс зрения был непосредственным выражением концепции человека, по отношению к которому писатель проявлял свою «огромную жалость, огромное сострадание и любовь». Средством осуществления этой задачи на уровне стилистики было варьирование разных стилевых пластов – от героически возвышенного до пародийно-комического. В понимании писателя пародийность и профанация как качества стиля порождены неспособностью современного человека к героическому сознанию, к серьезному и цельному отношению к действительности, в которой он живет; но, с другой стороны, эти стилевые доминанты отражают критичность мышления современного человека, неприятие общих взглядов и вкусов, готовность выйти за пределы литературной моды и литературных штампов – см. отношение персонажа романа Стивена к идее эллинизации искусства.

Философский иррационализм отразился и в других видах искусства: в живописи абстракционизма он проявился в эстетическом принципе смещения пропорций. Аналитизм мышления художника как человека эпохи ХХ века выразился в разложении целостного объекта изображения на части, в разрушении единства содержания и формы и т.п. явлениях в эстетике искусства.

Обоснованная Альбертом Эйнштейном теория относительности непосредственно «питала» изображение времени как явления относительного, субъективно воспринимаемого разными наблюдателями или участниками событий, стала мировоззренческой основой эстетического принципа многомерности изображения, множественности точек зрения на изображаемое, отказа от однозначности в оценках происходящего и от самих оценок. Глубоко субъективно не только восприятие одних и тех же событий, но и движения времени.

Приведем в качестве примера описание восприятия одних и тех же событий, увиденных глазами четырех повествователей в романе У. Фолкнера 1926 г. «Шум и ярость». Мышление каждого из 4-х повествователей-персонажей (все они – члены одной семьи Компсонов) по-своему ограниченно. Джексон – узкий рационалист, циник и делец, Квентин – романтик, честолюбивый, гордый и упрямый, а Бенджи – олигофрен – человек с умственной недостаточностью, но безобидный, беззлобный и чутко улавливающий эмоциональную атмосферу семейного неблагополучия. Лишь сопоставление множества точек зрения на события, происходившие в семье Компсонов, а именно изображение картины жизни семьи, увиденной глазами 4-х разных повествователей, может приблизить читателя к пониманию объективной картины действительности. Используя метод психоанализа, Фолкнер, словно хроникер, поочередно фиксирует действительность, отразившуюся в сознании очередного наблюдателя или участника событий. Каждый из них видит картину жизни семьи совершенно по-своему, внося нечто неповторимое в трактовку событий, расставляя свои акценты, фиксируя факты или детали, не попавшие в фокус зрения других участников или наблюдателей. В литературоведении данный прием получил название смены повествовательных перспектив. Найденная американским писателем специфическая призма изображения действительности отразила тяготение Фолкнера к объективности в художественном познании мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины возникновения пожаров в горных выработках | Какие аспекты актуализированы в литературе ХХ века при изображении Духовной Вселенной человека?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.