Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты социального партнерства (структура субъектов СП в Украине, их функции, гарантии и права деятельности)




Понятие, цель и предпосылки установления социального партнерства

Понятие качества трудовой жизни; условия, обеспечение КТЖ, оценка КТЖ работников, предпринимателем, обществом.

Критерием развитости СТО выступает качество трудовой жизни (КТЖ).

Под КТЖ понимают систематизированную совокупность свойств, которые характеризуют условия труда в самом широком смысле этого слова и которые позволяют учитывать степень реализации интересов работника и использование его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.).

Основу концепции КТЖ составляют два положения:

1. Главным мотиватором труда должна быть не зарплата, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражении работника, т.е. в данном случае моральные формы побуждения к труду ставятся выше материальных.

2. Предусматривается, что полная самореализация и самовыражение работника могут отразится только в условиях трудовой демократии.

Согласно этих положений концепция КТЖ формирует условия, которые обеспечивают качество трудовой жизни:

1. справедливая и должная награда за труд;

2. безопасные и здоровые условия труда;

3. трудовая демократия и правовая защищенность работников;

4. непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении;

5. возможность профессионального роста и уверенность в будущем;

6. достойное место работы в жизни человека;

7. социальная полезность работы.

 

Оценка КТЖ осуществляется на основе разных социально-экономических

процессов и их показателей, с позиции разных субъектов экономики: (с позиции работника, с позиции работодателя, с позиции государства).

Общепризнано, что основным фактором повышения уровня жизни и качества

трудовой жизни является рост производительности труда, что ведет к увеличению производства материальных благ и услуг.

КТЖ – один из элементов системы качества жизни человека в целом (КЖЧ).

Качество жизни человека (КЖЧ) – характеризуется степенью удовлетворенности потребностей человека, относительно соответствующих норм, обычаев, традиций.

КЖЧ определяется экономическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами.

К объективным факторам относят: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные условия, уровень занятости, образование, уровень социального обеспечения.

К субъективным факторам относят: удовлетворенность человека работой, жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением.

Согласно концепции ООН, КЖЧ включают такие понятия и показатели: состояние здоровья, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Экономическая комиссия ООН, оценивая жизненный уровень населения Европы, отдает предпочтение показателям, как количество товаров и услуг, которое население могло получить. Эталонная величина составляет 100%.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала другую систему индикаторов качества жизни, которая включает 8 основных аспектов жизнедеятельности, которые в свою очередь разбиты на 24 функциональных объекта.

К социальным мировым стандартам уровня жизни, которые гарантируют его достойный уровень, относятся:

1. средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (от 25 до 85 лет);

2. грамотность населения (до 100%);

3. средняя продолжительность лет обучения (15 лет);

4. реальный ВВП на душу населения (от 200 дол. до 40 тис.дол);

5. суммарный коэффициент рождаемости – среднее количество детей, рожденных женщинами в возрасте от 20 до 45 лет – 2,14 – 2,15 детей;

6. коэффициент старения населения (% населения старше 65 лет к общей численности) – 7%;

7. соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения – 10:1;

8. процент населения за границей бедности – 10%;

9. соотношение минимальной и средней заработной платы – 1:3;

10. минимальный уровень гарантированной почасовой заработной платы – 3 дол.;

11. уровень безработицы (с учетом скрытой) 8-10%;

12. количество правонарушений на 100 тис.жителей – до 5 тис.правонарушений;

13. уровень депопуляции населения – отношений количества рожденных и количества умерших (50 на 50);

- число психических патологий на 100 тыс.населения – до 284 единиц.

Перші 4 стандарти використовують у світовій практиці (ООН) для розрахунку індексу розвитку людського потенціалу (Ірлп). Інші стандарти використовують для аналізу і прогнозування соціально-політичної ситуації в країні.

Індекс розвитку людського потенціалу є показником, що характеризує які сит життя людей, і розраховується за формулою:

 

Ірчп = (Іотж + Іосв. + Іввп): 3,

де Іотж – індекс очікуваної тривалості життя; Іосв. – індекс освіченості населення;

Іввп – індекс ВВП на душу населення.

 

Кожний із наведених індексів розраховуються за формулою:

 

Іі = (Дф - Дхв) / (Дмак. – Дмін)

де Іі – індекс показника визначеного виду; Дф - фактичне значення показника, досягнуте в даній країні; Дмак. Дмін. і Дмін - максимальне і мінімальне значення визначеного показника, прийняте для розрахунків у світовому співтоваристві.

Індекс рівня освіченості складається з двох індексів: грамотності населення з вагою значимості 2/3 і індексу частки учнів у віці 24 років, а вагою значимості 1/3

 

Іосв = 2/3 Ігр. + 1/3 Іуч.

 

 

Тема 5. Социальное партнерство

 

План

1. Понятие, цель и предпосылки установления социального партнерства (СП).

2. Принципы социального партнерства, выработанные МОТ; принципы осуществления коллективных переговоров, заключение договоров и соглашений, взаимных консультаций и контроля, решение коллективных трудовых конфликтов.

3. Субъекты социального партнерства (структура субъектов СП в Украине, их функции, гарантии и права деятельности).

4. Система коллективно-договорного регулирования в Украине (уровни, субъекты, предметы, нормативно-правовое обеспечение).

5. СТО – как источник трудовых конфликтов, методы их решения (сущность, формы, причины возникновения, последствия, методы решения)

6. Модели социально-трудовых отношений в системе социального партнерства. Сущность и особенности регулирования в разных странах.

 

Идеология социального партнерства заключается в том, что социальные конфликты между субъектами СТО решаются не через противостояние разнохарактерных социальных групп, а путем установления социального мира, ни через «конфликтное» соперничество, а через «конфликтное» сотрудничество.

«Социальное партнерство» относительно сферы регулирования СТО в общем плане и исходя из смыслового значения этого понятия – это совместная деятельность правительств, предпринимателей и профсоюзов, направлена на согласование интересов и решения проблем в первую очередь в социальной и производственной деятельности людей.

Социальное партнерство – это альтернатива любой диктатуры в СТО и является наиболее преимущественным методом оптимизации, достижения баланса интересов работодателей и наемных работников, но даже при наиболее цивилизованном способе согласования интересов работодателя и наемных работников, их интересы остаются разными.

Социальное партнерство выполняет такие функции: организационную; защитную; «миротворческую».

Направлениями социального партнерства являются:

- привлечение работников к участию в управлении производством;

- заключение систем соглашений и коллективных договоров;

- проведение переговоров на национальном, региональном и местном уровнях.

Предпосылками становления системы социального партнерства является:

- экономические:

  • - наличие среднего класса из зажиточных «синих» и «белых» воротничков.

Участие крепкого среднего класса в переговорах побуждает владельцев к диалогу «на равных»; обозначения, принятое в западной социологии для различных категорий лиц наемного труда белые воротнички - инженерно-технический персонал и конторские служащие, чиновники, работники аппарата управления, Серые воротнички - работники обслуживающих подразделений; синие - квалифицированные рабочие.…

- наличие цивилизованного класса владельцев с высокой гражданской сознательностью и чувством ответственности перед обществом;

- наличие хорошо структурированные органы, которые представляют интересы субъектов социального партнерства;

- социальные:

- гуманитарные основы общества, цивилизационные ценности народа, законодательное регулирование отношений в обществе, доверие населения к власти, национальный суверенитет государства.

Формирование цивилизованного класса владельцев сопровождается наличием сложностей, вызванных отсутствием опыта решения социально-экономических проблем компромисса; процессами криминализации государственной деятельности, которые усиливают диктат сильной стороны над слабыми.

Для формирования СТО на основе социального партнерства работодатели должны изменить свою мысль относительно целей предприятия. Опыт развитых стран свидетельствует, что в современном производстве главными целями предпринимателей являются:

1)экономические: выпуск конкурентоспособной продукции, ее постоянное обновление, удовлетворенность потребителей; получение таких доходов, чтоб выполнить условия коллективных договоров, удовлетворить интересы владельцев и обеспечить развитие предприятия;

2) социальные: формирование квалифицированного инновационно-ориентированного кадрового «ядра», создание должных условий труда; соединение материальных, трудовых, статусных мотивов и удовлетворения соответствующих потребностей работников;

3) гражданские: полная и своевременная уплата налогов; сохранение окружающей среды; содержание в образцовом состоянии собственность (предприятия); финансирование благочинных мероприятий.

Иностранный опыт свидетельствует, что степень развития социального партнерства зависит от таких факторов: степени демократизации управления производством, наличия партисипативных методов управления; уровня жизни, степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и высшая дифференциация доходов, тем популярнее является призыв к свержению существующей власти и перераспределения собственности.

Основная цель социального партнерства в обществе – это достижение общего блага, залогом чего является увеличения про увеличение продуктивности труда более высокими темпами, чем увеличение заработной платы; постоянное увеличение ВВП; беспрерывное усовершенствование техники, технологии, внедрение НТП в производство.

Достижение указанной цели возможно при таких условиях:

- привлечение всех объектов СТО к управлению и преодоления на этой основе монополизма в распределение созданного продукта;

- усиление мотивации к сотрудничеству в обеспечении высоких результатов труда как необходимого условия повышения качества жизни;

- устранение недоразумений и противоречий относительно намерений, которые представляют законные интересы каждой стороны;

- достижение взаимного стремления к утверждению в обществе социального мира и согласия.

 

Принципы социального партнерства, выработанные МОТ; принципы

осуществления коллективных переговоров, заключение договоров и соглашений, взаимных консультаций и контроля, решение коллективных трудовых конфликтов.

Основой цивилизованных отношений между партнерами составляют принципы, которые рекомендованы МОТ: свобода слова и объединения; социальная справедливость; плюрализм; желание сторон достичь взаимного понимания и предоставление возможностей принимать участие в принятии общих решений; преодоление любой дискриминации; предоставление работникам надлежащих условий труда; полная занятость и повышение жизненного уровня; отказ от классовой борьбы.

Кроме общих принципов социального партнерства есть специфические принципы организации работы в таких направлениях: а) в процессе проведения коллективных переговоров; б) заключение договоров и соглашений; в) взаимных консультаций и контроля; г) при решении коллективных споров.

В процессе проведения коллективных переговоров партнерство должно основываться на:

- основе трипартизма, т.е. представительства: правительства или исполнительных органов власти, профсоюзов и предпринимателей;

- равенства сторон на переговорах и недопустимости ограничения прав работников и предпринимателей;

- доверие в отношениях;

- знание и уважение прав и обязательств друг к другу, недопущение конфронтации;

(КОНФРОНТАЦИЯ, противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений).

- открытости и доступности переговоров;

- умение слушать партнера, соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики;

- обязательности и надежности, необходимости завершать переговоры договоренностью.

Заключение коллективных договоров должно основываться на таких принципах:

- соблюдение норм законодательства;

- равноправность сторон;

- свободный выбор и обсуждение вопросов, которые составляют содержание договоров и соглашений;

- полная занятость и повышение жизненного уровня, отказ от классовой борьбы.

Во время взаимных консультаций и контроля необходимо придерживаться таких принципов:

- регулярность проведения консультаций в процессе сотрудничества;

- систематичность контроля и ответственность за непредставление информации;

- гласность во время осуществления контроля за соблюдением договоров и соглашений.

В процессе решения коллективных споров (конфликтов) необходимо придерживаться таких принципов:

- приоритетность методов примирения, которые должны применять комиссия примирения и арбитража;

- использование забастовок как крайнего способа решения трудовых споров;

- стремление сторон к скорейшему урегулированию конфликта и подписания соглашений.

Система социального партнерства должна быть взаимосвязанным и согласованным механизмом функционирования разных видов соглашений и коллективных договоров, которые обеспечивают надежные гарантии и эффективное регулирование заработной платы.

В Украине в системе социального партнерства выделяют такие элементы:

а) сферу действия; б) содержание коллективных соглашений и договоров; в) стороны переговоров и их полномочия; г) периодичность переговоров и процедуры решения конфликтов.

 

Суб’ект социального партнерства делиться на четыре группы:

1 группа – первичные носители прав и интересов (наемные работники, владельцы средств производства, государство, органы местного самоуправления.

2 группа – представительские организации и другие органы. Это носители делегированных полномочий (профессиональные союзы, объединения работодателей).

3 группа - органы, которые реализуют социальное партнерство (национальная Рада социального партнерства, Украинский координационный комитет содействия занятости населения, комиссия по вопросам охраны труда, Государственная инспекция по труду и др.).

4 группа – органы, которые минимизируют последствия конфликтов (посреднические, примирительные структуры, независимые эксперты).

Государство должно иметь сильные позиции в механизме функционирования СТО. Независимо от моделей рыночной экономики за государством в социально-трудовой сфере закрепляются такие функции:

1. определение основных направлений, приоритетов социальной политики и активное участие в ее реализации;

2. правовое регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом;

3. содействие социальному диалогу между работодателем и наемным работником;

4. участие в становлении и развитии социального партнерства на принципах трипартизма;

5. контроль за соблюдением законодательства о труде.

Каждая из этих функций с развитием рыночной экономики не исчезает, не теряет

свою роль. Изменения касаются только форм, способов, механизмов реализации государством этих функций.

Необходимость существенного влияния государства, как по масштабам, так и по эффективности, на формирование национальной модели СТО обусловлено такими обстоятельствами:

1. Состояние СТО является таким, что рассчитывать на упразднение

существующих деформаций на принципах рыночного саморегулирования нереально.

2. Пока еще отсутствуют предпосылки создания эффективной системы

социального партнерства: не сформирован зажиточный средний класс; отсутствует цивилизованный класс работодателей с высокой гражданской сознательностью; незавершенное формирование эффективных представительских органов субъектов социального партнерства.

3. В условиях глобализации мировой экономики и увеличения открытости национальной экономики усиливаются проблемы в социально-трудовой сфере: растет безработица; усиливается дифференциация доходов, идет процесс дальнейшего убожества населения.

4. Неблагоприятная экономическая, политическая, социальная ситуация обостряет противоречия в обществе. Не способствует развитию социального партнерства психологическая направленность большинства населения на пассивную роль стремления к иждивенчеству, падение авторитета государственного аппарата, власти.

5. Расширение масштабов теневой экономики, как процесса приспособления украинского общества к рыночным условиям, процесса деформации психики и сознания людей в условиях несовершенной стратегии и тактики проведения рыночных условий в Украине, что требует усиления социальной защиты населения.

Во вторую группу субъектов включают профсоюзы та организации работодателей.

Профсоюзы – это гражданские организации, которые создаются для защиты социальных, экономических, профессиональных прав наемных работников. Цели профсоюзов: создание для работника достойных условий труда; обеспечение занятости; участие в управлении производством и распределении продукта, повышения уровня заработной платы, сохранение рабочих мест для членов профсоюзов.

Профсоюзы также выполняют функцию гражданского контроля. Также они

имеют и «карательную» функцию. За нарушение законодательства о труде и невыполнения коллективного договора профком имеет право ходатайствовать об увольнении руководителей предприятий с должности, которую они занимают.

Профсоюзы могут создаваться по таким признакам:

а) по профессиям: бухгалтеры, водители (Дания, Исландия, Великобритания);

б) по отраслям экономики: металлургия, угольная, машиностроительная (Германия, Франция, Италия, Норвегия, Швеция);

в) по заводским признакам 0 каждое предприятие имеет свой профсоюз (Япония, Швейцария).

В мировом профсоюзном движении выделяют две тенденции:

а) сокращение профсоюзного членства в странах с неолиберальной рыночной экономикой (США, Великобритания, Португалия, Франция, Германия, Греция);

(Неолиберализм не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных, прежде всего на основе экономического роста, который измеряется ВВП.)

б) рост уровня юнионизации (юнионизация, особенно в развивающихся странах, позволяет работающему населению воспользоваться выгодами экономического роста.) в странах с социально ориентированной экономикой Северной Европы (Бельгия, Дания и т.д.)

Союзы работодателей видят в социальном партнерстве возможность проведения согласованной технической, экономической и социальной политики, развития производства без потрясений и деструктивных конфликтов. Основными направлениями деятельности объединений работодателей являются:

- обеспечение представительства и защита общих интересов и прав работодателей в отношениях с органами государственной власти и профсоюзами;

- участие в проведении переговоров и заключении соглашений (общенациональных, региональных, отраслевых);

- разработка общих позиций по принципиальным вопросам – отношения с государственной властью, оценка законодательной базы и определение направлений ее усовершенствования, отношения с профсоюзами и стратегические направления усовершенствования СТО;

- координация действий по выполнению обязательств, взятых относительно у соглашениям;

- содействие решению коллективных трудовых споров, предупреждение забастовок;

- координация деятельности по выполнению научно-технических и социально-экономических программ;

- расширение профессиональных знаний и опыта, предоставление своим членам разных услуг относительно консультаций по ведению коллективных переговоров, организации обучения персонала, урегулировании трудовых конфликтов;

- предоставление информации и статистических данных по занятости, заработной платы, доходов от собственности;

- развитие сотрудничества на основе социального партнерства с профсоюзами и другими объединениями работников;

- налаживание контактов с СМИ и общественностью;

- развитие сотрудничества с иностранными и международными организациями работодателей, объединениями, союзами и т.д.

Третья группа субъектов СТО - это органы, которые обеспечивают и (или) содействуют взаимодействию субъектов СТО на принципах социального партнерства.(Национальный трехсторонний социально-экономический союз–2005 г;

Украинский координационный комитет содействия занятости населения; комиссия по вопросам охраны труда; Государственная инспекция по труду; Управление по труду и социальной защите населения и др.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.