КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стоицизм
Эпикурейство 1. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье – это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира. Условия, необходимые для счастья: Ø атараксия – безмятежность, невозмутимость духа; Ø правильное отношение к удовольствиям; Ø избавление от страхов; Ø равнодушие к внешнему; Ø дружба. Эпикурейцы считали, что человек должен: · отдавать предпочтение духовным удовольствиям; · соблюдать меру в удовольствиях; · избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия: Ø естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.); Ø естественные, не необходимые (вкусная еда и т.п.); Ø неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство). Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия. Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: «Живи незаметно». В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться от страхов: · перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе и не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь; · страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью; · страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода – проявление общеприродной закономерности. Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие. Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей. Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволит избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.). Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного, происходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость – одно из условий счастья.
2. Стоики Зенон из Китиона (33-262 гг. до н.э.) и Хрисипп (281-208 гг. до н.э.) развивали ригористические идеи киников. Основные положения этики стоиков: Ø человек должен: · осознать необходимость, сквозную причинность – выражение высшего, разумного начала; · сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу; · в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства; · жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой; Ø люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь. Отрешенность от страстей – важнейшее условие внутренней свободы человека: Ø достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью; Ø мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга; Ø стоики не ценили: · внешние блага; · человеческие привязанности; · здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. («Лучше достойно умереть, чем недостойно жить». Сенека.) В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным.
Тема 8: КОРПОРАТИВНАЯ МОРАЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |