КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фома Аквинский
Августин Блаженный Сословно-корпоративный характер средневековой морали Христианская мораль Средневековья 1. Этика средневековой Европы V-XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог – объективный, безусловный, единственный источник морали. Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны: Ø пессимистический взгляд на земную жизнь людей; Ø оптимистическое упование на Царство Божие; Ø утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божией. Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея: Ø придает морали общечеловеческий статус; Ø является универсальным принципом морали; Ø рождает новую добродетель – милосердие, нравственное отношение к ближнему. Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в «золотом правиле морали»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Евангелие от Матвея). Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией, наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой. Религия является господствующей идеологией феодального общества. Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества. Церковь монополизировала и образование: Ø начальные школы существовали при храмах и монастырях; Ø богословский факультет был главным в университетах; Ø духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер. Религиозные тексты не подтвердились рациональному осмыслению.
2. Феодальный строй – иерархия, в основе которой лежат: Ø корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена); Ø социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов); Ø общинная порука. В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство. Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли. Была сформирована корпоративная мораль, которая: Ø включала представление о справедливости по сословному признаку; Ø указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.; Ø определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности; Ø устанавливала сословную субординацию. Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека. Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей «благородные» сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду. В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство. Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности. Все сословия объединяло христианство: Ø каждый человек – раб Божий, обладающий бессмертной душой; Ø убийство любого человека – смертный грех. Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.
3. Августин Аврелий Блаженный (345-430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей. Августин Блаженный утверждал: Ø человек греховен и слаб; Ø Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог – это добро, благо; Ø высшим благом является воля Господа; Ø заповеди Божьи не изменяются человеческими мерками, они абсолютно совершенны; Ø спасение человека заключается в искренней вере. Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом. Человек – венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека – не «сосуд греха», оно прекрасно, так как сотворено Богом. Августин Блаженный считал, что: Ø земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге; Ø интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога; Ø мораль должна быть обращена к Богу, корни морали – в Божественном начале; Ø судьбы людей предопределены, поскольку: · человек создан способным к безгрешной жизни; · человеку дана свобода морального выбора; · свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи); Ø зло не коренится в бытии, так как бытие – творение Бржье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога; Ø человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог. Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума. Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: «Первейшая и повседневная власть…- это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми».
4. Фома Аквинский (1225-1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что: Ø предметы теологии и философии совпадают; Ø в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически; Ø научное обоснование догматов христианства укрепляет веру; Ø ряд христианских догматов недоступен уму людей. Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности. Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни. Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека. Причины зла: Ø неподчинение человека правилам, законам; Ø несовершенство воли человека; Ø неверный моральный выбор. Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок – действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на: Ø умственные – интеллектуальные и практические (ум и благоразумие); Ø нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т.п.); Ø богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель – любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека: Ø являются свойствами низшей, чувственной природы; Ø морально нейтральны; Ø приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму. По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством: Ø благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей); Ø закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял: Ø «вечный закон, Божественную премудрость». Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей; Ø «естественный» закон – стремление всего сущего к добру, желание избежать зла; Ø «человеческий» закон – законы государства.
Тема 9: ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (итальянские гуманисты)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |