Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет эстетики




Тема 18. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

2. Эволюция взглядов на сущность «эстетического».

1. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к периоду верхнего палеолита (35 – 10 тыс. лет назад).

Возникновению у древних людей непосредственно художественного творчества предшествовал достаточно длительный период освоения окружающей действительности в сугубо утилитарных целях. Все, с чем сталкивался человек, - земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак, тепло и холод, - осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а стало быть, приносящее добро или зло. В представлениях о «полезном» и «добром» отражались самые существенные (содержательные) характеристики предметов и явлений действительности, взятые в их значении для человека. На этой основе, вследствие расширяющейся практики и углубления познания, постепенно возникало и восприятие человеком предметов и явлений со стороны их формы как красивых или безобразных.

Содержание мифов у разных народов мира, в частности, иллюстрирует характерную особенность ценностного сознания древнейших людей, связанную с его синкретичностью. Оценка «полезности», «добра» и «красоты», как впрочем «вреда», «зла» и «уродства», изначально предстает слитной, фиксирующей лишь в самом общем виде положительное или отрицательное значение для человека предметов и явлений, попадвших в сферу их практического освоения и познания.

В последующем, уже на стадии более зрелых состояний человеческого общества утилитарные этические и эстетические представления своеобразно проявились в языке. Отголоском этой особенности в наше время можно считать употребление понятия «прекрасного» как в эстетическом значении (очень красивый), так и в этическом (прекрасный человек, прекрасный поступок), а также утилитарном (очень хорошее, очень полезное или удобное). Полисемантизм слова «прекрасное» характерен при его использовании не только в русском, но и во многих других европейских языках.

Опираясь на комплекс современных научных знаний о человеке, следует исходить из того, что самостоятельная способность человека к эстетическому чувствованию (переживанию) и эстетической оценке – итог длительной эволюции, становления человека как общественного существа в процессе активного освоения им окружающей действительности и приспособления к своим нуждам природных сил.

Проявившись наиболее ярко в художественном творчестве, в искусстве, эта способность стала в истории человечества одним из мощных и уникальных факторов сохранения и закрепления духовного опыта, облагораживания окружающей человека среды, воспитания и утончения его чувств.

Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристаллизуемый в довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические знания – его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех культурно-исторических периодах всемирной истории – от древнешумерской цивилизации (3 тыс. до н.э.) через античность к средневековью и от эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней. Между тем, общественному сознанию потребовались тысячелетия, чтобы вплотную заняться уяснением специфики эстетического отношения человека к окружающему миру, поставить в плоскость научного рассмотрения вопрос о природе и сущности этого отношения.

Возникновение эстетики в середине XVIII века как специальной области гуманитаристики, связанной с философией, стало ответом на данную потребность в развитии эстетического знания.

Появление потребности выделения в самостоятельную науку определенных представлений, знаний, идей, связанных с эмоциональным, чувственным, ценностным отношением человека к миру природы и общества, свидетельствовало о достаточности накопленных к этому времени новых специфических познаний и невозможности их дальнейшего развития в прежних рамках общефилософской теории и искусствоведческих исследований.

Оформление эстетики в самостоятельную научную дисциплину явилось закономерным следствием развития познавательного процесса, обогащения и дифференциации знаний.

Своим названием наука эстетика (от древнегреческого «эстези», то есть чувственность, способность воспринимать чувствами, относящийся к чувствам, ощущениям) обязана немецкому философу Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762), опубликовавшему в 1750 г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций».

Баумгартен, как философ, выделяет две формы познания: эстетику и логику. Первая представляет собой теорию чувственного познания, вторая – интеллектуального. Логика изучает суждения разума, приводящие к познанию истины, а эстетика – суждения вкуса, познающие прекрасное, совершенство.

Предложенная Баумгартеном теория чувственного восприятия свелась к характеристике, с одной стороны, красоты как совершенства чувственного восприятия, получив при этом название теоретической эстетики, и, с другой стороны – искусства, или практической эстетики. Баумгартен, таким образом, соединил в эстетике как проблемы, разрабатывающиеся в истории философской мысли, так и проблемы, исследовавшиеся в теории искусства. Произошло становление науки «эстетика», выделившей свой собственный предмет – закономерности чувственного познания и художественного творчества.

Дальнейшее развитие эстетики как науки было в значительной степени обусловлено развитием искусства и возрастанием его общественной значимости.

Эстетические идеи деятелей Просвещения – Лессинга, Винкельмана, Гете и Шиллера – во многом подготовили и определили развитие эстетики в классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шиллинг, и Гегель), где она, наконец, заняла достойное место в системе философских наук.

Представители немецкой классической философии внесли огромный вклад в разработку эстетической теории и значительно расширили предмет эстетики. Кант в работе «Критика способности суждения» ставит вопрос о природе и специфике эстетического, исследует проблему вкуса, различие между искусством и трудом.

Фихте рассматривает отличие искусства от науки и морали и приходит к выводу, что искусство развивает человека как целостную личность. Он также разрабатывает теорию художественного гения.

Шиллинг продолжает разработку теории творчества, прежде всего проблемы свободы творчества.

Гегель выступает как продолжатель лучших традиций немецкой классической эстетики и в определенной степени завершает формирование эстетики как науки. Он решает проблемы искусства в связи со всем комплексом социальных вопросов в свете задач своего времени.

Связь эстетики с искусством известна со времен Аристотеля (384-322 до н.э.), она неоспорима. Вместе с тем, очевидно, что эстетическое, как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, отнюдь не исчерпывается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям – трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Из истории эстетической мысли известны примеры сведения предмета эстетики к некой совокупности норм и канонов для искусства. Наиболее последовательно данная точка зрения была выражена в теории и практике классицизма. Никола Буало (1636-1711) – яркий представитель этого направления в эстетике, в частности, призывал художников «прислушаться чутко к достойным доводам и знанья, и рассудка», представленным в виде свода отвлеченных идей и правил, коим надлежало неукоснительно следовать при создании произведений искусства.

Научный характер эстетического знания связан со способностью этого знания отображать и фиксировать наиболее существенное, важное в эстетическом освоении человеком действительности, анализировать проявляемые в этом процессе закономерности, выделяя общее и типологическое в диалектической увязке с уникальным и неповторимым.

Эстетика, не будучи наукой о нормах, между тем содержит в себе знания нормативного характера. В ее арсенале целая система типологических понятий – категорий, фиксирующих самые разные и наиболее существенные стороны проявления эстетической практики и сознания.

Эстетика, есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. Эстетика – наука о становлении чувственной культуры человека. Такое общее определение вытекает из органичного единства двух своеобразных частей этой науки, которыми есть:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.