КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трагическое и комическое
Возвышенное и низменное Прекрасное и безобразное Тема 19. КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ Художественная деятельность человека. Выявление диалектики процесса освоения эстетического как проявление ценностного отношения человека к действительности; Обе эти части хоть и тесно связаны, однако относительно самостоятельны. В первой рассматриваются вопросы природы, специфики и творческого потенциала эстетического, категории эстетики – прекрасное, трагическое, комическое и др. Другая часть охватывает художественную деятельность человека, структуру и функциональное ее своеобразие, природу художественного таланта, видовую, жанровую и стилевую самобытность искусства. Историю становления эстетики как предмета можно назвать процессом поиска адекватного взаимоотношения между обозначенными частями. Своеобразную функцию «пластического моста» при этом выполняют такие понятия, как – прекрасное, совершенное, гармония, ценность, философия искусства. На протяжении многих столетий эстетика выступала и «как наука о прекрасном», и как «наука о совершенном», и как «наука о законах развития искусства».
1. Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Можно выделить ряд наиболее характерных подходов: 1. Прекрасное – объективное свойство самих вещей. 2. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. 3. Прекрасное – есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова безобразное – значит без «образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Прекрасный ангел Люцифер, выступив против Бога, превратился в безобразного Сатану. Человек (Адам и Ева), нарушив запрет Бога, - является творцом всего безобразного в мире. Эстетика эпохи Просвещения вообще отрицала за безобразным право быть воплощенным в искусстве. Однако, еще в эпоху Возрождения была осознана великая творческая сила безобразного. Значение безобразного как свидетельства могучей энергии и бесконечного многообразия природы. Безобразное – антипод прекрасному. И именно поэтому безобразное и прекрасное теснейшим образом связаны друг с другом. Еще древние египтяне отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится безобразным. На тесную взаимообусловленность этих двух категорий указывал также Аристотель, подчеркнувший разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Диалектика прекрасного и безобразного может быть раскрыта в образе «модели», органически соединяющей в себе общее и индивидуальное. Всякое художественное произведение в таком случае может быть понято как специфическая модель, дающая нам определенную меру совпадения стихии и порядка, хаоса и гармонии. Поэт обязательно подчеркнет, как стихия дождя рассказывает, о чем он думает. Стихия вдруг оказывается носителем разумного. Поэзия по природе свей всегда стремится мыслить в образах стихий, будь то природа или культура, и имитировать некоторый хаос, который усиливает впечатление о том, что красота рождается как бы спонтанно, сама собой, органично, а не искусственно. Так, за хаосом вдруг проступает неявная, тройная гармония. Диалектическое тождество, определенное совпадение хаоса и гармонии осуществляется в разных эстетических пропорциях в зависимости от стиля автора, от художественных задач, которые он ставит в своем произведении, и от многих других внешних и внутренних обстоятельств. Многое в этой мере соотношения прекрасного и безобразного зависит от художественной энергетики автора.
2. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И.Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды. Отражение возвышенного в искусстве требует от художников особой интенсивности, яркости, приподнятости. Пафос (от греч. Pathos – чувство, страсть) – наиболее емкое определение в художественном выражении возвышенного. Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного. Низменное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности. Низменное – это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Ярким примером низменного являются сказочные персонажи: Баба-Яга, Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность – в безобразных и злых образах Плюшкина и Гобсека раскрыли великие писатели Гоголь и Бальзак.
3. Трагическое – категория эстетики, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей. Противоречие, лежащее в основе трагического, состоит именно в том, что свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает его именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. В античную эпоху трагическое описывалось через взаимодействие личности и судьбы (Мойры). Судьба трактовалась как сила, господствующая в природе и обществе. «Мойры правят миром» - один из главных постулатов античного мировоззрения. В средние века доминировал мотив подчинения воли человека воле Бога и обещание восстановления справедливости в иной жизни, в Царстве Божием. Центральные персонажи средневековой трагедии Святые Мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога или грешники, нарушившие божественные и человеческие установления. Принцип трагедии во всех этих случаях лежит в коллизиях между земным и небесным (божественным) началом. В новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии является сам субъект, глубины его внутреннего мира и обусловленные ими действия. Трагическое оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает из на борьбу со злом. Смерть героя трагедии возбуждает боль и скорбь зрителей, читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью. Отсюда произрастает одно из главных предназначений трагедийного произведения – утверждение достоинства человека, расширение его возможностей, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее сильных и активных, одухотворенных высокими идеалами. Комическое (от греч. Komikos – веселый, смешной) – категория эстетики, отражающая социальные противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала. Сущность комического в противоречии. Комизм ситуации чаще всего проявляется как результат контраста, противостояния безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (И.Кант), нелепого – рассудительному (А.Шопенгауэр), ложного, мнимого – основательно-значительному, порочному и истинному (Г.Ф.В. Гегель) и т.д. Комическое, как правило, вызывает смех. В комедийном смехе заложено глубокое критическое начало. На базе комического в жизни и искусстве сформировалась обширная смеховая культура. Смех оказывает очищающее действие на человека, а чувство юмора считается одним из благороднейших чувств человека. Чувство юмора, как и всякое эстетическое чувство, не дано человеку от рождения, оно развивается вместе с развитием личности и становится показателем гибкости человеческого ума и фантазии. По определению И.Канта «Юмор в хорошем смысле слова обозначает именно талант произвольно приходить в (хорошее) расположение духа, когда о всех видах судят не так, как обычно и тем не менее по определенным принципам разума». Чувство юмора необходимо не только писателю, художнику, но и читателю, зрителю. Есть читатели, не улавливающие комизм ситуации, невосприимчивые к юмору. И среди художников комический талант тоже явление не широко распространенное. Поскольку категории эстетики сами по себе для художника достаточно абстрактны, а перевести их в конкретные образы художник не может в силу недостаточного опыта философско-эстетического мышления, эстетика должна помочь художнику перевести содержащиеся в категориях общие принципы в конкретные приемы и правила художественной деятельности. Тогда художник может наглядно убедиться в работоспособности философской логики, в ее умении поставить проблему и довести ее до определенной меры конкретности. Эта методологическая значимость эстетических категорий может быть показана в следующих моментах творческого процесса: 1. При содержательном освоении категорий эстетики художник прежде всего научается видеть сущность эстетических объектов. 2. Эстетические категории позволяют художнику выстроить четкую методику определения своего стиля художественной деятельности. Категории эстетики помогают художнику найти свою посильную меру соотношения гармонии и хаоса и таким образом построить свою модель творческого процесса в соответствующем интервале противоречия. 3. Категории эстетики при их содержательном постижении формируют не только творческое мышление художника, находя ему соответствующую эстетическую меру и энергетическую нишу, но затрагивают саму жизнь художника. Как говорится, «стиль – это человек». А поэтому, выбирая стиль, мы неизбежно выбираем и определенную жизненную позицию. 4. Более того, эстетические категории открывают перед художником не только перспективу мыслительного и жизненного становления, но возможность выстроить свою жизнь в качестве конкретно-исторического призвания и судьбы в культуре. Таким образом, категории эстетики позволяют органически соединить возможности и интересы свободной творческой индивидуальности художника с программами, конкретно-исторического этноса. В этом случае категории эстетики переходят в статус своеобразного эстетического канона жизни художника.
II. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ 1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики (эстетическое, прекрасное и безобразное). 3. Категории эстетики (трагическое, комическое, возвышенное, низменное). 4. Эстетика античности. 5. Эстетика Византии. 6. Эстетика средневековья. 7. Эстетика эпохи Возрождения. 8. Эстетика барокко. 9. Эстетика классицизма. 10. Эстетика романтизма. 11. Особенности эстетики ХIХ-ХХ вв. 12. Основные европейские художественные стили и направления второй половины ХIХ в. (реализм, романтизм, натурализм, импрессионизм, символизм). 13. Структура эстетического сознания (эстетическое чувство, вкус, идеал). 14. Эстетическая культура современного общества (элитарное искусство, массовое искусство, контрискусство). 15. Предмет этики. 16. Особенности функционирования морали. 17. Общие моральные понятия (Идеал, Добро и Зло, Выбор). 18. Общие моральные понятия (Долг и Совесть, Свобода и Необходимость, Счастье). 19. Проблемы прикладной этики (Рациональность и эгоизм, Благотворительность). 20. Проблемы прикладной этики (Эвтаназия. Смертная казнь). 21. Нравственный опыт (Удовольствие, Польза, Справедливость, Милосердие). 22. Античная этика (Сократ, Эпикур, Аристотель, Платон). 23. Этические учения Древнего Востока (Будда, Конфуций). 24. Средневековое христианское учение о нравственности. Этика любви Иисуса Христа. 25. Этика Нового времени. 26. Современные этические теории.
III. ТЕСТЫ:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |