Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль предприятия: понятие, формирование, виды и значение прибыли




В условиях рынка каждое производственное формирование, как обособленный хозяйственный субъект самостоятельно выбирает для себя сферу деятельности, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации и, наконец, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

В условиях рыночной экономики благополучие и существование предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли, так как прибыль является практически единственным собственным источником развития предприятия, гарантом его кредитоспособности. Поэтому прибыль является важнейшей экономической категорией, основной целью деятельности любой коммерческой организации. В связи с этим возникает необходимость в рассмотрении механизма формирования различных видов прибыли на предприятии и сферу их применения.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности на стадии производства, а в условиях товарно-денежных отношений при реализации продукции (на стадии реализации) чистый доход на уровне предприятия принимает форму прибыли. Реализация на рынке продукции означает её общественное признание. При этом, в результате реализации продукции начальной экономической категорией является выручка. Но получение выручки за реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию продукции. При равенстве выручки с затратами удаётся лишь возместить затраты, прибыль отсутствует, а следовательно отсутствует и основа развития предприятия. Когда затраты превышают выручку, предприятия в этом случае получает убыток, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. И только лишь когда выручка превышает затраты, тогда финансовые результаты свидетельствуют о получении прибыли от продаж.

Таким образом, прибыль представляет собой произведённый и обязательно реализованный прибавочный продукт. Он создаётся на всех стадиях производственного цикла, но свою специфическую форму (прибыль) получает на стадии реализации. На остальных стадиях производственной деятельности прибыль имеет форм чистого дохода.

Прибыль (убыток) от реализации характеризует, какой результат имеет предприятие от сбыта основной продукции без учёта всех других доходов и расходов. Но на предприятиях, как уже ранее было отмечено, формирование дохода зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые формируют прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные).

В соответствии с бухгалтерской отчётностью предприятий в форме №2 "Отчёт о прибылях и убытках" определяются следующие виды прибыли:

- валовая прибыль;

- прибыль (убыток) от продаж;

- прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль);

- прибыль (убыток) от обычной деятельности;

- чистая (нераспределённая) прибыль отчётного периода.

І. Валовая (маржинальная) прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров и полной производственной себестоимостью реализуемой продукции по прямым затратам. В данном случае в состав полных производственных затрат предприятия включаются только прямые затраты без управленческих и коммерческих затрат.

ІІ. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и управленческими (накладными) и коммерческими расходами по сбыту.

Прибыль от продаж можно исчислить и другим способом. Путём вычитания из выручки от продаж полной себестоимости реализуемой продукции (прямые +управленческие+коммерческие затраты)

ІІІ. Прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль) определяется исходя из прибыли от продажи и её изменений, связанных с различными операционными доходами и расходами и с внереализационной деятельностью.

Целью финансово - хозяйственной деятельности предприятия и его собственников состоит в получении чистого дохода, а при реализации продукции - в получении прибыли. Однако полученная предприятием прибыл не остаётся полностью в его распоряжении. Часть её в виде налога поступает в бюджет.

Ιν. Прибыль от обычной деятельности определяется путём вычитания из прибыли до налогообложения -налога на прибыль.

V. Чистая прибыль определяется путём суммирования прибыли от обычной деятельности (Ιν) с сальдовой разницей между чрезвычайными доходами и расходами. Чистая прибыль предприятия является главным источником финансирования его потребностей для расширенного и частично простого воспроизводства. Эта прибыль в рамках предприятия используется в основном на накопление и потребление. Средства, направляемые на накопление (амортизационные отчисления и часть прибыли) составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно-техническое развитие, определяют перспективу развития предприятия. На основе прибыли, идущей в фонд накопления, происходит также формирование финансовых активов, то есть приобретение ценных бумаг, долей, участие в других предприятиях. А средства направляемые из прибыли на потребление, используются для материального стимулирование работников, на различные социальные мероприятия.

Механизм формирования различных видов прибыли в условиях предприятия согласно формы №2 " Отчёт о прибылях и убытках" можно представить в виде следующей схемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.