Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеология всеединства

Описание Абсолюта-всеединства Соловьев считает главной задачей философии. Новизну своего подхода к этой проблеме он выражает в двух своих трудах “Кризис западной философии” и “Критика отвлеченных начал”. Соловье критикует представления, посвященные этой проблеме, которые существовали в европейской философии вплоть до середины 19 века. В этих представлениях Абсолют предстает как “отвлеченное начало”, т.е. как абстракция, получающаяся в результате расчленения целостного бытия, целостной жизни на отдельные качества и затем через субстанциализацию одного из этих качеств. На самом деле Абсолютом может быть только целостное бытие, целостная жизнь. Главное понять, что такое бытие и жизнь в их истинной сущности и с помощью какой способности мы способны постичь их.

Цель истинной философии, по Соловьеву, должно быть определение конечного смысла человеческой жизни и человеческой деятельности. Решить эту задачу философия сможет только после того, как установит истину о существующей реальности. Истина, по мнению Соловьева - это то, что есть, т.е. истинным знанием мы называем знание того, что есть. Но как тогда отделить истину от лжи? Соловьев разбирает многочисленные попытки решить эту проблему и приходит к выводу, что все они сводятся к двум вариантам, которые воплощены в эмпиризме и рационализме: в обоих случаях речь идет о том, чтобы найти надежный критерий различения того, что подлинно есть.

В эмпиризме в качестве такого критерия выбираются ощущения, чувственный опыт: существует то, что постоянно воспроизводится в виде чувственных данных в нашем опыте. По Соловьеву, окончательной и наиболее последовательной формой эмпиризма является позитивизм, постулирующий полную относительность восприятий реальных предметов и иллюзий. Последовательный эмпиризм вынужден признать, что все чувственные данные есть только то, что они есть, - только чувственные данные, наличные в сознании и не существующие “в себе”, независимо от сознания. Но и само сознание в этом случае должно рассматриваться как предмет чувственного восприятия, как объект внешнего чувства, а все мыслительные способности человека должны пониматься как функции мозга, которые как физические явления вновь сводятся к совокупности ощущений.

Рассматривая развитие рационалистического идеализма от Декарта до Гегеля, Соловьев заключает, что критерием истины не может быть и форма разумности, мыслимости, определяемая понятием. Чистое мышление, точно так же как и чистое ощущение есть только отношение и поэтому не может давать абсолютного знания без того, чтобы предполагать нечто абсолютное, к чему и относится мышление.

В итоге Соловьев признает в качестве единственно возможного источника истины, т.е. того, что подлинно есть, особого “внутреннего опыта”, носящего интуитивно-мистический характер и не зависящего непосредственно ни от действия чувств, ни от действия разума: у человека есть особая способность, с помощью которой он раскрывает для себя истинную реальность - основу всего чувственно воспринимаемого и мыслимого бытия. Этот внутренний опыт есть форма познания. В нем происходит различение познающего и познаваемого.

В работе “Кризис западной философии (против позитивистов)” Соловье выдвигает новый принцип гносеологии. Он заключается в признании нерушимой, основополагающей цельности и конкретности внутреннего опыта. Любая попытка отделить в этом опыте главное, фундаментальное от неглавного, второстепенного приводит к его разрушению, к распаду на абстрактные элементы, в каждом из которых уже нет истинного содержания, т.е. уже не присутствует истинно сущее. Цельное начало невозможно найти и описать, основываясь только на одной из способностей или сторон человеческого сознания, будь то разум, чувство или воля. Через каждую из них мы можем увидеть в Абсолюте только одну его сторону, ту, которая открывается существующей способности. Отсюда следует, что познание этого цельного начала не может быть ни чем иным, как интуитивным постижением своей собственной цельной личности, - постижением своей личности не в отдельных и частных проявлениях, а во всем ее бесконечном богатстве и бесконечной полноте, во всей ее иррационально-жизненной конкретности. Каждая эмпирическая личность есть неповторимое явление Абсолюта, и именно поэтому в мистическом акте проникновения в потенциально бесконечную глубину своего внутреннего мира каждый человек открывает абсолютное начало мира как тождественное своей личности.

 

Философия истории В. Соловьева

Важную часть философской системы Соловьева составляет его историческая концепция, концепция развития природы и человеческого общества. Через нее метафизическая концепция “отпадения” мира от идеального всеединства и его постепенного возвращения к состоянию всеединства получает эмпирическое подтверждение.

Распадение всеединства произошло в результате неправильной реализации отдельными метафизическими существами своей свободы. Это привело к появлению эмпирического мира и в исходной точке своего существования мир приближается к состоянию полного хаоса. Его дальнейшее развитие связано с постепенным восстановлением единства элементов бытия. “Двигателем” этого процесса является София, душа мира, которая после падения мира находится в нем как скрытая сила, проявляющаяся сначала в виде тяготения, формирующего космические объекты (астральная эпоха развития мироздания), затем в виде теплоты, света, электричества, магнетизма и химизма, производящие системы тел, подобных нашей Солнечной системе (солярная эпоха), наконец, в виде витальных сил, формирующих на нашей земле органическую жизнь (органическая эпоха).

Соловьев дает свое определение красоты в природе: красота - это преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала. Это начало Соловьев называет идеей, под которой он понимает динамическую причастность частных и единичных объектов абсолютному единству целого. Т.е. красота - это все более полная причастность раздробленного материального мира (и каждого его объекта) к абсолютному всеединству, выступающему конечной целью всего мирового развития. Þ понятно, что значит “красота спасет мир”.

Человек оказывается тем элементом, вокруг которого происходит ”кристаллизация” всеединства. Поэтому история человека, совершенствование человеческого общества является наиболее важным процессом и привлекает наибольшее внимание Соловьева в его попытках доказать, что мироздание идет к утраченному когда-то идеальному состоянию. Рассматривая человеческое общество, Соловьев находит в нем действие трех главных сил, которые определяют всю его историю. Первая - унифицирующая, сводящая человеческое общество к насильственному и однородному единству; вторая - дифференцирующая общество на независимые и конкурирующие элементы; третья - в своем действии реализует органическое единство элементов без подавления их индивидуальности и самобытности. Итогом действия последней силы должно стать возникновение идеального общества, после чего история должна прекратиться, поскольку достигнута окончательная цель развития.

Соловьев выделяет три слагаемых общественной жизни, которые соответствуют трем способностям человеческого сознания - воле, мышлению и чувству, - сферу общественного союза, сферу знания и сферу творчества. Каждую из этих сфер он затем подразделяет на три составляющие в соответствии с их ориентацией на внешнюю, материальную природу, на формальное совершенство соответствующей сферы или на выражения отношений человека с Абсолютом. В сфере общественного союза это приводит к выделению экономического общества, политического общества и духовного общества (церкви). В сфере знания это дает положительную науку, философию и теологию. В сфере творчества тремя составляющими являются техническое художество, изящное художество и мистика (творческое, чувственное восприятие человеком высшего начала).

Первоначальное состояние общества характеризовалось слитностью всех указанных элементов, на втором этапе происходит их обособление и реализация их внутренних потенций; после этого появляется возможность нового синтеза основанного на свободном и органичном соединении-слиянии самостоятельных сфер; результатом такого слияния должно стать рождение идеальных, или цельных, форм общественной жизни: сферы цельной общественной практики - свободной теократии, сферы цельного знания - свободной теософии, сферы цельного творчества - свободной теургии, которые, слившись вместе, приведут общество к состоянию цельного общества. Соловье приходит к заключению, что осуществление последней стадии развития человеческого общества должно стать исторической миссией русского народа, который в своем развитии избавлен от односторонних начал и поэтому способен осуществить органический синтез всех сфер общественной жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Н.А. Бердяев: от марксизма к христианству. Христианский персонализм Бердяева | Софиология С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.