КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория «Периферийной экономики».
Основные направления и регионы особенности экономической теории «Третьего мира». Латинская Америка. Лекция 16 Латиноамериканские страны после политического освобождения были вовлечены в мировой рынок и превратились в поставщиков сырья. Проникновение иностранного капитала, в основном английского и североамериканского, привело к тому, что на протяжении XIX—XX вв. утвердилась монокультурная специализация латиноамериканского региона. На пять статей экспорта (нефть, сахар, кофе, медь, хлопок) приходилось 62% всей его стоимости. Происходивший рост иностранного финансирования экономики приводил к колоссальному росту внешнего долга. Экономическая отсталость стала объективной основой поиска выхода из тупика. В 40-е гг. родилась концепция периферийной экономики, когда аргентинец Рауль Пребиш выдвинул понятия «центр» (ведущие развитые страны) и «периферия» (экономические отсталые районы мира) и заявил о необходимости разработки «главной» стратегии развития в связи с перестройкой международных экономических связей. В теории периферийной экономики одной из главных проблем была Ученые Латинской Америки своеобразно подошли к другой важной проблеме — проблеме планируемой индустриализации. В теории периферийной экономики были раскрыты особенности процесса замещения импортных товаров в различных отраслях, исследованы темпы и факторы роста экономики латиноамериканских стран и рассмотрены методы экономического программирования. Было доказано, что слаборазвитость «третьего мира» и рост развитых стран являются взаимосвязанными явлениями, в связи с чем, необходимы политико-экономические решения, которые позволят перейти к программированию развития на новом «орбитальном уровне». Он отмечает, что главная беда развивающихся стран — имитация характера потребления в развитых странах. Это сводит на нет долю «излишка», идущую на накопление. Но если цель — повысить измеримое благосостояние масс, необходимо иметь в виду те пределы, границу, за которой интенсивная индустриализация будет означать падение производительности».
2.Страны Ближнего Востока: «арабский социализм» и «исламская альтернатива» Концепция третьего пути в арабских странах оформилась в 50—60-е гг. XX в. в теорию «особого пути к социализму». К этому моменту в арабском мире завершился процесс национального освобождения. На волне освободительного движения развивается леворадикальная революционная тенденция, в ряде арабских стран было объявлено о намерении строить социалистическое общество (Египет, Ирак, Алжир, Судан, Южный Йемен). Социалистическая идея в этих странах была замешена на арабском и местном национализме. Так появились различные варианты «арабского социализма» (в Алжире — алжирский социализм, в Тунисе — дустумовский социализм, в Сирии и Ираке — баасистский социализм, в Египте — насеризм). Экономисты этих стран (такие, как Самир Амин (Египет), Сальман Хасан (Ирак), Башир ад-Даук (Сирия) и др.) пытались дать теоретическое обоснование осуществляющихся там социалистических преобразований. Круг вопросов в их исследованиях определялся конкретными мероприятиями, такими, как: · национализация иностранной собственности и · национализация собственности местной буржуазии, · проводимые или готовящиеся аграрные реформы, · первые шаги индустриализации, · попытки реализовать на практике официальную установку «арабского социализма». Теория «особого пути к социализму» вошла в программу правящей баасистской партии Ирака — партии арабского социалистического возрождения. Основой экономической концепции «особого пути к социализму» являлась своеобразная трактовка собственности как достояния всей арабской нации, поскольку провозглашалось, что природные ресурсы и средства производства принадлежат народу. Частная собственность, государственная и кооперативная собственность трактовались как разновидности социалистической на базе идеи «социального равноправия для всех». Вышедшая на первые роли в 70-е гг. в арабских странах фундаменталистская альтернатива предполагала возврат к Золотому веку арабской истории, связанному с деятельностью пророка Мухаммеда, со становлением первой мусульманской общины. Она предполагала также воссоздание в новых условиях исламской цивилизации, составляющей историческую альтернативу еврохристианской цивилизации (в качестве вариантов последней фундаменталисты рассматривают капитализм и социализм). Анализ концепции «исламской альтернативы» показывает ее неоднородность и многовариантность. Одним из видных сторонников этой концепции является иракский ученый Мухаммед Бакра ае-Садр. Его экономическая концепция изложена в объемной монографии — «Наша экономика» (1982). Он считает, что человечество мечется между капитализмом и социализмом, хотя оба этих европейских варианта обречены на неудачу. Ас-Садр негативно оценивает как ярко выраженный эгоизм и индивидуализм при капитализме, так и классовый эгоизм при социализме. «Капитализм культивирует в личности эгоизм, одновременно обеспечивая ей свободу эксплуатации себе подобных в самых разных сферах», - заявляет он, отмечая при этом прогресс европейской цивилизации и ее гарантию свободы потребления. Социалистический путьас-Садр считает неприемлемым, так как этот путь исключает личную свободу, предполагает авторитарную систему правления, при которой эксплуатация не исчезает, а принимает другие формы. В свете критики обоих направлений европейской цивилизации для ас-Садра очевидной альтернативой является «исламский путь», который пригоден не только для арабо-мусульманского мира, но может быть избран и всем человечеством. Далее, предлагая некий универсальный фактор, который ас-Садр обозначает понятием «экономический мазхаб», то есть способ, «благоприятствующий реализации необходимых предпосылок в экономической жизни общества, способствующий решению стоящих перед ним проблем». В качестве основы «исламского экономического строя» он называет смешанную собственность, экономическую свободу в меру.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |