КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сооружения обслуживания движения
Лекция 16 1. Классификация сооружений обслуживания. По своему назначению объекты сервиса делятся на три группы: для обслуживания участников дорожного движения (водителей и пассажиров), технического обслуживания автомобильного транспорта и устройства аварийно-вызывной связи. К первой из них относятся: - площадки отдыха, которые предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров транспортных средств. Они состоят из трех планировочных зон: стоянки с въездом и выездом; отдыха и санитарно-гигиенической. Кроме этих обязательных элементов генеральный план площадки отдыха может дополнительно включать зону технического осмотра транспорта с эстакадой или смотровой ямой; - пункты торговли (магазины, павильоны, киоски), различающиеся по размерам и капитальности зданий, площади торгового зала, времени обслуживания, ассортименту товаров и методам продажи; - пункты (предприятия) питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты и пр.), которые различаются размерами и капитальностью зданий, числом мест, временем и видом обслуживания, номенклатурой продукции; - сооружения длительного отдыха (автогостиницы, мотели, кемпинги), отличающиеся планировкой и капитальностью зданий, временем эксплуатации (круглогодичные, сезонные), количеством, площадью, размерами стоянок и их размещением относительно зданий. Автогостиницы близки по структуре к гостиницам общего типа и состоят из многоэтажного корпуса и охраняемых стоянок. Мотели и кемпинги в отличие от автогостиниц обеспечивают поэкипажное расселение автотуристов с обязательным наличием индивидуальной стоянки автомобиля вблизи жилых помещений. Во вторую группу объектов сервиса входят сооружения, предназначенные для технического обслуживания транспортных средств (заправка топливом и смазочными материалами, технический осмотр, ремонт и мойка), автозаправочные станции (АЗС), станции технического обслуживания (СТО), пункты технической помощи (ПТП), пункты мойки автомобилей, а также устройства для технического осмотра автомобилей (эстакады, смотровые ямы).Устройства для технического осмотра автомобилей (смотровые ямы и эстакады) не являются самостоятельным объектом автомобильного сервиса. Как правило, их сооружают на площадках отдыха, на территории СТО и ПТП. На территории комплексных объектов концентрируются значительные транспортные и пешеходные потоки, что усложняет обстановку и отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения. Поэтому стадийное развитие комплексов на базе объекта одного вида всегда должно включать соответствующие, изменения площади стоянок и подъездов к ним, схем и номенклатуры технических средств организации дорожного движения.
2. Размещение и планировка площадок кратковременного отдыха водителей и стоянок. Видовые площадки. Для кратковременного отдыха водителей и пассажиров продолжительностью, как правило, менее 1 ч без ночлега и для технического осмотра автомобилей (без мойки или смены масла) необходимо сооружать специально оборудованные площадки, так как остановка на обочинах дороги допустима только в случае технической неисправности автомобиля. Места отдыха должны располагаться в привлекательной местности, которая обеспечивала бы их полноценность. Придорожные места кратковременного отдыха могут быть трех видов: панорамные (они же видовые площадки); пейзажные, расположенные в живописных местах с закрытым ландшафтом, на лесной поляне, у водоемов среди деревьев, у опушки леса; историко-монументальные, расположенные в местах, связанных с историческими событиями или с жизнью и деятельностью великих людей. Площадки отдыха должны быть, как правило, отделены от проезжей части основной дороги островком шириной не менее 10 м. Места кратковременного отдыха размещают, как правило, на обрезах полосы отвода или за счет незначительного ее уширения. Они должны располагаться не ближе 1 км от населенных пунктов, мотелей, ресторанов или АЗС. Их выбор не обязательно связан с наличием живописного пейзажа. Большое значение имеет укрытие от ветра и наличие тени в жаркие летние дни. Видовые площадки устраивают в местах, откуда открывается панорама развитого в глубину пространства, что возможно на перевалах, закруглениях дороги, над обрывом у водотока или водоема, на подходах к высокому мосту, на возвышенности, с которой открывается панорама города или исторических мест и других достопримечательностей. Площадки отдыха (стоянки) преимущественно для грузовых автомобилей и автобусов устраивают в виде полосы уширения вдоль проезжей части основной дороги, расположенной нa земляном полотне; прочность дорожной одежды должна быть рассчитана на их осевые нагрузки. В любых местах кратковременного отдыха следует предусматривать три зоны, зрительно четко отделенные друг от друга: - зона стоянки автомобилей со съездами и выездами и сооружениями при ней для технического осмотра автомобилей (зона А); - зона отдыха, оборудованная навесом для укрытия от непогоды, столами и скамьями, а также декоративным озеленением (зона В); - санитарно-гигиеническая зона с мусоросборником, туалетами и декорирующим их озеленением (зона С). При сквозном движении по площадке без разворота автомобилей (линейный тип планировки) требуется два съезда (въезд и выезд) с размерами съездов по нормам дорог IV категории (ширина проезжей части 3 м обочины по 1 м). Линейные площадки представляют собой «карман», иногда отделенный от дороги полосой деревьев и кустарника. Они особенно целесообразны при их размещении на узкой полосе земли между дорогой и сельскохозяйственными угодьями, или между дорогой и обрывом или водотоком (рис. 76). Ширину обочин на стоянках принимают 2 м с левой стороны (для объезда) и 1 м справа; возможна другая планировка стоянки: обочина шириной 2,5 м слева, а справа - бордюр высотой над покрытием 15 см. Рис. 76. Линейная площадка у водотока Тупиковая схема планировки целесообразна в лесу, если в стороне от дороги находится поляна, озеро, выработанный карьер; если вид на окрестности открывается с холма, лежащего у дороги; у реки, когда вид на мост требует выноса видовой площадки в сторону от дороги и т. д. На площадке тупикового типа ширину проезжей части принимают, как на дорогах V категории, т. е. 4,5 м с обочинами шириной по 1,75 м. Для обеспечения разъезда встречных автомобилей устраивают покрытие серповидного поперечного профиля или обочины укрепляют на ширину по 0,76 м с каждой стороны. Съезды, ведущие к площадке тупикового типа, стремятся прокладывать по гребню поперечных гряд рельефа, чтобы упростить водоотвод, или искривляют в плане, или трассируют их под углом к направлению основной дороги, не превышающий 60°. Тупиковая площадка должна оканчиваться поворотным кольцом с радиусом по оси проезда не менее 12 м (рис. 77) или прямоугольной площадкой для разворота с размерами в плане не менее 2020 м. Между кромкой покрытия такой площадки (кольца) и стеной здания, оградой, бровкой откоса (обрыва), подпорной стенкой необходимо предусматривать обочину в виде полосы газона или пешеходной дорожки шириной не менее 1,5 м. Рис. 77. Вариант планировки площадки отдыха тупикового типа На поворотном кольце устраивают покрытие г виде полосы шириной 4,6 м с центральным островком шириной (или диаметром) 20 м, который приподнимают над уровнем покрытия на 5-10 м без окаймления его бордюром. В стесненных условиях, а также на горных и парковых дорогах допускается устройство стоянки (зоны А) вдоль основной проезжей части на том же земляном полотне, а зоны отдыха - в стороне от дороги, иногда значительно выше или ниже (рис. 78, а). На видовых площадках зона В (она же обзорная зона) должна быть расположена так, чтобы автомобили, стоящие в зоне А, не заслоняли вид с нее. Для этого стоянки размещают с. нагорной стороны, или на 3-5 м ниже зоны отдыха, или в стороне от последней. В зоне А, кроме въезда, выезда и полосы стоянки, может быть через 30 - 40 км предусмотрено смотровое устройство - эстакада или полуэстакада или через 80 - 100 км площадка для регулировки фар (см. п.15.3.12 и рис. 78, в, б). Для площадок выбирают прямые участки дороги с небольшим продольным уклоном (не более 30 %), с обеспеченным естественным водоотводом и ровной, сухой грунтовой поверхностью. Уровень земли на стоянке не должен отличаться от уровня обочин основной дороги более чем на 0,5 м, благодаря чему сокращаются затраты на планировку территории и постройку съездов. Исключение допустимо только для площадок тупикового типа (см. п.16.3.9). При обочинах шириной менее 2 м необходимо предусматривать через 1,5 - 2 км остановочную полосу шириной 3,5 м на два-три автомобиля, располагаемых в шахматном порядке. При устройстве таких полос нужно запрещать остановку автомобилей на обочине. В горных условиях на таком же расстоянии устраивают аварийные стоянки, длина которых делается равной удвоенной длине переходно-скоростных полос торможения.
Рис. 78. Стоянка в стесненных горных или парковых условиях: а - стоянка; б - смотровое устройство; в - площадка для регулирования фар Частота размещения мест кратковременного отдыха и методы организации движения на них зависят от местных условий и интенсивности движения по магистральной дороге. В связи с этим выделяют три группы таких условий: I-расположение автомобильной дороги (любой категория) в застроенной местности, например, в пригородах крупных городов, при незначительной доле транзитного движения по магистральной дороге республиканского значения, а также вне пригородной зоны у дорог с незначительной интенсивностью движения; II-автомобильные магистрали I категории с интенсивностью движения более 8000 авт/ч (свыше 100 000 авт./сут) при значительной доле транзитного движения в общем потоке; III-расположение сооружений на дороге магистрального значения в неосвоенной малообжитой местности (в горах, пустыне, тайге и др.) с преобладанием транзитного движения на значительное расстояние. Площадки кратковременного отдыха на автомобильных дорогах I и II категорий располагаются не реже чем через 10 - 15 км и на дорогах III категории - через 20 - 30 км с учетом наличия площадок-стоянок у АЗС, пунктов ГАИ, магазинов, столовых, станций обслуживания и т. д. Вместимость стоянок принимается не менее пяти автомобилей. На магистральных дорогах I и II категорий при подходах к крупным городам вместимость стоянок может быть увеличена. Места устройства площадок-стоянок определяются размещением АЗС, СО, столовых, кафе, магазинов и других предприятий, около которых скапливаются останавливающиеся автомобили. Площадки-стоянки принимаются в расчет при назначении мест для площадок кратковременного отдыха на перегонах.
3. Стоянки автомобилей. На автомобильных дорогах всех категорий протяженностью более 30 км около торговых и общественных зданий, столовых, кафе, пунктов медицинской помощи и других мест, где останавливается большое число автомобилей, необходимо предусматривать стоянки, рассчитанные не менее чем на 5 легковых автомобилей. Стоянки необходимы также в комплексах обслуживания движения, у АЗС и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Планировку, размеры и тип дорожной одежды стоянок у предприятий торговли, общественного питания и предприятий обслуживания движения рассчитывают на размеры и вес грузовых автомобилей с полуприцепами. Стоянки преимущественно для легковых автомобилей оборудуют около музеев, парков, достопримечательных мест; стоянки значительного размера с выделением отдельных мест для легковых, грузовых автомобилей и для автобусов предусматривают у придорожных гостиниц и в комплексах обслуживания. При планировке стоянок исходят из следующих площадей, занимаемых одним автомобилем:, легковые при продольной установке, «в затылок» - 72,5 м (площадь 16 м2); при поперечной установке с зазором шириной 1,0 м, без которого нельзя безопасно раскрыть дверцы и выйти - 52,5 м (площадь 13 м2); для грузовых автомобилей при продольной установке - 102,5 м (площадь 25 м2), при поперечной установке - 74 м (площадь 28 м2). Для ориентировочного назначения, суммарной площади покрытия на стоянках вместе с проездами и площадью для маневрирования, следует исходить в среднем, из 25 м2 на легковой автомобиль и 40 м2 на один грузовой автомобиль. При косой установке автомобилей на стоянке каждому легковому автомобилю требуется ширина вдоль фронта стоянки 3.3 м, т. е. место размером 3,34,5 м (площадь 15 м2). Ширина полосы для въезда, выезда и для движения в пределах территории стоянки зависит от длины расчетного автомобиля, его минимального радиуса поворота (около 8 м у легковых и 16 м у грузовых автомобилей) и угла установки автомобилей на стоянке. Желательно, чтобы проезд к месту установки автомобиля на стоянке, происходил при движении вперед, прямо и по возможности без маневрирования. Не допускается выезд с территории стоянки на дорогу или основную проезжую часть при маневрировании задним ходом. В населенных пунктах вместимость стоянок и их. размеры назначают согласно требованиям, принимая по 25 м2 на легковой автомобиль. Наименьшее число мест на стоянке в этих случаях - три. На всех стоянках и остановках общественного транспорта вне населенных пунктов обязательно устройство туалетов (санузлов) и мусоросборников. Туалеты могут быть как отдельностоящими, так и встроенными в здания АЗС, СТО и других предприятий обслуживания движения. На всех стоянках вблизи АЗС, СТОА и пунктов ГАИ необходимо оборудовать смотровые устройства для технического осмотра автомобилей. На стоянках возле постов ГАИ должны иметься устройства для регулировки фар автомобилей.
4. Автобусные остановки. Остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м. Автобусные остановки на дорогах I-а категории следует располагать вне пределов земляного полотна, и в целях безопасности их следует отделять от проезжей части. Остановочные площадки на дорогах I-б-III категорий должны отделяться от проезжей части разделительной полосой. Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь покрытие на площади не менее 102 м и на подходе к павильону. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки. От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки или тротуары до существующих тротуаров, улиц или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстояние не менее расстояния боковой видимости (п. 4.20). Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов следует располагать на прямых участках дорог или на кривых радиусами в плане не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м для дорог III категории и 400 м для дорог IV и V категорий и при продольных уклонах не более 40 ‰. При этом должны быть обеспечены нормы видимости для дорог соответствующих категорий. Автобусные остановки на дорогах I категории следует располагать одну против другой, а на дорогах II-V категорий их следует смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки следует располагать от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости. На дорогах I-III категорий автобусные остановки следует назначать не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 1,5 км. Автобусные остановки на перегонах должны иметь туалеты. Автопавильоны устраиваются на автобусных остановках, где количество отправляющихся пассажиров не требует кассовой продажи билетов. Вместимость павильона назначается в зависимости от величины населенного пункта. Выбор типа павильона определяется климатическими условиями, требованиями архитектурного оформления дороги и увязки с окружающим ландшафтом. Не следует размещать павильон ниже проезжей части подъезда к остановке.
5. Сооружения технического обслуживания автомобилей. Расстояния между дорожными станциями обслуживания определяются оптимальным значением плеча (30 - 40 км), которое обслуживает линейная техпомощь данной станции. Исходя из этого расстояния между станциями обслуживания должны быть 80 - 100 км. Максимальное расстояние может быть допущено 150 - 250 км на дорогах низших категорий. Рекомендуемое количество постов на дорожных станциях обслуживания принимается в зависимости от интенсивности движения на дороге и расстояний между ними по табл. 4. Таблица 4
6. Сооружения общественного питания. Пункты питания должны размещаться на дороге не реже чем через 100 - 200; км. При этом учитывается наличие существующих пунктов питания вблизи дороги. В настоящее время предложен ряд методик определения интервала между придорожными предприятиями питания. Так, предлагается принимать расстояния, равные пробегу транспортных средств в течение 4-5 ч (интервал между приемом пищи). Если принять среднюю скорость движения 60 км/ч, то расстояние между предприятиями питания будет 240-300 км.
Таблица 1
Анализ зарубежного опыта организации обслуживания движения показал, что для большинства стран с развитой сетью автомобильных дорог интервал между предприятиями питания составляет 30-50 км, что позволяет с достаточной степенью комфорта обслужить весь состав транспортного потока. Зарубежная практика характеризуется стремлением к комплексности обслуживания движения. В настоящее время на дорогах нашей страны происходит поэтапное формирование зон обслуживания движения на базе существующих предприятий. Их объединение в комплексы имеет ряд преимуществ, но в то же время и недостатков.
7. Места длительного отдыха и комплексы обслуживания. Придорожные гостиницы. Мотели, кемпинги, зоны длительного отдыха, комплексы обслуживания водителей. Площадки длительного отдыха следует располагать в среднем на расстоянии 40 - 50 мм одна от другой. В местах, привлекающих большое количество отдыхающих, площадки отдыха могут устраиваться чаще. На транзитных маршрутах, в местности, не представляющей интереса для отдыха, площадки могут устраиваться реже. Вместимость площадок длительного отдыха устанавливается в зависимости от степени привлечения к данному месту туристов и отдыхающих. Оптимальная, вместимость стоянки при площадках длительного отдыха -6-10 автомобилей. Вместимость стоянки может быть увеличена при расположении площадки отдыха у мест, собирающих большое количество туристов. В этом случае могут быть предусмотрены места для стоянки автобусов. Моте́ль (от англ. motor hotel) — небольшая гостиница, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один или два этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания. Для многих людей, особенно постоянно находящихся в разъездах на своих автомобилях, мотели удобны отсутствием долгих регистрационных формальностей, возможностью иметь свою машину на виду; прямой доступ с улицы в номер также является преимуществом для инвалидов. К недостаткам мотелей относится их низкий уровень безопасности, а также минимальное обслуживание Мотели устраиваются вблизи крупных городов, в курортных зонах, у исторических, архитектурных, литературных и других памятников, у прочих мест, привлекающих автотуристов и вызывающих их сосредоточение, а также для обеспечения ночлега проезжающих по дороге. На транзитных маршрутах мотели рекомендуется располагать в среднем через 200 - 300 км. Вместимость мотеля должна быть назначена с учетом выявленной потребности, а также с учетом перспективных планов развития туризма. Кэмпинг (от англ. camping «проживание в лагере») — место для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками лёгкого типа. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей. На автомобильных дорогах для обозначения кемпинга служит специальный дорожный знак. В русском языке термин кемпинг приобрел иное значение, чем исходное английское слово camping, под которым подразумевается вид туризма связанный с проживанием в палатках, домиках на колесах или специально оборудованных легких домиках.
8. Общие рекомендации по проектированию и размещению сооружений обслуживания. Основным принципом организации сети объектов сервиса является создание единой системы обслуживания на всем протяжении автомобильной дороги (или ее отдельных участках) при обеспечении безопасности и удобства движения как для пользователей данных сооружений, так и для водителей транзитного транспорта. При проектировании объектов сервиса, расположенных вблизи и на территории придорожных населенных пунктов, в расчете эксплуатационных характеристик должна быть дополнительно учтена возможность пользования их услугами жителей этих населенных пунктов. Расстояние между объектами сервиса на автомобильных дорогах и их вместимость должны соответствовать нормативным требованиям. За основу схемы размещения комплексов обслуживания и отдельно стоящих сооружений по длине дороги следует принимать модуль (единицу протяженности дороги), соответствующий рекомендуемому расстоянию между площадками отдыха на дорогах I-II категорий - от 15 до 20 км, III категории - 25-35 км и IV категории - 45-55 км. Планировочные решения объектов сервиса Основные условия размещения объектов сервиса в пределах придорожных полос состоят в следующем: - размещение объектов не должно снижать пропускную способность, ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности движения и эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, создавать угрозу безопасности населения; - место размещения объектов рекомендуется выбирать с учетом перспективной реконструкции основной дороги; - размещение, проектирование и строительство объектов следует проводить с учетом требований действующих стандартов, технических норм в части безопасности дорожного движения и экологической безопасности. Размещение объектов сервиса в пределах придорожных полос должно осуществляться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения/ При выборе места размещения объектов сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к основной дороге и съездов с нее. Объекты сервиса рекомендуется размещать на площадках в пределах полосы отвода дороги или непосредственно примыкающих к ней местах, непригодных для сельскохозяйственных работ, с естественным водоотводом. Их не следует располагать на участках с уклоном более 40 ‰, на горизонтальных кривых радиусом менее 1000 м, на внутренней стороне горизонтальных кривых, на выпуклых вертикальных кривых радиусом менее 10 тыс. м, ближе 250 м от железнодорожных переездов и 400 м от начала переходно-скоростных полос транспортных развязок, на участках, где коэффициент безопасности менее 0,8, а также там, где строительство сооружения приведет к созданию условий, при которых коэффициент безопасности будет менее 0,8 и коэффициент аварийности более 20. Площадку для строительства объектов сервиса рекомендуется выбирать по возможности в живописных местах. Размещение сооружений относительно дороги должно обеспечивать наибольшую эффективность использования территории и зданий с учетом роли, которую сооружение в дальнейшем будет играть в общем архитектурном ансамбле дороги и окружающем ландшафте. Должна быть также учтена перспектива перевода основной дороги в более высокую категорию и дальнейшего стадийного развития комплекса объектов сервиса. Площадки отдыха размещают на транзитных участках дорог не ближе 1 км от границ придорожных населенных пунктов. Их рекомендуется располагать в живописных местах (на опушках и лесных полянах, берегах водоемов, вблизи памятников). Отдельно стоящие объекты сервиса остальных видов и их комплексы размещаются как на транзитных участках дорог, так и на территории придорожных населенных пунктов, предпочтительно на их окраинах у границ перспективной застройки. На дорогах I категории с разделительной полосой сооружения одного вида должны располагаться только парно по обе стороны дороги со смещением навстречу движению на расстояние 150-200 м между точками примыкания переходно-скоростиых полос. Такое размещение однотипных объектов отдельно для каждого направления также рекомендуется для дорог остальных категорий при интенсивности движения транспорта свыше 4000 авт./сут. При размещении объектов сервиса с одной стороны дороги для пользователей услугами сооружений, движущихся в противоположном направлении, должны быть предусмотрены места разворота либо на противоположной стороне дороги устроена стоянка со смещением навстречу движению на расстояние не менее 150 м и организацией пешеходного перехода. Комплексы объектов сервиса не следует размещать ближе 1 км от мостовых переходов. Съезды к сооружениям должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 1 км на дорогах I категории, 0,5 км - II категории и 0,3 км - III, IV категории. Допускается размещение одного объекта или комплекса в 400-500 м от пересечения автомобильных дорог в разных уровнях на одной из примыкающих дорог. В этом случае для подъезда к сооружению автомобилей встречного направления используются съезды развязки. При размещении АЗС минимально допустимое расстояние от кромки проезжей части основной дороги до бензораздаточных колонок или границ подземных резервуаров для хранения нефтепродуктов должно быть не менее 25 м для дорог I категории и 15 м - для дорог остальных категорий. В общем случае элементы генерального плана объектов сервиса и их комплексов должны располагаться относительно основной дороги в следующем порядке: транспортная зона (съезд-стоянка-выезд), зона обслуживания (основное здание объекта, тротуары и пешеходные дорожки). В комплексных сооружениях транспортные зоны входящих в них объектов должны быть по возможности объединены. Вместе с тем стоянки для длительного хранения автомобилей у мотелей, гостиниц и кемпингов рекомендуется размещать обособленно. При планировке различных объектов сервиса в составе одного комплекса ближе к основной дороге следует располагать сооружения для обслуживания автомобилей (АЗС, СТО, ПТП, эстакады и пр.), а далее - сооружения для обслуживания водителей и пассажиров (зона отдыха, пункты питания, торговли, мотели и кемпинги). Виды планировочных решений территории объектов сервиса и их комплексов относительно основной дороги сводятся к двум основным схемам - линейной и тупиковой (рис.1).
Рис. 4. Основные схемы размещения сооружений относительно дороги: а - тупиковая; б - линейная; 1 - здание; 2 - стоянка; 3 - подъезды; 4 - переходно-скоростные полосы; 5 - газон; 6 - основная дорога. Рис. 1 Основные схемы размещения объектов сервиса относительно основной дороги:
а - линейная; б - тупиковая; 1 - здание объекта; 2 - стоянка; 3 - подъезды; 4 - переходно-скоростные полосы; 5 - газон; 6 - основная дорога Самой распространенной и в наибольшей степени отвечающей потребностям проезжающих является линейная схема. Она характеризуется размещением всей территории объекта или ее части в пределах полосы отвода основной дороги или на площадке, непосредственно примыкающей к ней. Эта схема предусматривает отдельные въезд и выезд с организацией одностороннего движения. Удаление кромки покрытия на стоянке от края проезжей части основной дороги должно быть не менее 6 м (минимально допустимое удаление независимо от категории дороги составляет - 2,7 м). Территорию объектов, расположенных согласно данной схеме, желательно отделять от основной дороги полосой зеленых насаждений либо островком безопасности шириной 6-20 м. При этом основное здание объекта сервиса должно быть расположено в наиболее удаленной по отношению к основной дороге части территории на расстоянии не менее 30 м от края проезжей части основной дороги. В случае расположения объектов сервиса (пунктов питания и торговли) на территории придорожных населенных пунктов это расстояние должно быть не менее 20 м. Тупиковая схема представляет собой размещение территории объекта за пределами полосы отвода основной дороги (или у ее границы) в прилегающей зоне и соединение ее с дорогой одним подъездом, проектируемым как примыкание, по которому осуществляются въезд на территорию и выезд с нее. Ширина проезжей части такого подъезда должна быть не менее 4,5 м с обочинами по 1,75 м, укрепленными по 0,75 м с каждой стороны. Подъезд должен заканчиваться стоянкой, которая кроме расчетного количества стояночных мест для автомобилей включает поворотное кольцо радиусом по оси проезда не менее 12 м для организации кругового движения или площадку для разворота размером не менее 20×20 м. Как правило, влияние на безопасность и режим движения расположенных таким образом объектов аналогично примыканию в одном уровне второстепенной дороги. Для обеспечения удобства и безопасности движения пешеходов в генеральном плане объектов сервиса должны быть предусмотрены тротуары и пешеходные дорожки. При расположении объектов на территории придорожных населенных пунктов параметры этих элементов устанавливаются согласно нормативным требованиям [10]. В остальных случаях пешеходные дорожки располагают за пределами обочин основной дороги не ближе 2,7 м от кромки проезжей части. Ширина тротуаров и пешеходных дорожек определяется интенсивностью движения пешеходов в часы "пик". Минимальное значение данного параметра составляет 1,0 м. При интенсивности движения пешеходов от 100 до 1000 и более чел/ч ширина дорожки должна составлять 1,5 м с последующим увеличением на одну полосу шириной 0,75-м на каждую тысячу пешеходов в час. Для обеспечения безопасности движения и удобства обслуживания проезжающих должно быть предусмотрено освещение территории объектов сервиса, параметры которого регламентируются нормами для соответствующих предприятий [11]. Освещение стоянок в темное время суток обязательно. При этом не должно допускаться ослепление проезжающих по основной дороге.
Стоянки и подъезды к объектам сервиса
Площадка для стоянки автомобилей - один из основных и обязательных элементов генерального плана всех объектов сервиса. Ее размеры и планировка определяются видом и эксплуатационными характеристиками сооружений, схемой их размещения относительно основной дороги. В комплексах объектов сервиса, имеющих в своем составе автогостиницы, мотели и кемпинги, наряду со стоянкой для кратковременной остановки следует предусматривать специальные отдельные площадки для длительной стоянки автомобилей. При этом для пользователей мотелей и кемпингов обязательно наличие прямого контакта жилых помещений со стоянкой автомобилей путем строительства индивидуальных стоянок. Рекомендуется избегать устройства стояночных полос у кромки проезжей части основной дороги и на ее обочинах. Стоянки следует размещать за пределами земляного полотна основной дороги в непосредственной близости от здания объекта сервиса на расстоянии до него не более 100 м. Количество мест на стоянке должно соответствовать эксплуатационным характеристикам объекта и не допускать скопления транспорта на въездах, выездах, прилегающей территории и обочинах основной дороги. В общем случае стоянка включает собственно площадку для стоянки, зону маневрирования, служащую для въезда, выезда и движения автомобилей в ее пределах. Планировочные характеристики стоянок - размеры площадки для постановки на стоянке одного автомобиля (ячейки), внутренних проездов, радиусов поворотов, зоны маневрирования устанавливаются исходя из планировки и параметров территории объекта и схемы расстановки автомобилей на стоянке. На стоянках следует предусматривать отдельные места для размещения легковых, грузовых автомобилей и автобусов. У предприятий питания и торговли, а также на больших площадках отдыха грузовые автомобили следует располагать слева, а легковые и автобусы - справа по ходу движения. При этом рекомендуется стоянки автобусов размещать возможно ближе к пунктам питания, мотелям, гостиницам и кемпингам; грузовые автомобили и автобусы устанавливать по прямоточному способу параллельно оси движения (продольно под углом 0), а легковые - преимущественно по косоугольной схеме под углом 45-90. Наиболее рациональный угол установки легковых автомобилей на стоянке 45-60. Перпендикулярная установка автомобилей (под углом 90) рекомендуется при продолжительной стоянке, а также в стесненных условиях [5], [8], [12]. Размеры ячейки определяются габаритной длиной и шириной расчетного автомобиля (наиболее распространенной модели среди возможных пользователей стоянки). Для обеспечения возможности обхода и открывания дверей автомобиля размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих размеров расчетного автомобиля. При продольном расположении стоянки (под углом 0) ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При постановке на стоянку автобусов этот зазор увеличивается до 3 м. Планировка стоянки должна обеспечивать проезд к месту стоянки автомобиля при движении вперед, прямо и по возможности без маневрирования; не допускается выезд со стоянки при маневрировании задним ходом. Ширина площадки для маневрирования определяется радиусом поворота автомобилей, их длиной, а также углом установки автомобилей на стоянке. Параметры всех планировочных элементов стоянок зависят от схемы расстановки автомобилей [8]. Основные размеры элементов планировки стоянок для различных углов установки автомобилей приведены на рис.2 и в табл.1. Планировка и параметры подъездов к объектам сервиса оказывают существенное влияние на режим и безопасность движения автомобилей. Въезжающие на стоянки и выезжающие с них автомобили не должны затруднять или задерживать движение транзитного транспорта по основной дороге. Согласно действующим нормативам [9], в местах примыкания съездов к объектам сервиса и выездов с их территории на дорогах I-IV категорий предусматриваются переходно-скоростные полосы, параметры которых назначаются исходя из интенсивности движения автотранспорта на подъездах: на дорогах I категории при интенсивности съезжающего (выезжающего) транспорта 50 и более приведенных ед/сут; на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 и более приведенных ед/сут. Длина переходно-скоростных полос разгона и торможения полной ширины составляет соответственно от 30 до 230 м и от 30 до 110 м с отгонами от 30 до 80 м в зависимости от категории и продольного уклона основной дороги (табл.2). При сопряжении переходно-скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно-скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах, но не менее чем до 50 м для дорог I-б и II категорий и до 30 м - для дорог III категории. Отгон полос торможения следует начинать с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно-скоростной полосы. Ширина переходно-скоростных полос должна быть равна ширине полос проезжей части основной дороги. На дорогах I категории обочины, прилегающие к переходно-скоростным полосам, укрепляются на ширину 1 м. Радиусы кривых сопряжения съездов и выездов с основной дороги принимаются в зависимости от категории дороги не менее 25, 20 и 15 м соответственно на дорогах I, II, III и IV категорий. При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25 % в составе съезжающего потока) радиусы кривых на съездах увеличиваются до 30 м. Въезды на территорию объектов сервиса, расположенных по линейному типу, и выезды с нее рекомендуется строить однополосными, с односкатным поперечным уклоном проезжей части, шириной 3,0-3,5 м без бордюров, с обочинами по 1,5 м (или шириной 4 м с бордюрами). Углы примыкания въезда и выезда должны быть соответственно не более 25-28 и 15-25, что обеспечивает плавное изменение траектории движения автомобилей и достаточную видимость.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |