Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип гуманизма

Принцип культуросообразности

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо, ста­новится личностью, усваивая социальный опыт поведе­ния.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необхо­димо учитывать условия места и времени, в кото­рых человек родился и в которых ему предстоит жить, т.е. культуру.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, куль­туры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других ученых (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) это называется идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обуслов­ленное его историческим развитием, географическими и при­родными условиями.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бы­товой, физической, сексуальной, интеллектуальной, полити­ческой, духовной - сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями, семьи и общества, раз­личных учреждений (школа, детские сады, вне­школьные учреждения, молодежные организации и др). Для детей с нарушениями в развитии разработана своя методика и техноло­гия приобщения детей к ценностям культуры.

Восприятия культуры ребенком происходит активно, (детские ан­самбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре). Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьюте­ром. Но пока это явление - не норма, а скорее исключение.

Реализация принципа культуросообразности требует выпол­нения правил:

• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;

• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Слова «гуманизм» и «гуманность» произошли от лат. humanus «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как лично­сти, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В.Сухомлинский и др. указывают, что сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

В сочинениях Томаса Мора (1478- 1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. были пред­приняты попытки разобраться в сущности и средствах гумани­стического воспитания: от наставления и примера до самоана­лиза и самовоспитания. По мнению М. Моитеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просве­щенного человека, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовер­шенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях.

Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто вовремя второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли детей на гибель в пе­чах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний выбрал смерть. Когда его уговаривали остаться, как хорошего врача он ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, что­бы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы под­виг, совершенный Я. Корчаком.

Любовь к детям — основной смысл жизни В. А. Сухомлинского, не случайно его труд называется «Сердце отдаю детям»; внимани­ем, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амонашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфо­ния».

Задача социального педагога вместе с другими специалиста­ми (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей.

Гуманистические идеи требуют осо­бого внимания, если речь о детях с нарушениями в развитии. Это ярко отразил в своих про­изведениях А. В. Суворов. К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в мило­сердии. Такое отношение общества к людям с проблемами формирует иждивенческую позицию у этих людей, ориентированную на получение от общества каких-либо привилегий, льгот, благотворитель­ности.

Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, че­ловеколюбия; благотворительность - деятельность, направ­ленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждаю­щемуся в ней. Милосердие, по мнению А.В. Суворова разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они» - большой мир нормальных людей и «мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура. Гуманизм - это принципиальное признание равенства всех и личностной пол­ноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспри­нимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный реша­тель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окру­жающих.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняюще­еся поведение. Такие дети вызывают чувства жалости и сострадания. Дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции де­тей) от каждого посещения взрослых ожидают подарки. Но гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, при­знания их человеческого достоинства, поиска путей, помогаю­щихпреодолеть проблемы. Гуманное отношение к де­тям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, терпимость к де­тским недостаткам.

Итак, принцип гуманизма - это признание ценности ребенка как личности, его прав на сво­боду, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание ус­ловий для развития ребенка, его творческого потенциала, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество, полноценной са­мореализации в обществе.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

• достойного отношения общества ко всем детям, независи­мо от того, в каком физическом, материальном, социальном по­ложении они находятся;

• признания права каждого ребенка быть самим собой, ува­жительного к ним отношения;

• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество;

• стремления не выделять детей с проблемами в особые груп­пы и не изолировать их от обычных детей.

 

НОРМА И ОТКЛОНЕНИЕ

План:

1 Понятия "норма" и "отклонение"

2. Типы отклонений

 

Понятие нормы имеет более 200 определений.

То, что не соответствует норме, обозначается словом "отклонение"

 

«...Мы считаем ребенка нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.)

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

 

Г.М. Дульнев и А. Р. Лурия выделили 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка:

Первое важнейшее условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

 

Отклонения могут носить негативный (умственная отсталость; преступность, алкоголизм, наркомания) и позитивный характер (талантливость, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество).

 

Типы отклонений от нормы:

Физические   Психические   Педагогические   Социальные  
• болезнь; • нарушения зрения; • нарушения слуха; • нарушения опорно-двига­тельного аппарата   • задержка психического развития; • умственная отсталость; • нарушения речи; • нарушения эмоционально- волевой сферы; • одаренность • отклонения в получении общего образо­вания; • отклонения в получении профессиональ­ного образова­ния     • сиротство; отклоняющееся поведение; алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность

Педагогические отклонения (дети не получают общего, профессионального образования) возникают когда дети не посещают школу, бродяжничают, прогуливают, не успевают по школьной программе из-за неблагополучия в семье, экологических, социальных катаклизм, когда дети теряют родителей.

Некоторые дети по состоянию здоровья обучаются на дому по основным предметам.

Социальные отклонения связаны с понятием " социальная норма " – это правила, образец действия или мера допустимого поведения людей. Социальные отклонения делятся на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Особая категория – дети - сироты (социальные сироты), которые имеют биологических родителей, но не живут с ними.

В научной литературе изучены проблемы детей с отклоняющимся поведением (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения). В педагогической литературе для этой категории детей используются термины: "трудный", "трудновоспитуемый", "ребенок с девиантным, асоциальным поведением" и др.

Асоциальное поведение – это поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное поведение – противоправное поведение человека.

 

Для диагностики физических и психических недостатков создаётся психолого-медико-педагогическая комиссия (одна на 10тысяч детей). В состав комиссии входят: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, педиатр, физиотерапевт, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог и юрист.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят все перечисленные дети: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, нахо­дящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонени­ями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут преодолеть их самостоятель­но или с помощью семьи.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение на­рушений, с другой - на реабилитацию детей.

 

На рубеже 19 – 20 вв. сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть теории: люди с ограниченными возможностями способны к социально полезной деятельности, т.е. могут материально себя обеспечить, не быть обузой для государства. Кроме того, могут быть источником дешевой рабочей силы, что выгодно государству. Таким образом, очевиден приоритет государства над личностью.

 

В Федеральную целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".

Цель программы " Здоровый ребенок " – создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Для этого решаются задачи:

ü совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;

ü совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

ü укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;

ü внедрение современных медицинских, образовательных, психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;

ü профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;

ü развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;

ü совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Мероприятия:

v совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка

v строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений

v научно-исследовательская работа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип природосообразности | Социализация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.