КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация
План: 1. Основные понятия и сущность процесса социализации. 2. Социальные статусы и роли человека 3. Факторы социализации 4. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации. Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». В различных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»; 2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»; 3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»; 4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности». Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам (длительная болезнь, изоляция, неблагоприятные условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации.
И.С. Кон считает, что понятие "социализация" шире понятия "воспитание". А.В. Мудрик указывает, что социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой в обществе и в процессе контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации в том, что она формирует человека, как члена общества, к которому он принадлежит. Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативиые различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т.д.). Социально-культурные задачи - познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи с одной стороны предъявляются человеку в вербализованной форме, с другой - воспринимаются им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов окружения. Причем, они не всегда совпадают между собой, и часто противоречат друг другу. Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения. У личности есть три пути самопознания. Первый — оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либо замечание собеседника) и сложными (например, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры). Второй путь — это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая - делать заключения не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Третий возможный путь - самооценка. Человек делает вывод об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте - через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом - чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также и антисоциальные.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |