Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные проблемы современной семьи

План

1. Классификация семей

2. Деятельность социального педагога по работе с семьей

3. Формы социально-педагогической помощи семье

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев)

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) писал о семейном воспитании:

1. Ребенок должен быть окружен атмосферой любви, тогда он сам будет способен любить и делать людям добро.

2. Воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова и дела, лучше если это мать.

3. Труд в семье должен быть радостным.

4. Исключить лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.

5. Чередовать занятия ребенка: труд с игрой, игру с учением, рисование с лепкой.

6. Следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.

П.Ф. Лесгафт считал, что ребенок до 7 лет все повторяет за взрослым, а потом вырабатывает собственные нравственные эталоны и оценивает свои поступки.

 

Воспитание крестьянских детей.

Труд детей определялся возрастом:

в 7 лет - мальчик обрабатывал пашню,

в 8 – носил навоз,

в 9 – убирал хлеб и кормил скот,

в 14 – косил, работал топором.

Девочка в 6 лет пасла цыплят,

8 – оставалась за старшую в семье,

в 10 – умела шить,

в 10-12 – работала в поле,

в 12 – 13 – стирала, доила коров, стряпала.

В 15 -17 – выполняла все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважения к женщине строго соблюдались в крестьянской семье. Сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность – это внушалось с детства. Вымазанные дегтем ворота были позором для девушки и семьи.

Классификация семей ( В.С. Торохтий ):

1. по количеству детей: бездетная (инфертильная), малодетная, многодетная.

2. по составу: неполная, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака.

3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи.

4. по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная).

5. по семейному быту: семья – "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

6. по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная).

7. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.

8. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная.

9. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах)

10. по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления.

11. по особым условиям семейной жизни: студенческая, дистантная, внебрачная

12. по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг)

13. по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная.

14. по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская индивидуалистическая

15. по состоянию психического здоровья здоровая семья, невротическая. виктимогенная.

 

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одно­временно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс се­мейного воспитания ребенка протекает с большими трудностя­ми, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи семьи, где родители ведут амо­ральный, противоправный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, голодны­ми, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 

Функции семьи:

1. Репродуктивная и генеративная (рождение детей и продолжение рода)

2. Воспитательная функция

3. Экономическая и хозяйственно-бытовая

4. Рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка) и психотерапевтическая ("мой дом – моя крепость")

5. Коммуникативная функция

6. Гедонистическая функция (функция здорового секса)

 

Крепость семьи определяют факторы семейной связи:

· эмоциональная близость

· физическая близость

· совместное проживание с его последствиями: совместное ведение хозяйства; совместное воспитание детей

· юридическая фиксация брака.

Семья переживает сложный этап эволюции, снижается её социальный статус, сокращается воспроизводство семьи, стабильный рост числа разводов.

Актуальные проблемы:

1. Жилищная проблема.

2. Финансово-экономическая (Не важно сколько денег, лишь бы их было достаточно).

3. Проблема занятости и безработицы с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой.

4. Проблема планирования семьи

5. Проблема внутрисемейной жестокости

6. Больные дети, дети-инвалиды

7. Девиации в семье (алкоголики, наркоманы, проституция, бродяжничество)

8. Развод родителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек как жертва неблагоприятных условий социализации | Деятельность социального педагога по работе с семьей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.