Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей




Этапы социально-педагогической деятельности Функции деятельности социального педагога Методы социально-педагогичес­кой деятельности
1. Поиск приемной семьи   Информационная   Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных  
2. Изучение будущих прием­ных родителей   Диагностическая (пер­вичная диагностика)   Анкетирование, беседа  
3. Посещение семьи и учреж­дений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.)   Посредническая   Наблюдение, беседа  
4. Изучение будущей прием­ной семьи и ее окружения   Диагностическая (углуб­ленная диагностика)   Анкетирование, тестирова­ние, беседа, убеждение, изучение документации  
5. Вводное обучение Лекция, рассказ, беседа, видеофиль­мы   Обучающая (предвари­тельное обучение)   Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния  
6. Помещение ребенка в при­емную семью; углубленный курс обучения приемных ро­дителей   Патронирующая      

 

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья;

На этом этапе соци­альный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участву­ет в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, предла­гают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоро­вья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или вре­менная приемная семья. Таким об­разом, начинается предварительная диагностика потенциаль­ной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспита­нием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Соци­альный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педаго­гический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог со­вместно с другими специалистами обследует ближайшее окру­жение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это мо­жет проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного по­рядка и в поликлинику (для оценки здоровья при­емной семьи).

Пятый этап связан с предварительным курсом обу­чения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он раз­рабатывает программу вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этой случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребен­ка в приемную семью социальный педагог выполняет патрони­рующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной се­мье. Проводи­тся углубленный курс обучения родителей, социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обсто­ятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездет­ная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудив­шие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от инди­видуальности ребенка (возраст, пол, нали­чие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения

Если ребенок не усыновлен и не по­падает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения.

В домах ребенка воспитываются дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер­наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со­стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по­лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Задачи детских домов:

Ø создание благоприятных, комфортных условий, прибли­женных к домашним;

Ø обеспечение охраны здоровья детей;

Ø обеспечение медико-пе­дагогической и социальной адаптации;

Ø охрана интересов и прав воспитанников;

Ø освоение детьми образовательных программ;

Ø формирование общей культуры воспитанников, их адап­тация к жизни;

Ø формирование потребностей у воспитанников к саморазви­тию и самоопределению;

Ø создание условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

 

Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле­дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихо­жан, Е. О. Смирновой и др.

В детском доме ребёнок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком, более регламен­тированный характер деятельности ребенка по сравнению с се­мьей. Поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием при­знать свою вину.

У старших детей возникают проблемы, связанные с получением личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), с получением жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), с трудоустройством выпускников и их дальнейшим профессиональным образованием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.