Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические концепции

Ролевые теории.

Биологические теории.

Концепции девиации

ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

План:

1. Концепции девиации

2. Причины девиантного поведения

3. Формы девиантного поведения:

а) алкоголизм

б) наркомания

в) проституция

г) преступность

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятых социальных норм и правил поведения (антидисциплинарный тип поведения - уход из дома, пьянство, наркотизация, антисоциальные действия, действия сексуального характера, попытки суицида).

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, складывающийся в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответсвенности, из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста уголовной ответственности.

Типы делинквентного поведения:

o агрессивно-насильственное (оскорбление, побои, поджоги, тяжкие преступления – изнасилование, убийство)

o социально-пассивное (уклонение от работы, учебы, употребление алкоголя, наркотиков, суицид)

o корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта)

o распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основание для возбуждения уголовного дела.

Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и физиологическим строением его организма. Характерные черты преступника: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.

Американский психолог и врач У.Х. Шелдон определил тип человека, склонного к девиации: "мезоморфный тип" - тяжелый, мускулистый, атлетический.

Первый этап - ребенок получает сведения о данной роли

Затем этап - принятие роли, проигрывание. Здесь важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно (попробовать спиртное или наркотик, не значит ощутить вкус, а стремление ощутить себя среди своих)

Последний этап – закрепление выбранной роли (например, "козла отпущения", "тайного мстителя", "грубияна").

Существует мнение, что происходит процесс восхождения от слабых форм девиации к сильным (от бытового пьянства к совершению уголовного преступления).

Э. Дюркгейм указывал, когда в обществе отсутствует четкая регуляция поведения людей, отсутствуют нормы и ценности наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие, теряется стабильность института семьи.

Р. Мертон добавил, что та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности в криминальной среде.

Общественные нормы предписывают "не укради", а государство ограничивает возможность использовать законные пути получения средств к существованию.

Причины девиантного поведения:

1. Биологические - неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию

ü генетические (нарушения умственного развития, сенсорные дефекты, телесные пороки);

ü психофизиологические (психофизиологические нагрузки, конфликты, химический состав окружающей среды, новые виды энергии, приводящие к соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям);

ü физиологические (дефекты речи, внешняя непривлекательность)

2. Психологические факторы – психопатологии, акцентуации характера

3. Социально-педагогические – дефекты школьного, семейного или общественного воспитания (педагогическая запущенность, учебная дезадаптация)

Стадии развития учебной дезадаптации:

· учебная декомпенсация – трудности ребенка в изучении одного или нескольких предметов при наличии интереса к обучению;

· школьная дезадаптация –вместе с трудностями в обучении присутствуют нарушения поведения (конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);

· социальная дезадаптация – полная утрата интереса к учебе, одноклассникам, уход в асоциальные компании, увлечение спиртным, наркотиками;

- криминализация среды свободного времяпровождения.

4 Социально-экономические и правовые факторы – социальное неравенство, снижение уровня жизни народа, рост семейного неблагополучия, слабая материальная база учреждений образования. Несоблюдение права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ, невыполнение положения конституции о праве на жильё.

5. Морально-этические факторы – низкий морально-нравственный уровень, издержки государственной молодежной политики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-педагогическая деятельность в детском доме | Причины и последствия детского алкоголизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.