КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории влияния СМИ на личность, группы и их последствия
СМИ: виды и основные функции План 1. СМИ: виды и основные функции; 2. Методы воздействия СМИ на личность и группу.
Средства массовой информации (СМИ) обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся воспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения, побуждения к активным действиям. Средства массовой информации - социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе К основным видам СМИ относятся: • радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие; • печать -.словесное и графическое воздействие; • кино - художественно-образное воздействие; • телевидение - интегрированное акустическое и художественно творческое воздействие; • компьютерные технологии (Интернет) - оперативное взаимодействие потребителя с информационными потоками
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии.
Основные функции СМИ: • общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач); • воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.). • информационная (от лат. informatio - разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации; • обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора; • художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки; • художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале; • развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).
Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика - способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ. Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения влияния на человека, группу.
• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них похожие реакции. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн. человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей! • Теория социального научения (Альберт Бандура). Подход возник в бихевиористской психологии. В основе лежит утверждение, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. СМИ демонстрируют примеры поведения, что становится источником научения. Чтобы происходило социальное научение, необходимо: 1) наличие примера; 2) запоминание модели поведения; 3) осмысление действий; 4) мотивация; 5) реализация модели поведения. • Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер). СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у потребителей представлений о социальной реальности. Такое влияние формирует определенные взгляды, что находит применение в процессе решения политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр. • Теория социализации (теория социального развития). СМИ - источник знаний о мире. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ. • Теория использования и удовлетворения. СМИ существует, когда есть зритель. Важная задача - создание своей аудитории. Поэтому создаются передачи, которые максимально захватывают зрителя сюжетом, для этого активно используют знания психологии.
Влияние СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря: • актуальности информации; • настрой зрителя на восприятие этой информации. • соответствие информации интересам, потребностям аудитории. • эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций - эффект «взаимозаражения». Может быть эмоциональное единство с героем фильма - «эмоциональная инфекция». Это характерно для детей и подростков, после просмотра фильма они имитируют речь, поступки героев фильма. • создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Для усиления достоверности информации приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»; • напряженное ожидание создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. На этом эффекте строятся сериалы, многосерийные фильмы.
Последствия: • поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. • когнитивные последствия. Изменяются знания, мировоззрение, суждение зрителей. • отношение человека к жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно Интернетом приводят к формированию «виртуальных» интересов, потребностей, человеку скучно от реальной жизни; • психологические последствия. При просмотре триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия; • физиологические последствия. - определенные физиологические изменения в организме. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии. Просмотр фильма ужасов или спортивного матча вызывает учащение дыхания и сердцебиения (см. табл.2),
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |