Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воздействия СМИ на личность и группу




 

Метод СМИ Преимущества эффекта воздействия метода
Информационный метод   Используется при подготов­ке реклам. Информирование зрителей о том или ином со­бытии, человеке, явлении  
Эмоциональный метод   Создание эмоционального напряжения, активное включение зрителя в сопереживание с героями события, чем усиливается эффект воздействия  
Патриотический метод   Воздействие на патриотические чувства ауди­тории, вызывающие чувство гордости или глу­бокого возмущения Применяется в рекламных целях, при проведении полити­ческих акций, выполнении определенных социальных заказов, для побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к чему-либо либо организовать «всеобщую» поддержку чего-либо и пр.)
Метод пробуждения страха   Искусственное нагнетание страха с целью фор­мирования отвращения, негодования и возму­щения по отношению к какому-либо явлению Ис­пользуется в рекламных целях, при проведении различных полити­ческих акций и кампаний
Метод создания достижений, си­туации успеха   Создается состояние удовлетворения раз­вивающимися событиями, навязывается решение проблемы. Создавая иллюзию простоты достижения успеха, втягивают человека в игры, викторины, конкурсы (участие в лото и пр.)  
Юмористический метод   Увлекая аудиторию легким юмором, ненавязчиво делают ее активным потребителем информации. Запоминается такая информация легче и устойчивее Требование - необходимо учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету и пр.  
Специальные методы (приемы) -основанные на психологических эффектах, предусматриваются ограничения для про­смотра  
Эффект процесса, искаженного восприятия действительности (Метод разработан Маей Дерен) Представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими естественные страхи человека. Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх.  
Создание фона резкого эмоцио­нального сопереживания, вкрапли­вая в него кратковременные (в пре­делах двух секунд) факты. Для усиления эффекта воз­действия используется специаль­ная музыка (Автор ме­тода Стэн Брэкидж)   Мощное психологическое воздействие на пси­хику человека, его восприятие определенной ин­формации, провоцируется форми­рование неадекватной реакции на нее Используется в клипах, ужастиках и рекламе. Стэн Брэкидж Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными кадрами.
Эффект постепенного ненавязчи­вого восприятия, приводящий к психическому исто­щению зрителя (Энди Уорхолл- известный художник)   Полное обезоруживание человека как потре­бителя информации, при котором он безропотно воспринимает все, что ему предлагает экран Извест­но, что нарушение психики начинается после полуторачасового тако­го «занудства». В картине «Девушки из Челси» на протяжении трех часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень рас­спрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стри­жет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периоди­чески сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце... По этому принципу строятся многие проповеди или теле­визионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах).  
     

Британские специалисты провели исследование психического со­стояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или уви­деть репортажи негативного, положитель­ного или нейтрального уровня. Поведение первой «негатив» группы характеризовалось повыше­нием беспокойства, депрессивным состоянием или страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить, что их заботит, то «у негативистов» проблем набра­лось больше, чем у остальных. (В последние время фильмы ужасов сильно проигрывают выпускам новостей).

СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, кото­рые необходимо учитывать социальному педагогу:

Положительные стороны СМИ Отрицательные стороны СМИ
Массовость   Однообразие в мышлении, ощущениях  
Получение знаний о мире   Иллюзия знания  
Скорость передачи информации   Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма  
Проживание определенного жизненного опыта   Доминирование эмоции, отключение разума  
Просмотр большого количества фильмов   Привитие плохого вкуса к разным видам искусства  
Спокойная (домашняя) обстановка поль­зования   Иллюзия одиночества  

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под средствами массовой информации?

2. Назовите основные виды СМИ и дайте им социально-педагогическую характе­ристику.

3. Каковы основные функции СМИ?

4. Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагоги­ческое влияние СМИ на аудиторию?

5. Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влия­ние СМИ на аудиторию.

6. Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека?

7. Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подго­товке информационных программ.

8. Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия?

9. Что понимается под информационными потребностями человека, его информа­ционно-педагогической культурой?

10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.

2. Компьютерные технологии в социальном формировании личности растущего ребенка.

3. Основы культуры взаимодействия со СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.

4. Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреж­дений культуры. М., 1979.

5. Голицын ГА., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

6. Трушин БА. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и про­блемы измерения. М., 1979.

7. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомос­ти Верховного Совета РФ. 1992. № 7.

8. Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.