Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный финансовый контроль




Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Исполнительная власть в Российской Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

 

Институт президента (от лат. praesidens - сидящий впереди) в России впервые был учрежден в 1991 году (первый Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин избран 12 июня 1991 года). Однако с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Президента РФ во многом принципиально изменился.

Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти он относится. Однако системный анализ иных конституционных положений и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).

Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

К кандидату в Президенты РФ предъявляются следующие требования:

- гражданство Российской Федерации;

- возрастной ценз - не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает);

- постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам, получившим в 1-м туре наибольшее число голосов избирателей. Победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства - избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов. Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года (Президента, избранного после 31 декабря 2008 года – шесть лет), при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд.

Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:

- смерть;

- отставка (то есть добровольный уход с поста);

- стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

- отрешение от должности (импичмент) вследствие государственной измены или совершение Президентом иного тяжкого преступления.

Конституционно установленная процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т.п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты. Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.

В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии) их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Место Президента РФ в системе государственной власти России определяется возложенными на него функциями:

- представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества;

- функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента могут быть объединены в следующие группы:

- полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов и т.д.);

- полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; подписания и обнародования федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями и т.д.);

- полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.);

- полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и т.п.);

- полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград; осуществление помилования и др.).

 

 

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента - Совет Федерации (верхняя палата) и Государственная Дума (нижняя палата).

Государственная Дума:

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года (Государственная Дума нового созыва и все последующие будут избираться на 5 лет) непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Требования к кандидатам в депутаты:

- гражданство Российской Федерации,

- достижение 21-летнего возраста года;

- наличие избирательных прав без ограничений или лишений.

Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы сдержек и противовесов):

- после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

- в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ;

- в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ.

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным - Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы - даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях:

- в течение первого года после ее избрания;

- с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

- исполняющим обязанности Президента РФ.

Совет Федерации:

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации: в верхней палате представлены все субъекты Российской Федерации на паритетных началах - по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации - 169 членов). Представитель от законодательного органа субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта Российской Федерации назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко - в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Основными функциями парламента являются:

- представительство;

- законотворчество;

- контрольная функция.

Субъектами права законодательной инициативы являются:

- Президент РФ;

- Совет Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- Правительство РФ;

- законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - но только по вопросам их ведения.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

- внесение законопроекта в Государственную Думу;

- рассмотрение законопроекта в Государственной Думе в 3-х чтениях, принятие (федеральные законы - 50%+1 голос, федерально-конституционные законы – 2/3) или отклонение закона;

- рассмотрение закона Советом Федерации (в течение 14 дней с момента поступления), его одобрение (законы - 50%+1 голос, федерально-конституционные законы – 3/4) или неодобрение;

- подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

При этом верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

- федеральные конституционные законы;

- законы о поправках к Конституции РФ;

- финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

- законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

- законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации.

Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным - если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. Официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются Собрание законодательства Российской Федерации, "Российская газета" и "Парламентская газета"). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что является допустимым).

 

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет, в первую очередь, Правительство РФ. Однако, следует помнить, что Правительство РФ - высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Одной из основных особенностей исполнительной власти является то, что она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости.

Правительство РФ - орган коллегиальный, в его состав входят:

- Председатель Правительства РФ;

- заместители Председателя Правительства РФ;

- федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако ключевую фигуру в Правительстве - Председателя Правительства РФ - Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ - в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения - конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан).

Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ - по личному заявлению об отставке, в случае выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Такие непрерывность и преемственность в функционировании исполнительной власти необходимы, поскольку, будучи органом общей компетенции и обладая достаточно широкими полномочиями, именно Правительство РФ осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества - в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сферах науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений и др.

Основной объем повседневной, текущей работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Проведенная административная реформа определила наличие трех видов федеральных органов исполнительной власти:

1) федеральное министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности),

2) федеральная служба (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности),

3) федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции).

При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служб и федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые министры без портфеля) - полномочный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, Руководитель Аппарата Правительства РФ и др.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств).

 

 

Исходя из принципа разделения власти, Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание - вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной властей, носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

- гражданство РФ;

- возрастной ценз - не моложе 25 лет;

- высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, - работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т.п.);

- отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование).

Для отдельных категорий судей Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость - проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону;

2) несовместимость заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

3) несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вышестоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненности - предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства Российской Федерации, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

4) неприкосновенность (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта Российской Федерации) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ - с согласия судей Конституционного Суда).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется на основе следующих общих конституционных принципов:

1. Равенства всех перед законом и судом

2. Открытости, гласности, публичности судебного процесса

3. Очности судебного разбирательства

4. Доступности языка судопроизводства

5. Состязательности и равноправия сторон

6. Сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия (от имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично - наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном судопроизводстве, например, единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще, так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу - только профессиональные судьи, профессиональный судья (председательствующий в заседании) и присяжные заседатели).

7. Участия граждан в отправлении правосудия.

Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрета повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

 

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и со­провождает весь процесс движения денежных фондов, включая и ста­дию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким обра­зом, объект финансового контроля — это денежные отношения. Фи­нансовый контроль служит формой реализации контрольной

1 Планирование денежных потоков хозяйствующих субъектов более подробно изложено в гл. 6 настоящего учебника.


функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как к >сударства, так и всех других экономических субъектов.

Система государственного финансового контроля в Российской I Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской дек-'шрации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных < >рганов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные из­менения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декла­рация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организа­ции, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.

Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной не­зависимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имею­щие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффектив­ного использования бюджетных средств. В первую очередь он пре­дусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утвержде­нием и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фон­дов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обяза­тельств перед государством, включая уплату налогов и других обяза­тельных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относят­ся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

• сбалансированности между потребностью в финансовых ресур­сах и размерами денежных фондов;

• обеспечению своевременности и полноты выполнения финан­совых обязательств перед государственным бюджетом;


96 Глава 3. Управление государственными финансами


3.4. Государственный финансовый контроль



 


выявлению внутренних резервов и возможностей роста финан­совых ресурсов;

• обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

• эффективному использованию трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

• максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и много­образные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контро­ля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюд­жетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля.

Кратко охарактеризуем виды контроля, фор­мы и методы его проведения. В зависимости от субъектов, осуществ­ляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: об­щегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, обще­ственный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

Общегосударственный контроль осуществляют органы государ­ственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению до­ходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходо­вание государственных средств.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные уп­равления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятель­ность подведомственных им предприятий, учреждений и организа­ций.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществ­ляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое пла­нирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности.

С развитием общества все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций.

Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина Рос­сии1. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен

1 См.: постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».


принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финансирования террориз­ма, а также координировать деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти.

Независимый контроль производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до совер­шения финансовых операций и имеет большое значение для предуп­реждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обо­снованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов, соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмот­рения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе раз­работки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых*разделов бизнес-планов, составления прогнозных балан­сов хозяйствующих субъектов.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме ана­лиза и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по оконча­нию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятий и организаций, эффективности финансовой страте­гии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополня­ют друг друга.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяй­ственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выяв­ляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меропри­ятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности пред­приятий, учреждений, организаций. В ходе его проведения могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Обследование может проводить­ся через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Контролирующие органы проводят надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансо­вой деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он предполагает проверку соблюдения правил и нормативов, нарушение


7-2308


98 Глава 3. Управление государственными финансами


3.4. Государственный финансовый контроль 99


 


которых влечет за собой отзыв лицензии. К контролирующим орга­нам относится, например, Федеральная служба страхового надзора, основные функции которой заключаются в принятии решений о вы­даче лицензий или отказе в ней, аннулировании, ограничении, при­остановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий, выдаче или отзыве квалификационных аттестатов, осуществлении контро­ля за соблюдением страховыми организациями страхового законода­тельства, в том числе путем проведения проверок их деятельности.

Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, предполагает детальное изучение периодической или годовой финан­совой отчетности с целью общей оценки итогов исполнения сметы бюджетов, результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия, эффективности использования собственных и заемных средств.

Ревизия — это наиболее распространенная форма финансового контроля. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс про­верок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреж­дений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Цель ревизии — установ­ление целесообразности, обоснованности, экономической эффектив­ности совершенных хозяйственных операций и соблюдения финан­совой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Различают комплексные, тематические, сплош­ные, выборочные и комбинированные ревизии.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого пред­приятия, учреждения, организации. Проверке подлежат сохранность, обоснованность, законность и эффективность использования материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, качество и состояние бухгалтер­ского учета и отчетности и т.д. Для проверки специальных технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обес­печить высокое качество контроля.

Тематическая ревизия проводится по определенному вопросу деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет путем сравнительного анализа выявить типичные не­достатки или нарушения, рекомендовать (а руководству принять) меры к их устранению.

Сплошная (комплексная) ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности или по всему пред­приятию за весь проверяемый период.


Выборочная ревизия предполагает проверку части первичных до­кументов за определенный промежуток времени. Как правило, про­веряют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений перехо­дя -г к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних субъектов контроля с применением сплошного метода, других — вы­борочного, что позволяет ревизовать крупные объекты с большим документооборотом и множеством хозяйственных операций.

По материалам и выводам проведенной ревизии оформляется акт, но итогам которого разрабатываются и принимаются меры по устра­нению нарушений, возмещению материального ущерба, привлече­нию виновных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контроль проводится органами за­конодательной и исполнительной власти всех уровней. На федераль­ном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Фе­деральное Собрание РФ. Парламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответ­ствующих комитетов и комиссий. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, неза­висимо от форм собственности, ведомственной и общественной при­надлежности, органы местного самоуправления, общественные орга­низации, если они оперируют средствами федерального бюджета, ис­пользуют или управляют федеральной собственностью либо если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преферен­ции.

По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям прове­ренных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела переда­ются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений да­ются обязательные для исполнения предписания. При неоднократ­ных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздей­ствия.

Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, рас­ходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении


7*





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.