Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало и развитие научного изучения первобытного общества

 

Наш учебный курс Культурологии посвящен изучению исторических типов культуры и, как мы выяснили, самым ранним историческим типом культуры является первобытная культура. Обратите внимание: в современной историографии первобытное общество часто называют традиционным обществом, что влечёт за собой ряд дискуссионных вопросов. Во-первых, в словарных определениях традиционным обществом называют доиндустриальное общество, что само по себе неопределенно и нечётко. То ли речь идёт о современном аграрном производстве с преобладанием ручного труда, то ли о натуральном хозяйстве средневековья, то ли о примитивном труде первобытного человека. Во-вторых, в том же словаре подчёркивается, что товарные отношения в таком обществе либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Однако, в распоряжении ученых сегодня есть данные о развитии обмена с древнейших времён. В третьих, определение традиционного общества включает такую характеристику его как жесткую стратификацию и иерархичность. Однако, известно, что главная характеристика ранних стадий развития человечества – это эгалитарное общество, то есть общество уравнительное, равноправное. Таким образом, несмотря на «модность» термина традиционное общество, мы будем пользоваться термином первобытное общество и как производное – первобытная культура.

 

Интерес к описанию и изучению древности проявился ещё в античную эпоху. И древние египтяне, и греки, и римляне оставили нам описания народов-чужаков, дикарей, варваров. Такие описания сегодня в определённой степени могут рассматриваться как исторический источник изучения проблемы, однако просматривается общая закономерность в оценке этих источников. Все они описывают необычный для себя мир других народов как бы с высоты своего цивилизованного состояния. Античные авторы не пытаются предположить, что описываемая ими стадия дикости того или иного народа могла бы иметь нечто-то общее с древними этапами развития собственных народов. До таких научных обобщений не поднимаются древние историки, а их труды носят ярковыраженный описательный характер. В эпоху средневековья вопросы антропогенеза были решены раз и навсегда. Библейские Дни Творения стали отправной точкой познания мира средневековыми христианскими учеными. Тем не менее, в Средние века наука пополнилась описаниями различных регионов мира, благодаря расширению географического кругозора, особенно в эпоху Великих географических открытий. Следует, правда, заметить, что по-прежнему эмпирика главенствовала над научным анализом.

На смену эмпирическим описаниям в эпоху Просвещения пришли первые попытки философского осмысления проблемы. Выдающихся мыслителей этого времени пытались понять и объяснить ход человеческой истории, факторы, влияющие на развитие человека и общества, представить этапы движения человечества от дикости к государственности. Уже в 18 веке француз Л.Монтескье и немец И.Гердер предположили, что особенности антропосоциогенеза связаны с климатом, географической средой. Этим можно объяснить и возникновение расового различия. Французы Вольтер и Кондорсе увидели в накоплении культурных достижений, росте просвещения и обогащении человеческого разума факторы развития истории, смены общественного строя.

На базе бурного развития наук в буржуазном обществе постепенно вокруг проблем изучения глубокой древности Земли стали соединять силы представители как традиционных, так и вновь рождающихся наук - археологи, историки, философы, этологи, лингвисты, биологи, зоологи, физики, химики, психологи и т.д. Соединение усилий представителей гуманитарных наук дало возможность на базе изучения материальных остатков древних культур и знакомства с описаниями «диких» народов, сохранивших традиционный образ жизни представить в целостной картине духовный мир первобытного человека. Точные естественнонаучные дисциплины с конца XIX века внесли огромный вклад в изучение древности. Физики и химики разработали точные способы определения возраста артефактов, что сразу же вывело изучение первобытности на качественно новый уровень. С этого времени можно говорить о начале формирования комплексного научного подхода к изучению древности, в основе которого лежит научнодоказуемая хронология и достоверность изучаемых объектов. Наступило время научной систематизации, сравнений, анализа, обобщений и даже реконструкций.

Среди множества исследователей первобытной эпохи в 19 веке выделим несколько имен.

Основателем эволюционной теории происхождения человека стал Ч. Дарвин, посвятивший разработке этой научной темы всю свою жизнь. Его современником и единомышленником был Г.Спенсер, признавший естественный отбор одним из факторов эволюции (именно Спенсер ввел термин «выживание наиболее приспособленных»).Эволюционная теория сильно повлияла на стиль мышления и характер интерпретации материалов учеными 19-20веков. Постепенно сложилось целое научное направление названное эволюционная школа. Ведущую роль в ней играл английский этнолог Эдуард Тайлор. В 1871 году Тайлор издал книгу «Первобытная культура». На базе колоссального этнологического материала он систематизировал явления и элементы первобытной культуры, выстроив их в некие эволюционные ряды.

Эволюционизм в первобытной истории оказал сильнейшее воздействие на взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой свои философские взгляды подтверждает выводами выдающегося исследователя первобытности Л.Г.Моргана.

Основные тенденции развития науки в ХХ веке показывают, что на чрезвычайно расширенной базе археологических открытий на разных континентах, происходит преодоление механистической прямолинейности эволюционистских концепций, ведется новый поиск в реконструкции древности. Характерной чертой научного интереса в ХХ веке явилось внимание к изучению формирования общественного сознания эпохи первобытности. Так, например, в работах французского этнолога Леви-Стросса предложена общая структурная схема первобытного мышления. Российский археолог Ю.И. Першиц сделал интересные выводы по формированию права и морали.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технократия и человек | Проблемы антропосоциогенеза и культурогенеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.