КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы антропосоциогенеза и культурогенеза
Процесс зарождения культуры называется культурогенез. Для нас, историков культуры, рассказ о культурогенезе, то есть превращении биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека представляется достаточно сложным. В этой области знания скорее лидируют антропологи, археологи и этнологи. Не последнюю роль в изучении проблемы играют биологи, психологи, лингвисты, физики, химики, наконец. В этой пограничной области знания место культурологов с одной стороны чрезвычайно ответственно, но и одновременно «вторично». Мы следуем за первопроходцами, дающими нам материал для размышлений и выводов.
Немецкий философ Карл Ясперс, говоря о предыстории культуры, подчеркивал: «Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу» (Гуревич П.С. Культурология. ЮНИТИ, М.,2008, с.246-247). Существует несколько теорий о возникновении человека и зарождении культуры (в науке эту проблему называют антропоцоциогенезом). В их числе – так называемые орудийно-трудовая, психоаналитическая, игровая. До сих пор многие научные выводы остаются спорными и недостаточно аргументированными. Очевидно то, что переходная эпоха «очеловечивания» животного» является самой продолжительной в истории человечества, и длилась она несколько миллионов лет. Вероятно, движение от животного к особи, которую мы называем Человек разумный (HOMO SAPIENS), шло не линейно, а по разным траекториям. Если одно из направлений оказалось продуктивным, то другие продемонстрировали тупики развития и привели к гибели других популяций.
Неандертальский мальчик из пещеры Тешик-Таш. Узбекистан. Реконструкция М.М. Герасимова.
До настоящего времени не существует и единого научного взгляда на формирование общественных отношений в истории человечества. Признаки формирования людей- архантропов в коллективы (сначала в аморфно производственные или совместного проживания) современные археологи видят уже на самом раннем этапе развития человечества. Первобытная культура начала формироваться на базе осознанной творческой деятельности человека, который, благодаря развитию мозга, пришел к пониманию ценности собственной жизни и отстаиванию своего места и роли на Земле. Таким образом, процессы антропо-социо-фило-онтогенеза теснейшим образом связаны, неразрывны Нелишне заметить, что модель исторического процесса культурогенеза можно наблюдать в становлении каждого индивида с момента рождения. Развитие от биологического к культурному – это не что иное как бесконечно повторяющийся процесс становления от новорожденного к личности (один французский психолог назвал этот процесс –«от кандидата в человека к действительному человеку»). В современном мире это движение в значительной степени корректируется и ускоряется воспитательными функциями взрослых, в то время как первобытный человек осваивал эту дорогу значительно дольше и исключительно самостоятельно. Заметим тут же, как велико значение воспитания и изучения истории культуры для современного человека.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |