Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческий подход к лидерству

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА «ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

 

План лекции:

1. Обзор теории лидерства.

2. Поведенческий подход к лидерству.

3. Ситуационный подход к эффективному лидерству.

 

1. Обзор теорий лидерства

Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале 20 века стали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. Было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства и личностные характеристики эффективных руководителей.

1. Согласно личностной теории лидерства или теорий великих людей, лучшие из эффективных руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Выделили даже некоторые из этих черт:

· уровень интеллекта;

· знания;

· впечатляющая внешность;

· честность;

· здравый смысл;

· инициативность;

· социальное и экономическое образование;

· высокая степень уверенности в себе.

В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, который непременно отличает крупного лидера.

В 1948 г. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств лидерства продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью ответственностью, активным социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые - бихевиористы: «человек не становиться руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым определенным набором личных свойств».

2. Поведенческий подход. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. И появился этот подход после разочарования найти набор личных качеств. Не смотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителей, желающих побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Например, более ранние авторы бихевиористской школы рассматривали лидеров, которые вели себя демократично и считались с другими, как самых эффективных в современных организациях.

Однако, обобщая результаты исследований, использовавших этот подход, группа авторов утверждает, чтоне существует одного оптимального стиля руководства. Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль руководства.

3. Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением с одной стороны и эффективным руководством с другой стороны. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющую у руководителя информацию. (Здесь следует привести примеры о потребностях коллектива, личных качествах подчиненных, характере задания, состоянии внешней среды и наличии информации).

Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Результаты исследований показали, что разные ситуации требуют различные способы руководства. Это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести себя в разных ситуациях. Далее мы подробно разберем поведенческий подход к лидерству.

 

 

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота о человеческих отношениях в коллективе и о выполнении задачи - все это отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

По традиционной системе классификации стили могут быть:

* автократичным (стиль, сосредоточенный на работе);

* либеральным (стиль, сосредоточенный на человеке).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление неформальной организацией | Автократичное и демократичное руководство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.