Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные и социально-психологические функции общения




Вопрос

Вопрос

Существование множества различных определений понятия "об­щение" прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совмес­тной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру­гого человека**.

На практике часто путают или отождествляют два понятия "об­щение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозна­чить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждо­го элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информа­цией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Есте­ственно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку дан-ные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

Здесь важен вопрос о средствах и механизмах воздействия учас­тников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности*.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, собы­тие), который выступает в качестве указания и обозначения и исполь­зуется для приобретения, хранения, переработки и передачи инфор­мации.

Так, слово "стол" — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для переда­чи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления вза­имопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его, желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л..С. Выготского "Мышление и речь" его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о "внутреннем значении", которое "...имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст выска­зывания. Слова "Карету мне, карету!" вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее по­дать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного собы­тия, а "сгусток смысла ", который за ним стоит ".

Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

Так, слезы являются универсальным проявлением горя. Однако не все культуры поощряют столь явную демонстра­цию эмоций даже в тех ситуациях, которые всеми одно­значно оцениваются как горестные. Одной из таких ситуа­ций является смерть близкого человека. В традиционной русской народной культуре было принято рыдать и вопить на похоронах. Вдова, не плачущая навзрыд, осуждалась од­носельчанами.

Вспомним теперь стихотворение О. Мандельштама "Лю­теранин ", в котором он описывает похороны по протес­тантскому обряду:

Кто б ни был ты, покойный лютеранин, Тебя легко и просто хоронили, Был взор слезой приличной затуманен, И сдержанно колокола звонили.

Горе, испытываемое вдовой покойного лютеранина, быть может, нисколько не меньше, чем горе русской крестьянки но религиозно-культурные традиции заставляли одну макси-. мально сдерживать проявление своих чувств, другуюмак­симально выражать их.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведе­ний передается одним человеком другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки Зрения знаки подразделяются следующим образом:

интенционалыше — специально производимые для передачи ин­формации;

неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информа­цию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать призна­ки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волне­ние студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом). Неинтенцио­нальные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неин­тенциональные знаки могут содержать в себе информацию не толь­ко об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Фазы общения:

1) фаза пеpеключения на контакт

2) фаза взаимонапpавленности, установления контакта, взаимоотpа-жения, актуализации установок

3) фаза взаимоинфоpмиpования, взаимодействия, обмена pечевыми или контактными действиями;

4) фаза взаимоотключения, pазpыв контакта.

Учебные вопросы:

1.Конструктивное и деструктивное общение

2. Функции общения

Рекомендуемая литература:

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2004.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.

Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М.:ПЕРСЭ, 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.