КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности информационно-коммуникативного обмена в общении
Основное содержание общения - это коммуникативный обмен информацией, имеющей определенный служебный или личностный смысл для общающихся. КОММУHИКАТИВHАЯ ЗАДАЧА: это особый тип задач, решаемых средствами социального интеллекта и коммуникативной деятельности, заключающихся в достижении специфических коммуникативных целей в условиях актуальной коммуникативной ситуации: - описать объективные и субъективные параметры ситуации - убедить в важности выполняемого действия; - убедить в правильности распределений функций; - мотивировать действие; - разъяснить последовательность действий; - сформулировать цель действий; - определить свое отношение к собеседнику; - оценить результаты действий. ТИПЫ ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИHФОРМАЦИИ: (по содержанию функций взаимодействия) - исходная, описательная ("я себя плохо чувствую..."); - объяснительная ("это происходит потому, что...") - координирующая ("я согласен", "я буду находится в школе"); - направляющая ("ты должен быть у меня в 17 часов"; "стой...", "отстань", "ко мне бегом"); - контролирующая ("почему ты этого не сделал?", "где ваше домашнее задание?") - оценочная ("это сделано вами хуже, чем вчера"; "вы подлец"); - осведомительная ("который час?"; "как мы это сделаем?"); Процесс обмена информацией в общении отличается своей социально-психологической спецификой и закономерностями. Специфика коммуникации: 1. В нем происходит не просто механическое ("магнитофонное") движение информации или ее передача, а формирование, уточнение и развитие смысла сказанного, требующего постоянной обратной связи общающихся. В противном случае часть смысла может пропасть, видоизмениться или исказиться. Опыты показывают следующее: Задуманная информация содержит 100% смысла. Высказанное задумавшим - 70% исходного смысла. Услышанное собеседником - 50-60% от задуманного. Понятое им - около 40% первоначального смысла. Пересказанное другим - может содержать иногда только до 20% исходной информации, что и приводит к ситуациям "испорченного телефона". 2. Существует эффект избирательности информационного воздействия - различное влияние одного и того же сообщения на различных людей в силу несходного его личностного смысла для них. 3. Для взаимопонимания должна существовать единая или сходная система значений сказанного ("общий язык"), используемых слов, которые предварительно должны быть согласованы. 4. В обмене информацией имеются специфические коммуникативные барьеры социально-психологического происхождения - пассивность внимания, избирательность их восприятия, влияние опыта на понимание, действие установок социокультурного происхождения. Барьером могут стать и неблагоприятные, затрудненные объективные условия информационного обмена ("шумы в канале связи"). 5. В коллективе представлены официальные и неофициальные уровни движения информации. Одно и тоже распоряжение могут по-разному объяснить руководитель и выполняющие его подчиненные. По неофициальным каналам в условиях дефицита полной информации распространяются слухи, домыслы, которые ухудшают взаимоотношения, разрушают воинский коллектив. (Hеобходимо знать людей, которые в коллективе выполняют коммуникативные роли типа: "распространитель слухов", "болтун", "толкователь смысла" и т.п.) 6. Психологи выяснили, что в процессе общения сознание каждого из общающихся обязательно находится в одном из трех возможных коммуникативных состояний. "Дитя", "Родитель" "Взрослый" 7. Часто люди в процессе общения находятся в разных психологических состояниях. 8. Обмен информацией, при котором она передается в форме, отвечающей психологическому состоянию канала восприятия адресата, почти всегда приводит к удовлетворительной коммуникации. 9. Замаскированные высказывания, скрытый смысл (контекст) которых не улавливается собеседником, часто ведут к снижению удовлетворенности контактом и неэффективности общения, хотя иногда превращаются в особую "коммуникативную игру", являясь формой выражения иронического, скрыто-агрессивного отношения к адресату. Иногда люди сознательно утаивают или искажают сообщаемую информацию. Обобщение полученного материала позволило выделить следующие наиболее характерные признаки волнения, проявляющиеся в голосе и речи при передаче ложной информации: - непроизвольное изменение интонации; - изменение темпа речи; - изменение тембра голоса; - появление дрожи в голосе; - появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения; - слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься; - появление в речи выражений нетипичных для данного человека в обычном общении; - демонстративное подчеркивание /выделение/ с помощью речевых средств- интонацией, паузами и др. каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |