КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Социализация
Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения, осуществляется путем усвоения личностью социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид: а) становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей ЗУН, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, б) усваивает нормы и ценности ориентации социальной среды; в) обучается тому, как вести себя, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; г) обучается каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности; д) формирует самосознание и активную жизненную позицию. Социализация осуществляется через ряд факторов: - целенаправленное воспитание, - обучение, - случайные социальные воздействия в деятельности и общении (напр., разговор взрослых о своих проблемах может сильно повлиять на ребенка). Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (напр. воспитательные), а постепенно переходя к позиции активного субъекта (т.к. у него есть потребности). Если активность ребенка будет полностью подавлена, тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии сильного типа нервной системы и пр.) активность будет реализоваться через различные компенсаторные выходы (напр., то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.). В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения (взаимодействие с другими людьми) и благодаря этому может происходить изменение его психики (т.е от низших психич-х ф-ций: нагл-действ. мышл., непроизвольное внимание, эмоциональная память и др., которые есть и у животных переходит на более высокий уровень развития: речь, слов-логич. мышление, произвольное внимание и пр.). Стадии и институты социализации Андреева выделяет три основных стадии: 1. Дотрудовая: · ранняя (0-7) – ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. · стадия обучения (7-17) – желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения (в основном в подростковом возрасте) · ВУЗ/техникум (18-25) – появляется желание найти свое место в обществе, быть принятым группой. 2. Трудовая (период зрелости, весь период его трудовой деятельности) – человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 3. Послетрудовая (пожилой возраст) – вносит существенный вклад в процесс передачи социального опыта новым поколениям. Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные ДОУ, школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |