КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука как сложное социальное образование. Наука и культураНаука является частью социума. Необходимой. И возникла в результате его развития, поэтому теснейшим образом связана с культурой, является ее неотъемлемой частью. Наука по-разному проявляется на разных этапах развития культуры. Необходимо различать общество традиционное и общество техногенное (но деление это условно). Предоставляют разные условия для возникновения и развития научного знания. Техногенное общество в значительной степени дает возможность для развития. Традиционному обществу свойственны: 1) консервативность; 2) более стойкая придержанность традициям; 3) стремление не менять устоев общества, его основы; 4) личность довольно строго идентифицирована и ориентирована определенным образом; 5) руководство по большей части коллективистскими интересами. Техногенному обществу свойственно: 1) поиск новых методов освоения природы, способов жизнедеятельности, внедрение новых технологий и др.; 2) позитивное отношение к переменам; 3) на передний план выходят интересы личности, индивидуализм, социальная роль. Техногенные общества стали складываться позже традиционных. Предпосылки формирования общества техногенного типа обычно относят к временам античности. Возникновение теоретического научного знания - Античность (примеры: геометрия Эвклида, Пифагор, система Аристотеля (метафизика) и др.). В Средние века была подготовлена почва для обоснования уникальности человека. Возрождение – человек – творец своей жизни, судьбы, который способен самостоятельно вступить во взаимодействие с природой. Новое время дает напрямую образцы техногенной культуры, формирует само техногенное общество. Техногенные общества, по мнению ряда ученых, прошли в развитии три этапа: 1) доиндустриальные (XVII-XVIII вв.); В наше время отдельные черты традиционалистские можно усмотреть: например, уверенность элит в своей правоте. Техногенное общество сформировало ценности, среди которых ценностью становится сама динамика – ценностью и атрибутом. Инновации тоже, конечно, ценность. Определенные темпы стали нормой и перестали быть революцией. Формирование окружающей действительности человека происходило в рамках новой парадигмы. Наука как особый вид познавательной деятельности, системы знаний имела ряд своих особенностей, которые помогали ей выделиться. Там был свой язык, своя этика и дисциплина. Характерными особенностями науки является высокая степень обоснованности выводов; четкий непротиворечивый категориальный аппарат, непротиворечивость знания. Тертуллиан: «Верую ибо абсурдно». Позитивисты утверждают, что все, что сказано в науке, должно быть сказано максимально просто, а что так не может быть сказано, то и не должно быть сказано. В науке нужно уйти от субъективности, а в искусстве без этого нельзя. Нужно уйти от эмоциональности, чтобы не нарушить объективности, в науке, а в искусстве без этого нельзя. Однако объект един – окружающая действительность В последнее время мораль приобретает все более важную роль в становлении науки и выходят на первый план проблемы сциентистские и асциентистские. Культура формирует определенные ожидания и перспективы, на которые потом опирается наука. Основные черты глобальных проблем современности, в том числе: 1) всеобщий характер; 2) угроза для всего человечества; 3) необходимость совместного решения проблем. Наука в культуре – эмпирически проверяемое и подтверждаемое развивающееся знание, которое представляет собой сложную систему, особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных системнообразованных и непротиворечивых знаний о мире. Наука – сложное социальное образование, созданное человеком для формирования и систематизации объективное знание действительности. Выражение рациональными способами законов природы, эволюции общества. Законов, необходимых для решения актуальных проблем, прогнозирования развития. В содержание науки обычно включают: 1) субъект науки; 2) социальная инфраструктура науки (научные лаборатории, организации); 3) цели научных исследований, которые обусловлены в значительной степени социальной практикой; 4) методы научного познания (совокупность, система, полученная рациональным способом – атрибутивное свойство науки); 5) процесс рационального получения знаний; 6) результат; 7) этика научной деятельности; 8) система обеспеченности научной деятельности (правовая, кадровая, этическая и др.)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |