Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура научного знания

Появление понятия, за которым стоит понимание.

Энтропия – естественный процесс, который повышает уровень неупорядоченности.

Стремление решать проблемы энтропии.

Новый тип в науке стал характеризоваться тем, что повсеместно стала использоваться идея инвариантности; стал утверждаться принцип симметрии – принцип позволяет отвлечься от несходного и связать процессы, которые поначалу кажутся несвязанными; возникают теория структур, модель вектора.

Соответственно трем основным периодам развития науки выдвигается классификация типов рациональности: 1) классическая рациональность (XVII-XIX вв.); 2) неклассическая рациональность (конец XIX – XX века); 3) постнеклассическая (конец XX – начало XXI века).

Классическая рациональность предполагала дистанцирование субъекта от объекта. Попытка получить независимого от субъекта знания об исследованном предмете.

Для неклассической рациональности характерно исследование объекта в относительности. Инструмент изучения становится необходимым при описании.

В постнеклассической рациональности учитывается соотношение объекта в том числе с определенными ценностями, целями человека.

 

Дихотомия.

Научное и ненаучное знание.

Научное знание – знание определенного уровня, качества, принципиально проверяемая информация об изучаемом предмете, отражающая на определенном языке природу, сущность этого предмета.

Признаки научного знания:

1) научные знания возникают на определенном этапе накопления знаний;

2) изложено определенным языком;

3) обязательно проверяется. Наиболее эффективная проверка – общественная практика;

4) принципиально опровергаемое;

5) со временем становится органичной частью знания более высокого порядка.

В зависимости от характера общественной деятельности научное знание может быть, например, чувственное и рациональное; эмпирическое и теоретическое.

Выделение эмпирического и теоретического уровней возможно и необходимо. Обнаружение, выявление, описание объективных законов требует выявления системы, повторяющихся феноменов, определения характера повторяемости.

Знания научные могут быть истинными и л ожными.

Не путать ложное знание с обманом!

Истиной разные философы считали совершенно различные явления.

Подходы к пониманию истинности:

1) корреспондентский (аристотелевский) – знание, соответствующее действительности, адекватно отражающее исследуемый феномен, явление, объект и др.;

2) прогматический – свойством истинности обладает все, что характеризуется полезностью;

3) конвенциалисткий – истина условна, соглашение между исследователями, между теми, кто использует полученное знание на практике;

4) когерентный – истина – непротиворечивость мышления, согласованность с самим собой.

Общепринятые свойства истины:

1) конкретность;
2) адекватность отражения свойств и средств;
3) объективность истины (независимость от сознания);
4) субъективность формы (так или иначе отражается в индивидуальном сознании);
5) относительность истины;
6) возможность носить абсолютный характер.

Самый распространенно признанный критерий истины – практика – предметная чувственная материальная целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию окружающей действительности.

Характер познавательных ситуаций различается:

1) по объекту исследования,
2) цели,
3) возможностям субъекта,
4) по уровню обобщенности получаемых знаний,
5) по искомому и др.

Формы знаний: задачи, проблемы, версии, гипотезы, теории и др.

Задача возникает тогда, когда субъект, исследующий объект, владеет алгоритмом преодоления познавательного барьера.

Бывают несколько видов познавательных ситуаций, например, в одних ищем закономерности, в других – пути решения, цели и др.

Проблема отличается тем, что при выяснении, что это проблема, мы понимаем, что алгоритмов не существует. Однако важен момент относительности (для кого-то это задача, для кого-то - проблема).

По способам возникновения проблемы бывают риторические (проблемы – ответ на которые кто-то знает) и классические.

Сама формулировка проблемы представляет собой результат реализации определенного алгоритма действий.

Гипотеза – некое вероятностное предположение, где с определенной степенью достоверности выявляется некая связь.

Гипотеза, которая опровергается, становится ложным знанием, а которая подтверждается, становится теорией.

Версия ситуативна, а гипотеза имеет более глобальный характер. Версий, как правило, мы выдвигаем много. Гипотеза, как правило, одна. Гипотезу мы выдвигаем по отношению к какой-либо фундаментальной проблеме, а версия больше имеет прикладной характер. Гипотеза может рассматривать процесс, имеющий широкий круг значения, нечто общее, нечто предстоящее, будущее, а версия рассматривает то, что было.

Теория – достаточно обоснованное истинное непротиворечивое знание об определенной области действительности, представляющее собой совокупность органично увязанных утверждений, находящихся в определенной иерархии, позволяющих не только делать описание, но и осуществлять прогноз.

Компоненты теории:

1) исходное основание (принципы и др.);
2) идеализированный объект теории (модель теории, более или менее абстрактная);
3) внутренняя логика теории (совокупность допустимых в данной области знаний способов, доказательств и др.);
4) функции теории.

Уровни: теоретический и практический.

В структуре научного знания выделяют:

1) основания науки,
2) идеалы,
3) нормы исследования,
4) этика научной деятельности,
5) методология,
6) логика научной деятельности,
7) научная картина мира

Картина мира – форма систематизированных на основе актуальных достижений науки, на основе фактов в научном свете выраженных и сформулированных и отраженных в научных знаниях о природе и компонентах об отношениях общества и природы, о месте общества, природы и человека.

Важное значение приобретают философские основания науки.

Степин выделяет онтологическое (свойства, отношения, процесс, причинность) и эпистемологическое (содержит познавательные процедуры и их результат (метод, истина, знание, доказательство, теория, факт)).

По характеру включения в общественную практику научное знание разделяется на фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальная наука не зависит от четко сформулированных обществом задач, но так или иначе их выражает, носит интенциональный характер.

Прикладные науки выполняют социальный заказ, направлены на решение конкретных практических задач.

Науки делятся на:

1) естественные(о Вселенной, о Земле, о физических, химических, биологических системах),
2) технические («трансформатор» между научным знанием и производством),
3) общественные (изучают общество, закономерности, способы и формы жизнедеятельности людей, соотношение социальных сфер и др.),
4) гуманитарные (о результатах человеческой деятельности (о культуре, ее социальной составляющей, о языкознании и др.)).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В Новое время формируется ряд принципов и методов | Общая Патологическая анатомия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.