Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождения




СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ ЭПОХИ

Одним из основных условий возможности реализации гуманистического

идеала человека считалось преобразование общества. Именно в период

Возрождения получает дальнейшее развитие и даже собственное название

литературный жанр утопии (в переводе с греческого - «место, которого нет»).

Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так

называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Они являются предшественниками научного социализма, и их работы похожи

между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в

котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная

собственность, труд – обязанность всех, а разделение происходит по

потребности.

1 Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Мн.,

2001, с.118

По мнению Мартынова М.И., социальные утопии Томаса Мора и

Томмазо Кампанеллы явились реакцией на эгоистическое стремление к

богатству и власти во чтобы то ни стало, которым характеризовался период

первоначального накопления капитала, совпадавший с эпохой Возрождения.1

Самое известное произведение, в котором раскрывается социально-

политический идеал эпохи Возрождения, роман «Утопия» Томаса Мора. В нем

описывается вымышленное государство, расположенное на никогда не

существовавшем острове Утопия: «Остров утопийцев в средней своей части

(ибо она простирается шире всего) простирается на двести миль, на большом

протяжении остров не очень сужается, а ближе к обоим концам постепенно

утоньшается... На Утопии есть пятьдесят четыре города; все они большие и

великолепные... Ближайшие из них отстоят друг от друга на двадцать четыре

мили. И опять же ни один из них не удален настолько, чтобы нельзя было из

него дойти до другого города пешком за один день... Из каждого города по три

старых и умудренных опытом гражданина ежегодно сходятся в Амаурот

обсуждать общие дела острова. Ибо этот город считается первым и главным...»2

Понятие «Утопии» стало нарицательным для обозначения различных

описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного

строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих

нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества Утопия как одна из своеобразных форм

общественного сознания воплощала в себе такие черты, как создание

социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от

мрачной действительности, а также попытки представить будущее общества.

Первоначально Утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об

«островах блаженных». В эпоху Возрождения Утопия приобрела

преимущественно форму описания совершенных государств, якобы

существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в XVII-XVIII

1 Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Мн.,

2001, с.121

2 Мор Т. Утопия. – М., 1998, с.53-54

вв. получили распространения различные утопические трактаты и проекты

социальных и политических реформ.

Итак, идеальное общество в глазах гуманистов должно было быть

построено:

ö в экономической сфере – на отказе от частной собственности,

всеобщей трудовой повинности и централизованном распределении

произведенной продукции;

ö в политической сфере – на демократических началах выборности

всех должностных лиц;

ö в социальной сфере – на замене сословного строя, определявшего

ценность человека по его происхождению, такой социальной

иерархией, в которой место человека определялось степень

образованности и общественной значимости выполняемых им

обязанностей;

ö в сфере культуры – на создании всеобщей и обязательной системы

образования и воспитания, государственной поддержки развития

наук.1

Подобному социально-политическому идеалу трудно дать однозначную

оценку: ему были присущи как те элементы, которые впоследствии были

реализованы и ныне успешно функционируют во многих современных странах,

так и те, которые пока не выдержали проверку временем. Однако очевидно, что

утопии эпохи Возрождения предлагали строй, гораздо более совершенный,

нежели тот, который существовал во времена их создания в государствах

Западной Европы.

О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху

Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо

Макиавелли – итальянского политического деятеля и историка. Он был

убежден, что «фортуна распоряжается половиной наших действий, но все же

1 Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001, с.262

позволяет нам управлять другой половиной или приблизительно около того».1

Управление __________этой «половиной» Макиавелли отнес к особой сфере – сфере

политики, которая отделяется у него от нравственности. В политике, по его

мнению, вместо служащих основой общечеловеческой морали 10 заповедей

действует иной принцип – «цель оправдывает средства»: «...Государь, особенно

новый, не может делать только то, за что людей считают хорошими, ведь ради

сохранения государства ему часто приходится нарушать свои обещания, идти

вопреки милосердию, доброте и благочестию. Так что в душе он всегда должен

быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства

или ветер удачи начнет дуть в другую сторону, то есть, как мы сказали, по

возможности не отходить от добра, но при необходимости не избегать и зла».2

В заключение необходимо отметить важнейшую особенность философии

эпохи Возрождения – ее непрофессиональный характер. Для гуманистов и

мыслителей Ренессанса философия не являлась ни профессией, ни родом

занятий, ни даже творческим хобби. Может быть поэтому, несмотря на общее

признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое

время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно,

достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли.

Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого

времени не должна умалять его значения для последующего развития

философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в

преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового

времени.

1 Макиавелли Н. Государь. – Мн., 1999, с.76

2 Там же, с.82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макиавелли Н. Государь. – Мн., 1999

2. Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов

вузов. – Мн., 2001

3. Мор Т. Утопия. – М., 1998

4. Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред.Е.В.Попова. –

М., 1997

5. Памятники мировой эстетической мысли: Античность. Средние века.

Возрождение. – М., 1962. – Т.1

6. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 20__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.