Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс подготовки, принятия и реализации решения




В информационном смысле работа руководителя – непрерывный процесс принятия решений. К сожалению, часто эти решения не являются оптимальными. Конечно, подсказать какой-то один способ принятия верных решений нельзя. Вместе с тем практика и наука управления выработали ряд правил и процедур, следование которым увеличивает вероятность нахождения хороших, своевременных решений.

Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.

Для целенаправленного выбора лучшего варианта решения из выявленного их множества можно предложить следующую схему процесса подготовки, принятия и реализации решения. Она включает 10 этапов (рис. 5.1).

  1. Выявление проблемы. При этом под «проблемой» понимается разница между требуемым и существующим или прогнозируемым состоянием системы. Задача на этом этапе – поставить цель для фирмы и оценить потребность в принятии нового управленческого решения. Нередко для решения проблемы необходимо и достаточно добиться выполнения уже принятых управленческих решений, т.е. перейти от первого к восьмому этапу.
  2. Сбор информации. На этом этапе концентрируются факты, мнения, сведения о первопричинах. Принципиально важным является не максимизация, а минимизация количества информации для принятия решения.
  3. Формулировка возможных решений (альтернатив). Учет своего и чужого опыта, удач и неудач, активизация творческого поиска новых идей, даже самых «экзотических», определение путей и распределение ресурсов.
  4. Формулировка критериев и выбор эффективных вариантов решений. Критерии выбираются с позиций целесообразности для данной управленческой системы, например, прибыль, себестоимость, наличие трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Для выбора вариантов решений используется опыт и интуиция руководителя. Кроме этого могут и должны использоваться возможности математической, экономической и системной оптимизации.
  5. Принятие решения. Это формулировка и регистрация выбранного решения. Оно может быть принято в форме устного распоряжения, подписи на деловом документе (письме, справке, инструкции, оперативного решения типа «приказа по организации», «служебной записки» и т.п.).
  6. Разработка плана реализации решения. В организационном плане весь объем работ расчленяется по объектам, задачам, срокам. Для выполнения каждой группы работ подбираются исполнители соответствующей квалификации и в нужном количестве. Особое внимание должно быть уделено подбору руководителей работ.
  7. Доведение до исполнителей. При этом разъясняется смысл и значение принятого решения, его возможные результаты, используется механизм стимулирования и ответственности исполнителей. При необходимости осуществляется переподготовка и обучение персонала.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
ФОРМУЛИРОВКА ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ (АЛЬТЕРНАТИВ)
ФОРМУЛИРОВКА КРИТЕРИЕВ И ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
ФАЗА ВЫРАБОТКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ
РАЗРАБОТКА ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ
ДОВЕДЕНИЕ ДО ИСПОЛНИТЕЛЯ
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ВНЕСЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОРРЕКТИВ
АНАЛИЗ ОПЫТА, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ

Рис. 5.1. Алгоритм принятия управленческого решения

  1. Контроль выполнения. Цель контроля состоит не только в своевременном выявлении отклонений от заданной программы, но и в их предупреждении.
  2. Внесение необходимых корректив. В ходе контроля может выявиться необходимость внесения в принятое решение корректив, а иногда и принять новое решение. Это связано с ошибками в принятии решения или с резким изменением обстановки.
  3. Анализ опыта и оценка эффективности. Оценки успехов и неудач должны быть дифференцированы в соответствии с их влиянием на ход дела. Анализ и обобщение накопленного опыта – основной путь к совершенствованию системы управления, создания базы данных типовых решений предприятия (организации).

Достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко, поскольку в той или иной степени они осуществляются параллельно.

Обосновать и решить проблему с первого раза удается редко. Ключом к успешному решению является повторяющийся цикл выбора конечных целей, формулирования проблемы, разработки новых вариантов решения и т.д. Иными словами, возможен возврат с любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации решения к предыдущим этапам.

Т.о., рассмотренный процесс носит итеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.