Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие массовой коммуникации




ЛЕКЦИЯ № 14

Соотношение культуры и цивилизации, теории культуры.

Употребляя слово «культура», мы оцениваем прежде всего характер и способы человеческого труда, развития самого человека, генезиса общества. Понятием «культура» определяется стиль функционирования и ценностные характеристики любой цивилизации, способы ее самовыражения, духовность, мера гуманизма.

Понятие «цивилизация» (от лат. Civis-гражданин, civilis-гражданский, государственный) – понятие, известное со времен античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием «культура», вошло в словоупотребление и научный оборот в 18 веке.

Понятие «цивилизация» в первую очередь определяет уровень и результат поступательного развития общества, в то время как «культура» выражает или отражает механизмы и процессы освоения этого уровня и достигнутого результата.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Многие люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В связи с этим, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности.

С точки зрения культурного релятивизма неважно, является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.

Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, беспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытность культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Тема: Социология массовых коммуникаций.

1. Понятие массовой коммуникации.

2. Концепции массовой коммуникации.

3. Структура системы массовых коммуникаций.

4. Реклама в средствах массовой коммуникации.

 

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20 века (от лат. «communicatio» - сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать). Коммуникация является необходимым элементом взаимодействия людей, групп, народов, государств. Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности.

На основе коммуникации в обществе формируются индивидуальные и коллективные установки поведения. Коммуникация осуществляется в различных формах: языковые и паралингвистические системы межличностного общения (мимика, жесты); в области культуры - литература, искусство и средства массовой коммуникации.

Согласно энциклопедическому социологическому словарю коммуникация – это передача информации от одной системы к другой, посредством специальных материальных носителей, сигналов.

Коммуникация представляет собой: во-первых, средство связи любых объектов материального и духовного мира; во-вторых, процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку; и в-третьих, передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в процессе общения как обмен целостными знаковыми сообщениями, в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния и программы деятельности общающихся сторон.

В содержании и формах коммуникации отражаются общественные отношения и исторический опыт людей. В самом общем виде под коммуникацией обычно подразумевается акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц посредством общей системы символов (знаков).

Предметом социологии коммуникации являются особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и результаты воздействия этого общения на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Субъектами социологии коммуникации выступают человек, группы людей, организации, общество.

Массовая коммуникация – это процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) – численно большим аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Принципиальным отличием массовой коммуникации от межличностного общения, т.е. общения между социальными индивидами является общение больших социальных групп.

Современное общество не мыслимо без такого важного института как массовая коммуникация. Условием существования общества как целого является поддержание устойчивого обмена информацией между индивидами и социальными группами. Средства массовой коммуникации выполняют самые разнообразные функции – образования и социализации, рекламы, развлечений, научного и культурного просветительства и т.д. Однако их основной функцией является воздействие на широкие социальные слои через содержание передаваемой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.