Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции массовой коммуникации




Первые исследования массовой коммуникации в контексте общей социологии приходятся на начало 20 века.

Основы изучения массы были заложены в работах Г.Тарда, Г.Лебона, П.Лаврова, Н.Михайловского, Н.Кареева, П.Сорокина. Автор одной из первых концепций массового общества отождествлял массу с толпой. Толпа делает людей неуправляемыми и безответственными. Она не рассуждает, а повинуется страстям. Согласно Лебону, главная черта 20 века состоит в замене сознательной деятельности индивида бессознательной деятельностью толпы.

Французкий социолог и криминалист Г.Тард в своей концепции пошел еще дальше своего предшественника. Как и Лебон, Тард считал, что человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умственный уровень каждого человека в толпе ниже, чем у каждого порознь.

Если Лебон говорил лишь о «рассеянной толпе», то Тард выделил в ней новое социальное образование – публику. За основу образования публики им был взят способ воздействия на массу. Публика - социальная группа, объединенная общим источником информации.

Автор широко известной работы «Общественное мнение» (1920 г.), В.Липпман утверждал, что процесс формирования мировоззрения у современного человека происходит на основе внушаемых ему стереотипов под воздействием массовых коммуникаций. СМИ проводят селекцию сообщаемых фактов по своему усмотрению, а нередко их искажают. Конструируя нужные аудитории представления об окружающем мире, массовые коммуникации опосредованно, через сознание воздействуют на поведение людей. Таким образом и осуществляется безграничная власть прессы над людьми.

Американский социолог Г.Лассуэлл в 1948 году в своей книге «Техника пропаганды в мировой войне» сформулировал самую первую и самую известную линейную модель коммуникативного процесса, состоящую изпяти элементов: кто? (передает сообщение) – коммуникатор; что? (передается) – сообщение; как? (осуществляется передача) – канал; кому? (направлено сообщение) – аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат.

Определив основные элементы модели коммуникации, формула Лассуэлла однако не объясняла, как процесс коммуникации воздействует на людей, из которых и состоят массовые аудитории. Поэтому через некоторое время она была усовершенствована Р.Брэдоком, который ввел в нее вопросы: «При каких обстоятельствах?» и «С какой целью?».

К.Ховланд и др. исследователи показали, что аудитории вовсе не однородны и реакции каждого человека на сообщения СМИ определяются его индивидуальным опытом, личностными особенностями, уровнем интеллекта, коммуникативным стилем и другими константами.

Важную роль в исследовании массовой коммуникации сыграла созданная Б.Берельсоном концепция удовлетворения потребностей аудитории. Массовая коммуникация, по его мнению, ориентируется на потребности аудитории, которые в какой-то мере определяют содержание информации. Берельсон делает вывод о взаимодействии массовых коммуникаций и общественного мнения, их влиянии друг на друга. Чтобы осуществлять свою деятельность, массовая коммуникация должна ориентироваться на массовую аудиторию, учитывать ее интересы и мировоззрение. При этом он делает вывод, что массовая коммуникация воздействует на общественное мнение не столько самой информацией, сколько ее оценками.

Поиск новых мощных факторов, усиливающих влияние средств массовой информации на избирателей и общественное мнение – одна из главных задач социологии массовых коммуникаций в 1970-1980 гг. Ярким представителем этого периода является Г.М.Маклюэн, канадский ученый, разработавший теорию средства, согласно которой прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловлены развитием технических средств информационных связей.

Маклюэн дал определение прямых и косвенных изменений в коммуникационном процессе: появление новых технологий меняет мыслительные процессы, социальные институты и всю социальную структуру общества.

Главный тезис концепции Маклюэна - «Средство есть сообщение». Качество и степень восприятия аудиторией информации определяются тем средством или каналом, которые передают информацию. Каждое средство передачи информации с присущим ему одному специфическим языком и методами актуализации информации формирует тем самым и сам характер информации, который соответственно влияет на восприятие мира. Среди всех технических средств СМИ Маклюэн особенную, ведущую роль отводит телевидению.

Телевизионным передачам свойственна тематическая всеохватность, Вместо логически развивающегося сюжета зритель видит бесконечное количество быстро сменяющихся эпизодов и отдельных фрагментов, что способствует мозаичности восприятия. Охватывая своими сетями всю планету, телевидение постепенно превращает человечество в «глобальную деревню», в своеобразный «глобальный театр», актеры которого играют роли, определяемые им телевидением.

В этих выводах Маклюэна роль телевидения в управлении современными социокультурными процессами абсолютизируется. Он приходит к выводу, что человечество в ближайшем будущем будет автоматически контролироваться посредством телевидения. Оно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур подобно тому, как поддерживается равновесие мировой рыночной экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.