КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет средневзвешенной стоимости капитала организации при различной его структуре
Расчет показателей финансовой рентабельности при различных значениях уровня финансового рычага организации
Данные таблицы показывают наивысший коэффициент финансовой рентабельности, который достигается при коэффициенте финансового рычага, равного 1,0. 4. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации его стоимости, при этом данный процесс основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при различных условиях его формирования. Пример: акционерное общество открытого типа формирует активы на сумму 160 млн. руб. При уровне дивидендов 10% можно разместить акции на сумму 32 млн. руб. Дальнейшее увеличение объемов реализации акций потребует увеличения уровня дивидендов. Безрисковая ставка за кредит составляет 16%. Необходимо определить, при какой структуре капитала будет достигнута минимальная средневзвешенная стоимость (таблица 27.4.) Таблица 27.4.
Как показывают данные таблицы, минимальная средневзвешенная стоимость капитала достигается при соотношении собственного и заемного капитала в пропорции 60:40. - ЛЕКЦИЯ 28 – СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОБСВЕННЫМ КАПИТАЛОМ, СТРУКТУРА И ПОЛИТИКА ЕГО ФОРМИРВОАНИЯ 28.1. Понятие управления собственным капиталом, его функции, задачи Принадлежащие хозяйствующему субъекту средства, авансируемые им в создание чистых активов предприятия, составляют собственный капитал. Величина собственного капитала является одним из главных показателей эффективности и экономического потенциала предприятия. Собственные средства распределяются между собственными внеоборотными и собственными оборотными активами. Обычно общая сумма собственных средств превышает величину внеоборотных активов. Собственный капитал включает в себя акционерный капитал, инвестированную и нераспределённую прибыль. Акционерный капитал - капитал, принадлежащий: а) учредителям в виде взносов в уставный капитал предприятия при его образовании; б) всем акционерам - на величину стоимости их акций. При увеличении рыночной стоимости капитала образуется прирост акционерного капитала. При этом стоимость размещённых акций превышает сумму активов предприятия. Собственный капитал рассчитывается как сумма уставного, дополнительного, резервного капиталов и принадлежащих обществе денежных фондов. Функциями управления собственным капиталом являются: · анализ образования и эффективности использования собственных финансовых ресурсах в предшествующих периодах; · прогнозирование общей потребности собственного капитала и его структуры на будущее; · контроль за целевым использованием собственного капитала и эффективностью этого использования. Задачами управления собственным капиталом являются: · определение целесообразного размера собственного капитала; увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций; · определение целесообразной структуры вновь выпускаемых акций (доли обыкновенных и привилегированных акций); · определение и реализация дивидендной политики. Итак, управление собственным капиталом — это часть финансовой политики организации, целью которой является формирование такой величины и структуры собственного капитала, которые бы обеспечили баланс между уровнем финансовой устойчивости (независимости) предприятия и уровнем доходности собственного капитала. Управлению собственным капиталом должно предшествовать изучение эффективности управлении им в предшествующем периоде. Анализ необходим для определения резервов формирования собственных средств. Он включает в себя характеристику абсолютных и относительных показателей, темпов роста собственного капитала, размера его доли в совокупном капитале в предшествующем периоде, сравнение динамики собственного и всего капитала и пр. Анализируются источники, их структура, затраты по привлечению собственного капитала за счёт различных источников. Наконец, используется коэффициент самофинансирования, оценивается достаточность собственного капитала, делаются выводы. Анализируется также влияние на его формирование различных факторов (например, дивидендной политики, политики в области оплаты труда персонала). Управление собственным капиталом предполагает управление процессом его формирования, поддержания и эффективного использования, т.е. управление уже сформированными активами. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами. К последним относятся (помимо выше названных) ремонтный, премиальный, благотворительный фонды, нераспределённая прибыль, а также фонды социального развития, охраны труда, развития производства и др.
28.2. Состав и структура собственного капитала Основу финансового потенциала компании составляет образованный ею собственный капитал, включающий следующие элементы: · уставный капитал; · собственные акции (паи), выкупленные акционерным обществом у владельцев для последующего аннулирования или перепродажи; · добавочный капитал; · резервный капитал; · нераспределённую прибыль (непокрытый убыток); · целевое финансирование. Уставный капитал выступает основным и, как правило, единственным источником финансирования на момент создания коммерческой организации акционерного типа; он характеризует долю собственников в активах предприятия. В балансе уставный капитал отражается в сумме, определённой учредительными документами. Увеличение (уменьшение) уставного капитала допускается по решению собственников организации по итогам собрания за год с обязательным изменением учредительных документов. Для хозяйственных обществ законодательством предусматривается необходимость вынужденного изменения величины уставного капитала (в сторону понижения) в том случае, если его величина превосходит стоимость чистых активов общества. Уставный капитал организации определяет минимальный размер её имущества, гарантирующего интересы её кредиторов. Для некоторых организационно-правовых форм бизнеса его величина ограничивается снизу; в частности, минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату его регистрации, а закрытого общества - не менее стократной суммы МРОТ. Уставный капитал акционерного общества может состоять из акций двух типов — обыкновенные и привилегированные, причём номинальная стоимость размещённых привилегированных акций не должна превышать 25%. Акции общества, распределённые при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение срока, определённого уставом общества, при этом не менее 50% распределённых акций следует оплатить в течение трёх месяцев с момента государственной регистрации общества, а оставшуюся часть — в течение года с момента его регистрации. Акция - ценная бумага, свидетельствующая об участии её владельца в собственном капитале компании. Покупка акций сопровождается для инвестора приобретением ряда имущественных и иных прав: · право голоса, т.е. право на участие в управлении компанией посредством, как правило, голосования на собрании акционеров, при выборе его исполнительных органов, принятии стратегических направлений деятельности компании, решении вопросов, касающихся имущественных интересов акционеров, в частности вопросов, касающихся ликвидации или продажи части имущества, эмиссии ценных бумаг и др.; нужно отметить, что акция не представляет права голоса до момента её полной оплаты, за исключением акций, приобретённых учредителями при создании общества: · право на участие в распределении прибыли, а следовательно, на получение пропорциональной части прибыли в форме дивидендов; · право на соответствующую долю в акционерном капитале компании и остатка активов при её ликвидации; · право на ограниченную ответственность, согласно которому акционеры отвечают по внешним обязательствам компании лишь в пределах рыночной стоимости принадлежащих им акций; · право продажи или уступки акции её владельцем какому-либо другому лицу; · право на получение информации о деятельности компании, главным образом той, которая представлена в публикуемом годовом отчёте. Обыкновенные акции являются основным компонентом уставного капитала компании. С позиции потенциальных инвесторов, они характеризуются следующими особенностями: (а) могут генерировать относительно большой доход, однако более рисковые по сравнению с другими вариантами инвестирования средств; (б) нет гарантированного дохода; (в) нет гарантий, что при продаже акций их владелец не понесёт убытка; (г) при ликвидации компании право на получение части имущества реализуется в последнюю очередь. Обыкновенная акция даёт право на получение плавающего дохода, т.е. дохода, зависящего от результатов деятельности общества, а также право на участие в управлении. Распределение чистой прибыли среди держателей обыкновенных акций осуществляется после выплаты дивидендов по привилегированным акциям и пополнения резервов, предусмотренных учредительными документами и решением собранием акционеров. Иными словами, выплата дивидендов по обыкновенным акциям ничем не гарантирована и зависит исключительно от результатов текущей деятельности и решения собрания акционеров. Владелец привилегированной акции, как правило, имеет преимущественное по сравнению с владельцем обыкновенной акции право на получение дивидендов право в форме гарантированного фиксированного процента, а также на долю в остатке активов при ликвидации общества. Дивиденды по таким акциям в большинстве случаев должны выплачиваться независимо от результатов деятельности общества и до их распределения между держателями обыкновенных акций. Тем самым обуславливается относительно меньшая рисковость привилегированных акций; одновременно это отражается и на величине дивидендов, уровень которых в среднем, как правило, более низок по сравнению с уровнем дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям. Кроме того, привилегированная акция не даёт право на участие в управлении обществом, если иное не предусмотрено учредительными документами. Необходимо подчеркнуть, что смысл термина «привилегированная», выражающийся в привилегированности в дивидендах и в привилегированности при ликвидации общества, раскрывается лишь во взаимоотношениях владельцев двух принципиально различающихся типов акций. Что касается других физических и юридических лиц, имеющих отношение к данной компании, ни о какой привилегированности акционеров, естественно, речь идти не может. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры на рынке капитала долгосрочное поддержание процентных ставок неизменными, как это имеет место в случае с привилегированными акциями, весьма проблематично. Именно поэтому привилегированные акции чаще всего имеют ограниченный срок жизни - они либо конвертируются в обыкновенные акции, либо погашаются (в последнем случае в проспекте эмиссии предусматривается создание фонда погашения). В связи с этим данные финансовые инструменты нередко трактуются как гибридные ценные бумаги, поскольку они одновременно обладают свойствами обыкновенных акций (дают право на получение доли в текущих прибылях и имуществе) и облигаций (постоянство и, как правило, обязательность выплаты постоянных дивидендов). Собственные акции (доли) включают данные о наличии и движении собственных акций, выкупленные обществом у акционеров для их последующей перепродаж и или аннулирования. Иные хозяйственные общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью) и товарищества учитывают по этой статье доли участника, приобретённые самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или лицам. При выкупе акционерным обществом или товариществом у акционера (участника) принадлежащих ему акций (долей) в бухгалтерском учёте на сумму фактических затрат делают запись по дебету счёта «Собственные акции (доли)» и кредиту счетов по учёту денежных средств. Аннулирование выкупленных обществом собственных акций проводят по кредиту счёта «Собственные акции (доли)» и дебету счёта «Уставный капитал» Возникающую на счёте «Собственные акции (доли)» разницу между фактическими затратами на выкуп акций (долей) и номинальной их стоимостью относят на счёт «Прочие доходы и расходы». Добавочный капитал является, по сути, дополнением к уставному капиталу и включает сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещённых акций (эмиссионный доход акционерного общества). В части дооценки внеоборотных активов добавочный капитал может формироваться весьма искусственно. Направления использования этого источника средств, регламентированные бухгалтерскими регулятивами, включают: погашение снижения стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки; увеличение уставного капитала; распределение между участниками организации. Резервный капитал. Источники, отражаемые в этом подразделе, могут создаваться в организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах открытого типа и организациях с участием иностранных инвестиций. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» величина резервного фонда (капитала) определяется в уставе общества и не должна быть менее 15% уставного капитала. Формирование резервного капитала осуществляется путём обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Величина этих отчислений также определяется в уставе, но не может быть менее 5% чистой прибыли (прибыли, оставшейся в распоряжении владельцев общества после расчётов с бюджетом по налогам). Данным законом предусмотрено, что средства резервного капитал предназначены для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Нераспределённая прибыль. Полученная предприятием по итогам года прибыль распределяется решением компетентного органа (например, общего собрания акционеров в акционерном обществе или собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью) на выплату дивидендов, формирование резервного и других фондов, покрытие убытков прошлых лет и др. Оставшийся нераспределённым остаток прибыли по существу представляет собой реинвестирование прибыли в активы предприятия; он отражается в балансе как источник собственных средств и остаётся неизменным до следующего собрания акционеров. Если доля ежегодно реинвестируемой прибыли стабильно высока в динамике, т.е. акционеров устраивает генерируемая предприятием доходность собственного капитала, то с течением лет этот источник может быть весьма значим в структуре источников собственных средств. В состав статьи «Целевое финансирование» включают денежные средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения (денежные средства, поступающие от юридических лиц и государства в форме бюджетных ассигнований). Средства целевого назначения, полученные в качестве источника финансирования определённых мероприятий (капиталовложений, НИОКР и др.) отражают по кредиту счёта «Целевое финансирование» и дебету счёта «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Использование средств показывают по дебету счёта «Целевое финансирование» и кредиту счетов: · «Основное производство» и «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств на содержание некоммерческой организации; · «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого назначения на инвестиционные цели; · «Доходы будущих периодов» - при направлении бюджетных средств на финансирование целевых расходов. Структура собственного капитала характеризует удельный вес каждой статьи в его общем объёме. На структуру данного капитала влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы (состояние менеджмента, маркетинга и др.) находятся под контролем руководства компании. Внешние факторы целесообразно учитывать при формировании целевой структуры собственного капитала. К ним, в частности, относят: состояние финансового рынка, налоговую и денежно-кредитную политику государства. Структуру собственного капитала изучают за ряд отчётных периодов (кварталов, лет) и составляют прогноз на будущее.
28.3. Политика формирования собственного капитала Эта политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении её производственно-коммерческой деятельности. Политика формирования собственного капитала преследует две ключевые цели. 1. Создание за счёт собственного капитала необходимого объёма внеоборотных активов (собственного основного капитала - СОК). Его величину устанавливают по формуле: СОК = BOA-ДО (28.1.) где BOA - внеоборотные активы; ДО - долгосрочные обязательства, используемые для финансирования внеоборотных активов. 2. Образование за счёт собственного капитала определённой доли оборотных активов (собственного оборотного капитала - С0б.К): С0б.К =ОА- ДО1-КО (28.2.) где OA - оборотные активы; ДО1 - долгосрочные обязательства, направленные на финансирование оборотных активов; КО - краткосрочные обязательства, направленные на покрытие оборотных активов. Превышение собственного капитала над величиной внеоборотных активов и долгосрочных обязательств представляет собой чистый оборотный капитал (ЧОК): ЧОК = СК - (BOA - ДО) (28.3.) где СК — собственный капитал. Он характеризует сумму свободных денежных средств, которыми предприятие может маневрировать в отчётном периоде. Коэффициент маневренности собственного капитала (КМск) определяют по формуле: = (28.4.) Рекомендуемое значение показателя - 0,2 - 0,3. Он определяет, какая часть собственного капитала находится в наиболее ликвидной (мобильной) форме. Управление собственным капиталом связано не только с рациональным использованием накопленной его части, но и с образованием собственных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие организации. В процессе управления собственным капиталом источники его формирования подразделяют на внутренние и внешние. В состав внутренних источников включают: · нераспределённую прибыль - НП; · средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки (дооценки) основных средств – Доб.кап-л.; · прочие внутренние источники (резервные фонды). В состав внешних источников средств включают: · мобилизацию дополнительного паевого капитала (путём взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал); · привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций); · безвозмездную финансовую помощь от юридических лиц и государства; · конверсию заёмных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на привилегированные акции); · средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели; · прочие внешние источники (эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальной стоимости). Политика формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) направлена на обеспечение самофинансирования предприятия. Данная политика включает в себя следующие основные этапы: 1) анализ образования и использования СФР в базисном периоде; 2) определение общей потребности в СФР на предстоящий (прогнозный) период; 3) оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников; 4) обеспечение максимального объёма привлечения СФР за счёт внутренних и внешних источников; 5) оптимизация соотношения внутренних и внешних источников образования СФР. Первый этап: целью анализа формирования СФР в базовом периоде является определение финансового потенциала для будущего развития организации. На первой стадии анализа изучают: соответствие темпов прироста прибыли и собственного капитала темпам прироста активов (имущества) и объёмам продаж; динамику удельного веса собственных источников в общем объёме финансовых ресурсов. Целесообразно сравнить эти параметры за ряд периодов. Оптимальное соотношение между ними: Тп>Твп>Тск>ТА>100% где Тп - темп роста прибыли, %; Твп - темп роста выручки (нетто) от продаж товаров, %; Тск — темп роста собственного капитала, %; Та - темп роста активов, %. Из этого неравенства видно, что прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, выручка от продаж - расти, а собственный капитал и активы (имущество) использоваться более эффективно за счёт ускорения их оборачиваемости. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного выше соотношения. Причины могут быть самые многообразные: освоение новых видов продукций и технологий, большие капиталовложения на обновление и модернизацию основного капитала, реорганизация структуры управления и производства и т.д. Эти факторы часто вызваны внешним экономическим окружением (например, усилением конкуренции на данном сегменте рынка) и требуют значительных капитальных затрат, которые окупятся в будущем. На второй стадии анализа исследуют соотношения между внутренними и внешними источниками образования СФР, а также стоимость (цену) привлечения собственного капитала за счёт различных источников. На третьей стадии анализа оценивают достаточность СФР, образованных в базисном периоде. Критерием такой оценки выступает коэффициент самофинансирования (Ксф) развития организации: = (28.5.) где СФР - собственные финансовые ресурсы, образованные в базисном периоде; ∆И(А) - прирост имущества (активов) в прогнозном периоде по сравнению с базисным (отчётным). Второй этап: определение общей потребности в СФР на предстоящий период. Её устанавливают по формуле: + (28.6.) где — общая потребность в собственных финансовых ресурсах в предстоящем периоде; Пк - общая потребность в капитале на конец прогнозного периода; Уск - удельный вес собственного капитала в общей его сумме на конец прогнозного периода, доли единицы;- сумма собственного капитала на начало периода; ЧПп - сумма чистой прибыли, направляемая на потребление в прогнозном периоде. Третий этап: оценку привлечения собственного капитала из различных источников осуществляют в разрезе отдельных его элементов (акционерного капитала, нераспределённой прибыли и др.). Результаты такой оценки служат базой для принятия управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования СФР, обеспечивающих прирост собственного капитала. Четвёртый этап: обеспечение максимального объёма привлечения СФР за счёт внутренних и внешних источников требует определения возможного перечня таких источников и их абсолютного объёма. Основными внутренними источниками являются: чистая прибыль и амортизационные отчисления. В процессе их прогнозирования целесообразно предусмотреть возможности увеличения данных источников за счёт внутренних резервов. Следует иметь в виду, что применение ускоренных методов амортизации основных средств приводит к снижению массы прибыли. В данном случае для замены изношенных орудий труда следует предпочесть простое воспроизводство. После замены изношенных орудий труда на новые необходимо стремиться к расширению производственного потенциала компании за счёт чистой прибыли. Поэтому на отдельных этапах жизненного цикла возникает потребность в максимизации, как амортизационных отчислений, так и чистой прибыли. АО + ЧП (28.7.) где АО и ЧП - прогнозируемые объёмы амортизационных отчислений и чистой прибыли;- максимальная сумма СФР, образуемых за счёт внутренних источников. Объём привлечения СФР из внешних источников (СФРвнеш.) призван покрыть дефицит той их части, которую не удалось сформировать за счёт внутренних источников. Расчёт осуществляется по формуле: (28.8.) где - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счёт внешних источников; - общая потребность в источниках финансирования в прогнозном периоде; . - объём собственных финансовых ресурсов, намечаемых к привлечению за счёт внутренних источников. К внешним финансовым источникам относятся: привлечение дополнительного паевого капитала участников (учредителей) хозяйственного товарищества или общества с ограниченной ответственностью; повторная эмиссия акций и др. Пятый этап: процесс оптимизации соотношения внутренних и внешних источников образования СФР базируется на следующих критериях: 1) минимизации стоимости (цены) мобилизации СФР. Если стоимость СФР за счёт внешних источников значительно превышает прогнозную величину привлечения заёмных средств (облигационных займов и банковских кредитов), то от подобного их формирования следует отказаться; 2) сохранении управления компанией первоначальными учредителями (собственниками), если оно достаточно эффективно. Увеличение дополнительного паевого или акционерного капитала за счёт сторонних инвесторов может привести к потери такой управляемости. Эффективность разработанной политики формирования СФР можно оценить с помощью коэффициента устойчивого экономического роста (): = (28.9.) где - сумма дивидендов, выплачиваемая акционерам; СК - средняя за период стоимость собственного капитала; - реинвестируемая чистая прибыль. Показатель характеризует устойчивость и перспективы развития компании, т.е. какими темпами в среднем увеличивается её экономический потенциал (при сравнении данного коэффициента в динамике за ряд периодов). Итак, успешная реализация политики формирования СФР обеспечивает: 1) максимизацию массы прибыли с учётом допустимого уровня финансового риска; 2) формирование рациональной структуры использования чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства; 3) разработку на предприятии эффективной амортизационной политики; 4) формирование рациональной эмиссионной политики (дополнительной эмиссии корпоративных ценных бумаг) или привлечение дополнительного паевого капитала. Исходя из этих особенностей, стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счёт эмиссии привилегированных акций определяют по формуле: (28.10.) где - стоимость собственного капитала, привлекаемого с помощью привилегированных акций, %; - сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами акционерного общества; — эмиссионные затраты, выраженные в долях единицы по отношению к общей сумме эмиссии. Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счёт эмиссии акций сопряжён с большими трудностями и высоким риском для эмитента. Поэтому требует высокой квалификации финансового директора (главного финансового менеджера), отвечающего за данный процесс. С учетом оценки стоимости отдельных элементов СК и удельного веса каждого из этих элементов в общей сумме его привлечения может быть рассчитан показатель средневзвешенной стоимости СКО. Стоимость собственного капитала, по сути, представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность организации ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции организации в зависимости от изменения ожидаемых прибыли и дивидендов. Стоимость собственного капитала показывает привлекательность организации для потенциальных инвесторов, имеющих возможность стать ее совладельцами. Процесс управления стоимостью привлечения СК за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики организации, а также дивидендной политики.
28.4. Критерии измерения эффективности использования собственного капитала Для оценки эффективности использования собственного капитала практическое значение имеют следующие экономические показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости собственных средств. В состав измерителей финансовой устойчивости включают: 1. Коэффициент задолженности ( (28.11.) где ЗК - заёмный капитал по бухгалтерскому балансу на последнюю отчётную дату; СК - собственный капитал на эту дату. Рекомендуемое значение показателя - 0,67. Данный коэффициент ещё называют плечом финансового рычага. Сущность эффекта финансового рычага заключается в приращении рентабельности собственных средств, полученном благодаря использованию заёмных средств, несмотря на их платность 2. Коэффициент финансирования (): (28.12.) Рекомендуемое значение показателя - 1,5. 3. Коэффициент финансовой независимости ( ): = (28.13.) где ВБ - валюта баланса. Рекомендуемое значение показателя - более 0,5. 4. Коэффициент устойчивого экономического роста ( ): = (28.14.) где - реинвестированная чистая прибыль за период (чистая прибыль, направленная на финансирование капиталовложений в основной капитал); — средняя за период стоимость собственного капитала. 5. Коэффициент структуры собственного капитала (Кс): (28.15.) где ИК - инвестированный капитал (ИК = уставный капитал + добавочный капитал + целевое финансирование); НП - накопленная прибыль (НП = резервный капитал + нераспределённая прибыль). 6. Коэффициент маневренности (Км): = (28.16.) Рекомендуемое значение показателя -0,5 7. Коэффициент инвестирования (Ки): (26.17.) В состав показателей рентабельности собственного капитала включают: ; ×100; ×100; (28.18.) где Рек - рентабельность собственного капитала за расчётный период, %; ЧП - чистая прибыль за расчётный период; - средняя за период стоимость собственного капитала; - рентабельность акционерного капитала, %; — средняя за период стоимость акционерного капитала; - рентабельность чистых активов, %; - средняя за период стоимость чистых активов. Оборачиваемость собственного капитала выражают: 8. Коэффициентом оборачиваемости (КО): ; ; (28.19.) где; - коэффициенты оборачиваемости собственного капитала, акционерного капитала, чистых активов, число оборотов; BP - выручка (нетто) от реализации товаров (услуг) в рыночных ценах. 9. Продолжительностью одного оборота в днях (ПО): ; ; (28.20.) где , , - продолжительность одного оборота собственного капитала, акционерного капитала, чистых активов, дни; Д - число дней в расчётном периоде (год - 365 дней; квартал - 90 дней). Приведённые показатели анализируются за ряд периодов (кварталов, лет) и делают выводы об эффективности использования собственного капитала. Результаты анализа доводятся финансовой (бухгалтерской) службой до правления акционерного общества для принятия им управленческих решений. Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности. Рассмотрим эффективность использования собственного капитала на примере ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», являющегося крупнейшим предприятием чёрной металлургии России.
- ЗАДАЧИ - Задача №1 Подсчитать подразумеваемую стоимость не бесплатного коммерческого кредита, при каждом из ниже следующих условий: A) 2/20 чистые 30, Б) 6/10 чистые 50, B) 3/15 чистые 30, Г) 5/10 чистые 30, Д) 1/10 чистые 40. Решение: А) Б) В) Г) Д) Задача № 2 Подсчитать подразумеваемую стоимость не бесплатного коммерческого кредита, при каждом из ниже следующих условий: A) 3/10 чистые 30, Б) 2/10 чистые 40, B) 5/20 чистые 50, Г) 10/30 чистые 60, Д) 2/20 чистые 50. Решение: А) Б) В) Г) Д) Задача № 3 Подсчитать подразумеваемую стоимость не бесплатного коммерческого кредита, при каждом из ниже следующих условий: A) 3/15 чистые 30, Б) 8/20 чистые 50, B) 1/10 чистые 20, Г) 3/10 чистые 30, Д) 2/20 чистые 50. Решение: А) Б) В) Г) Д) Задача № 4 Фирма предоставляет своим покупателям условия оплаты «5/20 чистые 50». Объем реализации составляет 45 млн. в год, с молчаливого согласия руководства фирмы все покупатели платят на 25 день и получают скидку. Оцените потери фирмы, если рентабельность капитала 30%. Решение: 1) - ДЗ при оплате на 20 день 2) - ДЗ при оплате на 25 день 3) - потери. Задача № 5 Компания заключает коллективный трудовой договор, среди прочего профсоюз требует, чтобы компания платила своим рабочим еженедельно, а не 2 раза в месяц. В настоящее время размер фонда заработной платы 300 тыс. рублей за платежный период, а средний объем начисленной заработной платы 200 тыс. рублей. Чему будут равны годовые издержки, если принять это требование, если альтернативные издержки вложения денежных средств компании составляют 10%. Решение: 1) - новый средний объем начислений, где 52 – число выплат в году при условии, что заработная плата выплачивается еженедельно; 24 – это же число при условии, что заработная плата выплачивается дважды в месяц. 2) 200 тыс. – 91,2 тыс. = 108,8 тыс.руб. – уменьшение среднего объема начисленной заработной платы. 3) 108,8 тыс.*0,1 = 10,88 тыс.руб. – издержки. Задача № 6 Фирма предоставляет покупателям условия оплаты «3/10 чистые 30», общий объем реализации 50 млн. рублей в год, с молчаливого согласия руководства фирмы все покупатели платят на 20 день и получают скидку. Оцените потери фирмы, если рентабельность активов 30%. Решение: 1) - ДЗ при оплате через 10 дней. 2) - ДЗ при оплате через 20 дней. 3) (2,7 млн. – 1,4 млн.) * 0,3 = 0,39 млн. руб. – потери. Задача № 7 Фирма предоставляет покупателям условия оплаты «3/10 чистые 30», общий объем реализации 50 млн. рублей в год, с молчаливого согласия руководства фирмы все покупатели платят на 15 день и получают скидку. Оцените потери фирмы, если рентабельность активов 35%. Решение: 1) - ДЗ при оплате через 10 дней. 2) - ДЗ при оплате через 15 дней. 3) (2,08 млн. – 1,4 млн.) * 0,35 = 0,238 млн. руб. – потери. Задача № 8 Определить диапазон колебаний остатка денежных активов, на основании модели Миллера-Ора, максимальную и среднюю сумму остатка денежных средств, если известно, что минимальный остаток денежных активов установленный по предприятию 6000 у.е, среднеквадратическое отклонение составляет 2000 у.е, расходы на обслуживание одной операции 80уе, ставка процента, равная средней дневной составляет 0,08. Решение: 1) ДК = 3*= 4326,749 2) ДСmax = ДСmin + ДК = 6000 + 4326,749 = 10326,749 3) ДСплан = ДСmin + ДК/3 = 6000 + 4326,749/3 = 7442,250 Задача № 9 Определить сумму пополненных и средний остаток денежных активов по модели Баумана, если денежные расходы предприятия в течение года 2000тыс. рублей, процентная ставка по государственным ценным бумагам 4%, затраты на реализацию 30 тыс. рублей. Решение: 1) Q == 54772 руб. 2) Средний остаток = = 27386 руб. 3) = 36 раз будем занимать деньги. Задача № 10 Определить сумму пополненных и средний остаток денежных активов по модели Баумана, если денежные расходы предприятия в течение года 1500 тыс. рублей, процентная ставка по государственным ценным бумагам 5%, затраты на реализацию 28 тыс. рублей. Решение: 1) Q == 40988 руб. 2) Средний остаток = = 3) Задача № 11 Предприятие продает на условиях максимальной длительности отсрочку платежа в 90 дней. Дебиторская задолженность в среднем составляет 25 дней со срока платежа. Ежегодные продажи 1200000 рублей. Определить среднее вложение в счета дебиторов. Решение: 1) ОДЗ = = 2,74 2) = 3333,3 руб. 3) 90+25 = 115 дней. 4) 3333,3 * 115 = 383332,95 руб. Задача № 12 Фирма предоставляет покупателям условия оплаты 2110 чистые 30. Общий объем реализации 50 млн. рублей в год. С согласия руководства все покупатели платят на 15-й день и получают скидку. Оцените потери фирмы, если рентабельность 30%. Решение: 1) ОДЗ = ДЗ =* ОДЗ 2) = * 10 ≈ 1,37 млн. руб. 3) = * 15 ≈ 2,08 млн. руб. 4) 2,08 – 1,37 = 0,71 млн. руб. 5) Потери: 0,71 * 0,3 = 0,213 млн. руб. Задача № 13 Объём продаж автомобилей - 200 штук в год. Если заказывается меньше 50 автомобилей за заказ, то цена покупки составляет 6000$, если от 50 до 99 - предоставляется скидка 1,5%. Если заказ составляет более 100 автомашин - скидка 3%. Стоимость подачи каждого заказа - 500$. Издержки хранения составляют в среднем 30% среднегодовой стоимости заказа. Определить оптимальный размер заказа. Решение: 1) Оптимальный размер заказа без получения скидки: Q == 10,5 руб. = 11 руб. 2) Общая годовая стоимость запасов: руб. 3) Скидка 1,5% и заказ по 50 автомобилей: Общая годовая стоимость запасов: руб. 4) Скидка 3% и заказ по 100 автомобилей: Общая годовая стоимость запасов: руб. Вывод: наиболее выгоден вариант без скидки и заказ в 11 единиц. Задача № 14 Предприятие предоставляет условия 1/10 чистые 25. ВРП=55млн. в год. Все покупатели платят на 13-й день и получают скидку. Оцените потери, если рентабельность оборотного капитала 40%. Решение: 1) = * 10 = 1,5 млн. руб. 2) = * 13 = 1,96 млн. руб. 3) = 1,96 млн. – 1,5 млн. = 0,44 млн. руб. 4) Потери: 0,44 млн. * 40% = 168 тыс. руб. Задача № 15 Имеется следующая информация по предприятию:
Выручка = 56400, себестоимость продукции = 36500. 1) Как долго будет период возврата ДЗ? 2) Как долго будет находиться товар на складах прежде, чем он будет продан? 3) Сколько времени занимает оплата ДЗ и КЗ? Решение: 1) = = 4832,5 руб. 2) = = 48,325 дней запасы останутся на складе. 3) = = 1648,7 руб. 4) = = 2340 руб. 5) = = 10,67 дней занимает оплата ДЗ. 6) = = 23,4 дня занимает оплата КЗ. Задача № 16 Условия сделки: 5/20, net 40; датировка — 1 июня. Требуется определить последнюю дату оплаты клиентом для получения скидки. Решение: Расшифруем условие: 5% скидки предоставляется при платеже в 20-дневный срок при максимальной длительности отсрочки платежа в 40 дней. Следовательно, последний день получения скидки – 20 июня. Задача № 17 Фирма осуществляет продажи на условиях максимальной длительности отсрочки платежа в 90 дней. Дебиторская задолженность в среднем составляет 20 дней со срока платежа. Ежегодные продажи составляют 1000 тыс. руб. Требуется определить средние вложения этой фирмы в счета дебиторов. Решение: Средние вложения в счета дебиторов = (90+20) * 1000 тыс. руб. / 360 = 305,555 тыс. руб. Задача № 18 Себестоимость продукции составляет 75% от его цены реализации. Счета оплачиваются в среднем через 75 дней после продажи. Ежемесячные продажи составляют 150 тыс. руб. Требуется определить вложения в счета дебиторов. Решение: 1) Счета дебиторов = 150 тыс. руб. * 2,5 мес. = 375 тыс. руб. 2) Инвестиции в счета дебиторов = 375 тыс. руб. * 0,75 = 281,25 тыс. руб. Задача № 19 Фирма имеет дебиторскую задолженность в размере 400 тыс. руб. Себестоимость составляет в среднем 45% от цены реализации. Затраты на материально-товарные запасы - 5% от цены реализации. Комиссионные при продаже составляют 7% от продажи. Требуется рассчитать средние вложения в счета дебиторов. Решение: Средние вложения в счета дебиторов = 400 тыс. руб. * (0,45+0,05+0,07) = 228 тыс. руб. Задача № 20 Продажи в кредит в компании составляют 750 тыс. руб. Период поступления денег - 105дней. Себестоимость составляет 60% от цены реализации. Требуется определить средние вложения в дебиторскую задолженность. Решение: 1) Оборачиваемость счетов дебиторов = 360/105 = 3,43 дня. 2) Средний размер счетов дебиторов = 750 тыс. руб. / 3,43 = 218,66 тыс. руб. 3) Средние вложения в счета дебиторов = 218,66 * 0,6 = 131,2 тыс. руб. Задача № 21 Магазин продает в среднем в месяц 150 единиц товара. Каждый размещаемый заказ (заказанное одновременно количество товара) составляет 300 единиц товара. Стоимость каждой единицы товара равна 5 тыс. руб., стоимость одного заказа — 10 тыс. руб., стоимость хранения — 10% от капиталовложений в запасы. Уровень процентной ставки составляет 20%, налоговых выплат — 40%. Определите: 1) капиталовложения в запасы; 2) годовую стоимость заказа; 3) годовую стоимость капиталовложений в запасы; 4) альтернативную стоимость капиталовложений; 5) полную нетто-стоимость запасов (за вычетом покупной цены). Решение: 1) 150 * 5 тыс. руб. = 750 тыс. руб. 2) (150 * 12) / 300 * 10 тыс. руб. = 60 тыс. руб. 3) 750 тыс. руб. * 0,1 = 75 тыс. руб. 4) 750 тыс. руб. * 0,2 = 150 тыс. руб. 5) (60 тыс. + 75 тыс. + 150 тыс.) * (100% - 40%) / 100% = 231 тыс. руб. Задача № 22 ОАО "Ротор" — дистрибьютор воздушных фильтров розничным магазинам. Оно покупает фильтры у нескольких производителей. Фильтры заказываются партиями по 1000 штук, и каждый заказ стоит 40 руб. Розничные магазины предъявляют спрос на 20000 фильтров в месяц, а удельные затраты по содержанию запасов — 10 коп. на фильтр в месяц. 1) Каков оптимальный объем заказа при таком большом размере 2) Каков был бы оптимальный размер заказа, если бы удельные 3) Каков был бы оптимальный размер заказа, если бы стоимость Решение: 1) 2) Затраты по содержанию запасов: 0,10 руб. * 1000 = 100 руб. Оптимальный размер заказа будет равен 4000 фильтров, что представляет собой 5 заказов в месяц. 3) Поскольку размер партии 1000 фильтров, компания будет заказывать 6000 фильтров каждый раз. Чем ниже затраты по содержанию запасов, тем относительно более важной становится стоимость выполнения заказа и тем больше оптимальный размер заказа. 4) Чем меньше стоимость выполнения заказа, тем относительно более важными становятся затраты по содержанию запасов и тем меньше оптимальный размер заказа. Задача № 23 На фирме используется 500 единиц материала в месяц, стоимость каждого заказа равна 300 тыс. руб., стоимость хранения каждой единицы материала- 10 тыс. руб. Определить: 1) Чему равен оптимальный размер заказа? 2) Сколько заказов следует делать в месяц? 3) Как часто необходимо делать каждый заказ? При решении Решение: , где с/с – стоимость хранения единицы заказа на складе; Т – потребность в заказе; f – стоимость одного заказа. 1) = 173 шт. 2) 500/173 = 3 заказа в месяц 3) 30 дней / 3 раза = каждые 10 дней. Задача № 24 Магазин продает в среднем в месяц 200 единиц товара. Каждый размещаемый заказ (заказанное одновременно количество товара) составляет 400 единиц товара. Стоимость каждой единицы товара равна 5 тыс. руб., стоимость одного заказа - 10 тыс.руб., стоимость хранения - 10% от капиталовложений в запасы. Уровень процентной ставки составляет 20%. Определить: 1) капиталовложения в запасы; 2) годовую стоимость заказа; 3) годовую стоимость капиталовложений в запасы; 4) альтернативную стоимость капиталовложений. Решение: 1) (400-200) * 5 тыс. = 1000 тыс. руб. – капиталовложения в запасы; 2) (200*12) / 400 – 6 заказов в год; 3) 6 * 10 тыс. = 60 тыс. руб. – годовая стоимость заказа; 4) 1000 тыс. * 0,1 = 100 тыс. руб. – годовая стоимость капиталовложений в запасы; 5) 1000 тыс. * 0,2 = 200 тыс. руб. – альтернативная стоимость капиталовложений. Задача № 25 Рассчитать рентабельность собственного капитала по следующим данным: 1) выручка от реализации - 40 000 руб. 2) налоги - 3 000 руб. 3) себестоимость - 26 400 руб. 4) соотношение выручки и текущих пассивов -2/1 5) соотношение текущих активов и внеоборотных активов -3/1 6) чистый оборотный капитал - 5 500 руб. 7) долгосрочных обязательств - нет. Решение: 1) ЧП = Выручка (ВРП) – себестоимость (с/с) и налоги (Н) = 40000 – 26400 – 3000 = 10600 руб. 2) по условию: ВРП / ТП = 2; ТП = ВРП / 2 = 40000/2 = 20000 руб. 3) текущие активы (ТА) = чистый оборотный капитал (ЧОК) + текущие пассивы (ТП) = 5500 + 20000 = 25500 руб. 4) по условию: ТА / ВОА = 3; ВОА = ТА/3 = 25500 / 3 = 8500 руб. 5) собственный капитал (СК) = пассив (П) и долгосрочные обязательства (ДО) – ТП 6) П = ВОА + ТА = 8500 + 25500 = 34000 руб. 7) СК = 34000 – 20000 = 14000 руб. 8) Рентабельность собственного капитала (Рск) = ЧП / СК = 10600 / 14000 = 0,757 = 76%. Задача № 26 Внастоящий момент времени объём выручки составляет 75 млн. руб. В ближайшее время не ожидается увеличение объема продаж. Предприятие предлагает кредиты на условиях - чистый 50 дней. Если предприятие перейдет на другие условия предоставления кредита - до 80 дней, то ожидается увеличение объёма продаж на 20%. На одну единицу выручки приходится 0,7 переменных затрат. Определить целесообразность перехода на новую кредитную политику предприятия, если ставка доходности по альтернативным инвестициям составляет 19%. Решение: 1) Определяется коэффициент оборачиваемости ДЗ при прежней кредитной политике в разах: ОДЗ = 360 / 50 = 7,2 раз 2) Определяется коэффициент оборачиваемости ДЗ при новой кредитной политике в разах: ОДЗ = 360 / 80 = 4,5 раз 3) Определяется прибыль, полученная при дополнительном объеме продаж: ВРП = 75 млн.* 1,2 = 90 млн. руб. - выручка при дополнительном объеме продаж 90 млн. - 75 млн. = 15 млн. руб. - изменение выручки П = 90млн. * 0,3 = 27 млн.руб. - прибыль при дополнительном объеме продаж 15 млн.руб. * 0,3 =4,5 млн.руб.- изменение прибыли 4) Определяется объем инвестиций в счета получения для увеличенной (дополнительной) выручки: 15 млн. / 4,5 = 3,33 млн.руб. 5) Определяется объем затрат ДЗ: 3,333 млн. * 0,7 = 2,33 млн. руб. 6) Определяется старая, новая ДЗ в рублях и увеличение ДЗ: ДЗс = 75 млн./ 7,2 = 10,417 млн. руб. ДЗн = 75 млн./ 4,5 = 16,667 млн. руб. 16,667 - 10,417 = 6,25 млн. руб. - увеличение ДЗ 7) Определяются общие потери при иммобилизации: 3,33 млн. + 6,25 млн. = 9,58 млн. руб. 8) Определяется возможная прибыль в случае вложения иммобилизованных ресурсов по альтернативной ставке доходности: 9,58 млн. * 1,19% = 11,4 млн. руб. 9) Сравнивается прибыль от альтернативной ставки доходности с прибылью от вложений в производство, и делается вывод о целесообразности перехода на новую кредитную политику: 15 млн. > 11,4 млн. -
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |