Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 23




Информационное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

Список литературы

Контрольные вопросы

Заключение

Вопросы

Заключение

Погрешности электрических дистанционных манометров

Погрешности электрических дистанционных манометров складываются из погрешностей, вносимых датчиком давления, электрической схемой и указателем.

Погрешности, вносимые электрической схемой, возникают при изменении температуры окружающей среды. Оценка величины этих погрешностей ведется путем анализа уравнения электрической схемы. Температурные погрешности могут быть уменьшены введением в схему термокомпенсаторов. Погрешности, вносимые указателем, в основном следующие:

а) погрешности, обусловленные действием на подвижную систему моментов вредных сил — сил трения и небаланса. В логометрах с подвижным магнитом вредные моменты могут создаваться, также вследствие взаимодействия между подвижным магнитом и экраном при эксцентриситете, эллиптичности, неоднородности материала и других дефектах экрана;

б) погрешность от люфтов в опорах указателя;

в) погрешность от магнитного гистерезиса в материале экрана логометра с подвижным магнитом. Эта погрешность умень­шается при использовании для экранов пермаллоя с большим содержанием никеля.

Наряду с манометрами и манометрическими пилотажно-навигационными приборами, информация которых воспринимается и обрабатывается человеком, на летательных аппаратах широко применяются датчики, преобразующие давление в электрический сигнал, используемый в системах автоматического управления и в вычислительных устройствах; датчики давления входят также составной частью в комплект электрических дистанционных манометров.

 

1.Для чего используются приборы давления на летательных аппаратах?

2.Перечислите основные методы измерения давления и опишите какой-нибудь из них.

3.Какие функции выполняет передаточно-множительный механизм пружинного манометра?

4.Какими способами можно компенсировать погрешности, вызываемые влиянием инерционных сил, у пружинных датчиков давления?

5.Какие погрешности пружинных манометров и датчиков давления вы знаете?

6.Для чего предназначены электрические дистанционные манометры?

7.Какие схемы электрических дистанционных манометров существуют?

8.Какие погрешности электрических дистанционных манометров существуют?

 

7. Литература

Браславский Д. А. Приборы и датчики летательных аппаратов: Учебник для втузов.¾ М.: Машиностроение, 1970.¾ 392 с.; 22 см.

В данной работе рассмотрены методы и преобразователи для измерения концентраций веществ, которые необходимы для регулирования сложных технологических процессов (ТП). Обычно в таких ТП требуются быстродействующие и точные средства измерений, которые в составе автоматизирован­ных систем управления технологическими процессами обеспечи­вали бы измерения параметров, непосредственно определяющих состав и свойства вырабатываемых материалов.

Каждый метод применяется в той сфере, где он рационален и дает наиболее точные результаты измерений для их последующей обработки и использовании как раз в тех самых ТП. К примеру, при измерениях электрохимическими методами используются относительно простые средства измерений, выходным сигналом которых является электрический ток или напряжение. В ряде случаев не требуется внешнего источника питания, по­скольку сам электрохимический преобразователь является источ­ником выходного электрического сигнала, используемого в качестве сигнала измерительной информации. Эти методы особенно пригодны для автоматического анализа веществ, для которых другие методы не обеспечивают нужной чувствительности или требуют более сложных и дорогостоящих средств измерений.

Преобразователи, основанные на том или ином методе, имеют свой диапазон измерений, рабочие условия, степень надежности др. не менее важные характеристики. Например, гигрометры точки росы имеют возможность измерения влажности воздуха и различных газов при низ­ких температурах (–160 °С) и высоких давлениях (Па). А чувствительность оптико-акустиче­ских анализаторов дает возможность применять их для иссле­дования широкого класса веществ с коэффициентами поглощения 10–10 – 10–5 см–1, находящимися в различных агрегатных состояниях в диапазоне температур 2—1000 К. То же самое можно сказать и о чувствительности преобразователей.

Поэтому при выборе метода и преобразователя необходимо исходить из того какой нужен диапазон измерений, какая точность, условия работы, динамические качества и т. д.

 

1. Как работает кондуктометрический газоанализатор?

2. Какой принцип измерения концентрации лежит в основе теплового метода?

3. Какие разновидности ионизационных методов вы знаете? Чем они отличаются?

4. Какую роль играет микрофон, используемый в приборе, изображенном на рис. 10?

5. Как изменяется точность с применением комбинированных методов измерения?

 

 

1. Спектор С.А. Электрические измерения физических величин: Методы измерений: Учеб. пособие для вузов. Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1987. – 320 с.: ил.

2. Электрические измерения неэлектрических величин/А. М. Туричин, П. В. Новицкий, Е. С. Левшина и др.;Под общ. ред. П. В. Новицкого. Л.: Энергия, 1966

Основные принципы информационного права:

1. Принцип приоритетности прав личности.

2. Принцип свободного производства и распространения

3. Принцип запрещения производства и распространения отдельных групп информации

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать законодательные и нормативные акты, относящиеся к регулированию информационной сферы

7. Принцип ответственности (неотвратимое наступление ответственности за нарушение информационного законодательства)

8. Принцип отчуждения информации от ее создателя

9. Принцип оборотоспособности информации (обнародованная информация превращается в объект, существующий независимо от ее создателя)

10. Принцип распространяемости информации (одна и та же информация может копироваться без изменения ее содержания и может принадлежать неограниченному кругу лиц)

Субъекты информационного права делятся на три основные категории:

1. Производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг (Посредники)

2. Обладатели (держатели) информации

3. Потребители информации

Нормы информационного права содержатся в документах разного происхождения и разной юридической силы. Это международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, законы, подзаконные акты, нормативные акты субъектов федерации и т.д. Кроме того важное значение для понимания смысла правовых норм имеют уже принятые правоприменительные акты, в первую очередь судебные решения. Хотя согласно общепринятой точке зрения они не являются источниками права (кроме решений Конституционного суда), не стоит недооценивать их влияние на правоприменительный процесс.

Россия оказалась среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. Однако скудная правоприменительная практика (попросту говоря - небольшое количество судебных решений - не считая отдельных категорий, вроде дел о клевете, защите чести и достоинства) свидетельствует о том, что информация пока не стала играть в обществе/экономике достаточно значимую роль.

Практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если мы будем придерживаться расширенной версии, то оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы УПК о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д.

Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

Конституция Российской Федерации является основополагающим правовым актом для всей национальной правовой системы, в т.ч. и для информационного права. Все другие правовые акты должны соответствовать Конституции. Конституция РФ имеет прямое действие и ее нормы могут и должны применяться в тех случаях, когда какое-либо явление не урегулировано другими правовыми актами, либо есть обоснованные сомнения в их правомерности. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Конституция Российской Федерации:

Статья 15. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Более низким правовым уровнем, по сравнением с Конституцией Российской Федерацией являются Законы РФ. Российские законы могут называться по-разному. По Конституции Российской Федерации 1993 года они делятся на две категории - "федеральные конституционные законы" и "федеральные законы", хотя это разделение по ее тексту не всегда прослеживается достаточно четко. Различие же между "федеральным (конституционным) законом" и "законом Российской Федерации" заключается в дате принятия - законы, принятые до вступления в силу новой Конституции, продолжают именоваться законами Российской Федерации. Некоторые законы традиционно продолжают именоваться кодексами. Кодексы имеют общеправовое значение. Уголовный кодекс РФ является, строго говоря, единственным уголовным законом. Гражданский Кодекс является основным законом, содержащим нормы гражданского права. Все другие законы, более детально регулирующие отдельные вопросы гражданско-правовых отношений, не должны противоречить ГК РФ, иначе применяются нормы Кодекса.

Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде, в частности: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене".

Существует большое количество законов, регулирующих разные стороны (по сути) информационной деятельности применительно к конкретным явлениям:

Закон РФ "О средствах массовой информации"

Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"

Федеральный закон "О рекламе"

Федеральный закон "О связи"

Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Кроме них было принято значительное количество документов по вопросам телевидения и радиовещания, отдельным средствам массовой информации:

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N1487 "О Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации"

Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N885 "О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций"

Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации"

Указ Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г. N228 "Об утверждении Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию"

Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N2255 "О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации"

Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. N377 "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию".

Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. N376 "О защите свободы массовой информации"

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N564 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по международному информационному обмену".

Наиболее важные нормативно-законодательные акты, которые имеют непосредственное отношение к сфере регулирования информационных отношений, будут детально рассмотрены на отдельных лекциях.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм права, составляющие общую правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно только к особенностям информационный сферы.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права состоит в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

В зависимости от и вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы разделяются на императивные и диспозитивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это – достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, и иные личные права, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнение этими органами своей компетенции в этой части.

Императивные нормы подразделяются на:

Нормы-определения (или так называемые дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

В достаточном большинстве законов, в т.ч. и в тех, о которых упоминалось на предыдущих лекциях, и в тех, которые мы еще будет рассматривать на последующих лекциях, как правило, содержится или отдельная глава, или отдельные пункты, посвященные терминологии. Так, например, 2-ая статья ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» озаглавлена как «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе».

Нормы-принципы закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Так, например, ст. 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре», устанавливает, ведение земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

-единство системы и технологии государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации (пояснить);

-непрерывность внесения изменяющихся характеристик земельных участков (изменение назначения и правил пользования);

-открытость сведений земельного кадастра;

-сопоставимость и совместимость сведений, содержащихся в земельном кадастре со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах и информационных ресурсах.

Нормы-цели закрепляют цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности.

Так, ст. 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что целями защиты информации являются:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Ст. 1 устанавливаются цели ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» как создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового пространства, защита прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Нормы-запреты распространяют свое действие на определенные действия, признающиеся общественно вредными и недопустимыми с правой точки зрения. Примером подобного законодательного акта является ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Нормы-запреты могут, наоборот, накладывать ограничения на доступ к той или информации. Так, например, ст. 8 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается, чтоне может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Еще одном подвидом императивных информационно-правовых норм являютсянормы-санкции, которые относятся к какой-либо части состава правонарушения, либо являются самостоятельной нормой административного или уголовного права.

Если повнимательнее присмотреться к содержанию статей особенной части Уголовного кодекса то можно заметить, что практически наверно четверть статей данного кодекса так или иначе связана с санкциями, связанными с неправомерными действиями по сбору, распространению, обороту информации.

Статья 110. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, … или систематического унижения человеческого достоинства.

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (в нашем случае угроза это информация)

Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения

Статья 129. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Статья 130. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Статья 137. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан –

Статья 140. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования.

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав. Присвоение авторства (плагиат). Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта

Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав.

Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений,

Выше в качестве примера приведены только пятнадцать статей уголовного кодекса, в которых объектом или предметов противоправных действий является информация.

Иногда диспозитивные и императивные информационно-правовые нормы практически невозможно разделить на отдельные составляющие. Примером подобного переплетения или взаимопроникновения являются нормы, устанавливаемые ст. 10 Закона РФ «О государственной тайне», в которой одновременно устанавливаются как правила регулирования распространения информации, содержащей гостайну, так и обязанности должностных лиц при решении о засекречивании тех или иных сведений.

Помимо разделения информационно-правовых норм на императивные и диспозитивные их можно квалифицировать по сфере их применения, или по так называемого масштабу действия, на:

-нормы федерального уровня

-нормы субъектов Российской Федерации

-нормы органов местного самоуправления

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на:

1. Нормы общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности

2. Межотраслевые нормы, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов по обеспечению информационных процессов

3. Отраслевые нормы, действующие в сферы действия конкретного органа государственной, законодательной, исполнительной или судебной власти

4. И последняя группа, это нормы, действующие на уровне местного самоуправления

К основным элементам информационных правоотношений относятся:

1. Субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов (Производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг в т.ч. Посредники; Обладатели (держатели) информации; Потребители информации)

2. Поведение (действие или бездействие) субъект при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и иные аналогичные действия)

3. Объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения. Примерами таких объектов являются документированная информация (документы), информационные продукты и услуги, элементы информационной безопасности, информационные технологии и средства их обеспечения (в т.ч. и специальные программы для ЭВМ)

4. Права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов

Классификация информационных правоотношений строится в основном по двум основаниям:

а) по характеристике информационных процессов. Эти процессы мы на прошлой лекции классифицировали как создание информации, ее сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю, создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, защита информации

б) по видам информации внутри информационных процессов

Здесь выделяются следующие виды информации:

- открытая информация – это литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы и другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли)

- массовая информация – это информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации и по сети Интернет с целью информирования населения, в т.ч. реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктах и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителю.

- официальные документы, к которым в основном относятся законы, судебные решения, иные тексты законодательных и нормативных актов, а также официальные переводы.

- обязательно предоставляемая документированная информация – т.е. обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, документы, представляемые в органы статистики, налоговые и регистрационные органы

- информация ограниченного доступа – к которой относятся, сведения содержащие государственную, служебную и коммерческую тайну, а также сведения персонального характера

В заключении следует отметить следующее, что анализируя информацию как объект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще и неконкретно. Объектом информационного права должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу которой или в связи с которой и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию с помощью правовых норм. Такую информацию можно разделить на три группы:

1. Информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения;

2. Информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в т.ч. в информационной сфере. Например, информация, содержащаяся в нормах права;

3. Информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.

Но, как отмечалось выше, для того, чтобы информация стала объектом информационных правоотношений, она должна быть обязательно задокументирована, т.е. представлена в виде документа, вне зависимости от способа и технологии фиксации документной информации на материальном носителе. Кроме того, процесс создания документов должен подчиняться определенным правилам и нормам. В ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» «документ» определяется как «материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звука, изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения»[83].


Лекция 5. Информационные технологии и системы

 

Государственное управление в информационной сфере это специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти, либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах. Главными целями российского государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства, информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в т.ч. физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач:

-реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;

-формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

-распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе, через сеть Интернет;

-организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;

-обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;

-разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

-централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;

-распространение на уровне федеральных органов государственной власти практики долгосрочного планирования государственных программ и проектов использования информационных технологий, повышение эффективности управления их выполнением;

-увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;

-реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих, в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;

-совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики.

В РФ повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности обеспечивается путем создания:

-общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в т.ч. через сеть Интернет;

-инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти и государственным информационным ресурсам;

-систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения.

Сегодня в российской системе государственного управления используются программа "Электронная Россия", в рамках которой разработаны такие проекты, как "Электронное правительство", "Телемедицина", "Дистанционное образование". Постепенно складывается современная информационная система государственного управления, которая использует преимущественно информационные технологии для публичного властвования.

Проект "электронного правительства" с 2002 г. определен как приоритетный в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

В частности, Программа включает задачи обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создания предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государственных информационных ресурсов не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях (посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий).

Кроме получения информации, необходимой для осуществления функций органов государственного управления и органов местного самоуправления в целях обеспечения постоянного взаимодействия со своими подразделениями, с другими органами власти, предприятиями, учреждениями и гражданами особое значение имеет и деятельность по предоставления органами государственного управления и органами местного самоуправления информации другим пользователям. К такого рода деятельности относится не только предоставление органами государственного управления и органами местного самоуправления информации различным организациям, гражданам и средствам массовой информации, но и предоставление информации органами государственного управления и органами местного самоуправления друг другу. Что, в свою очередь, является одним из необходимых условий осуществления взаимодействия органов власти на всех трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Необходимо урегулирование правил использования информации в соответствии с ее правовым режимом, с одной стороны, и в соответствии с правилами открытости, гласности свободного доступа к информации, с другой.

По инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем, разработана Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.

Согласно Концепции правовой информатизации России, проблемы стремительного качественного обновления общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Современная информационная система должна давать гражданам уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Пути совершенствования процесса правовой информатизации общества многообразны, поэтому необходимо четкое определение целей, методов организационных форм решения поставленной задачи, т.е. формирование ее научных основ. Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям: информатизация правотворческой деятельности; информатизация правореализационной деятельности; правовое обеспечение процессов информатизации.

Органы государственной власти и управления, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации формируют и актуализируют эталонные банки только тех правовых актов, которые принимают сами (под эталонным банком понимается совокупность эталонных электронных копий правовых актов), и передают копии этих банков и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.

Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Так, согласно п. 63 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации в целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде создается информационная система, содержащая, в частности, банки данных:

- о законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- о решениях Конституционного Суда;

- о решениях зарубежных конституционных судов;

- о конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Муниципальные информационные системы создаются на основании решения органа местного самоуправления в целях эффективной реализации полномочий этих органов. Например, в целях реализации функций управления процессом информатизации городского хозяйства, организационного, научно-технического и финансового обеспечения разработок информационных систем, исключения дублирования работ по созданию функциональных программных средств и проведения единой технической политики, направленной на реализацию общегородской Программы информатизации, повышения уровня знаний, коммерческого использования информации городских баз данных, тиражирования типовых программных решений в другие регионы Российской Федерации. Распоряжением Мэра Москвы от 29 мая 1997 г. N 416-РМ "Об утверждении плана работ и нормативных документов по информатизации органов власти, управления и муниципального хозяйства Москвы" утверждено Временное положение о прохождении и финансировании заказов на создание и модернизацию информационных систем в г. Москве.

Информационные системы классифицируются на информационные системы общего пользования и корпоративные информационные системы.

Так, согласно ст. 3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" информационная система общего пользования - это информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Государственные и муниципальные информационные системы, за исключением содержащих сведения ограниченного доступа, создаются в форме систем общего пользования.

Корпоративная информационная система - это информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. Так, например, согласно Положению о государственной информационной системе миграционного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94, оператором государственной информационной системы миграционного учета является Федеральная миграционная служба. В данном случае собственником технических средств, используемых для обработки содержащейся в базе данных сведений миграционного учета, является государство, от имени которого выступает Федеральная миграционная служба. Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Федеральная налоговая служба. Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета. Поставщик сведений заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с Положением о государственной информационной системе миграционного учета.

Пользователями информационной системы являются заинтересованные федеральные органы государственной власти, их структурные подразделения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации задач, возложенных на указанные государственные органы и органы местного самоуправления. Пользователями информационной системы могут являться также иные организации, которым федеральным законом предоставлено право доступа к сведениям. Пользователь информационной системы заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями.

Поставщики сведений осуществляют их обработку с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечить автоматизированный ввод сведений в информационную систему.

Техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем устанавливаются особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем.

Так, в соответствии с Положением о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500, установлен порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, правила пользования им, а также порядок создания и функционирования единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенной для обеспечения информацией о технических регламентах, стандартах и других документах по техническому регулированию.

Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии требованиями федерального законодательства. Например, такие требования содержатся в Федеральном законе "О персональных данных", Федеральном законе "О связи" и др. В целом эти требования характеризуются как эффективность, качество функционирования (точность, защищенность, согласованность со стандартами), надежность (по качеству информации; по времени доступа; по производительности), безопасность.

Так, в целях реализации норм Федерального закона "О связи" и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации утвердило Постановлением от 23 января 2006 года N 32 Правила оказания услуг связи по передаче данных. Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных.

При этом в Правилах оказания услуг связи по передаче данных установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем.

В настоящее время в Российской Федерации проводится широкий комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются административная реформа, реформы образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных технологий - информатизации органов государственной власти и созданию в Российской Федерации основ "электронного правительства".

Активно идет работа по внедрению инфокоммуникационных технологий и принципов информационного взаимодействия в практику органов государственной власти. С этой целью Правительством Российской Федерации принята "Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года".

Все это требует повышенного внимания органов государственного управления к проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования и развития, использующихся в органах государственной власти информационных систем, организации их взаимодействия и создания новых.

Например, таможенное законодательство особо оговаривает функции, задачи и полномочия таможенных органов в связи с использованием информационных технологий. Таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ и другими федеральными законам осуществляются разработка, создание и использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения. Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи в деятельности таможенных органов согласно ст. 423 Таможенного кодекса РФ осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами. Данная норма имеет большое значение для развития межведомственного сотрудничества, в том числе на международном уровне. Унификация таможенных информационных систем и информационных технологий позволит эффективно осуществлять взаимодействие с иными контролирующими органами, ускорять обмен информацией, совершение таможенных операций, участвовать в международных программах, направленных на упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля.

В качестве еще одного примера можно назвать создание информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Так, в соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;

ж) об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

з) о геодезических и картографических материалах;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы.

Иным примером являются нормы ст. 90 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в которой установлено, что при проведении выборов депутатов Государственной Думы, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только государственная автоматизированная информационная система. Иные информационные системы при проведении выборов депутатов Государственной Думы использоваться не могут.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, а также официальный сайт РФ, официальный сайт субъекта РФ, официальный сайт муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов.

В случае, если у муниципального образования нет официального сайта, муниципальный заказчик размещает информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено такое муниципальное образование.

На официальном сайте РФ размещается информация об адресах официальных сайтов субъектов РФ. На официальном сайте субъекта РФ размещается информация об адресах официальных сайтов муниципальных образований, которые расположены в границах такого субъекта Российской Федерации.

Правительство РФ вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. Например, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 253 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции" установлено, что программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаемые в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, которые включают в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, создаются организацией, подведомственной Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в соответствии с техническими заданиями, утвержденными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и согласованными с Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

В сфере государственного управления используются программно-технические средства, имеющие соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

Обеспечение использования лицензионных программно-технических средств в деятельности федеральных органов государственной власти должно осуществляться на основе:

-ускоренной разработки отечественных программно-технических средств и их применения в государственных информационных системах и ресурсах;

-свободного распространения типовых решений, разработанных в рамках создания государственных информационных систем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;

-обеспечения открытости и возможности анализа кода закупаемого готового программного обеспечения зарубежного производства;

-увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;

-централизации проведения закупок в сфере лицензионного программного обеспечения в интересах федеральных органов государственной власти;

-инвентаризации используемого в федеральных органах государственной власти программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств федерального бюджета в научно-исследовательских организациях;

-закупки лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

В целях повышения эффективности работы в этой сфере, в ежегодном докладе об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти предусматривается представление материалов об объемах применения лицензионных программно-технических средств, а также о выявленных фактах нарушения прав интеллектуальной собственности.

Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

К сожалению, в комментируемом Законе об информации законодатель не счел нужным закрепить в качестве правовой дефиниции термин "информационные ресурсы", хотя данное понятие используется в самом законе.

Некоторые авторы предлагают понимать под информационными ресурсами сведения (сообщения, данные), а также лингвистические средства необходимые физическим лицам и организациям для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к сведениям (сообщениям, данным) и знаниям, формируемые в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, учреждений и иных организаций.

Необходимо также отметить, что информационный ресурс - это всегда документированная информация, а государственные информационные ресурсы - это документируемая информация, содержащаяся в государственных информационных системах и находящаяся в распоряжении органов государственной власти и иных государственных организациях. Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принципиально открытыми. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.

В настоящее время в России органы государственной власти создают свои сайты, в структуру которых входят в числе прочих специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями. Например, сайт Министерства юстиции России www.minjust.ru - содержит в своей структуре "Вопрос министру", являющийся формой открытого письма министру юстиции, отсылаемого по e-mail. Ответ министра юстиции направляется по адресу заявителя, а в случае его отсутствия размещается на сайте министерства.

Информационные обязанности государства перед гражданами возрастают. Например, информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна быть им доступна. Так, в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти 12 февраля 2003 г. Правительство РФ приняло постановление N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти". Согласно п. 2 данного постановления федеральным органам исполнительной власти необходимо:

1) обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным данным постановлением;

2) своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в т.ч. в сети Интернет;

3) систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом положений указанного постановления.

Необходимо отметить создание российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти РФ - Russian Government Internet Network (далее по тексту - сеть RGIN) - на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти РФ. Иерархически структурированная сеть RGIN предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Интернета и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти РФ. В настоящее время на сервере органов государственной власти РФ "Официальная Россия" содержатся лишь общие сведения, как о федеральных, так и о региональных органах государственной власти. Более подробную информацию можно получить, используя ссылки на официальные сайты указанных органов государственной власти. Таким образом, объем размещенной информации, и система навигации требует значительных доработок.

Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени ("в прямом эфире"). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах. Т.е. государственные органы РФ, ответственные за формирование и использование правовой информации, должны обеспечивать условия для оперативного и полного ее предоставления пользователям.

Согласно ст. 70 Федерального закона "О связи" для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации является обязательным:

- создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи Российской Федерации;

- создание российских операторов связи, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом;

- обеспечение экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.

В развитие положений федеральных законов приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 11 декабря 2006 г. N 166 утверждены Правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, которые содержат требования к средствам связи, используемым для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений.

Согласно Основным положениям государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 88, защита орбитально-частотного ресурса РФ и управление его использованием являются одной из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц на территории РФ. В отношении пользователей орбитально-частотного ресурса, радиоэлектронные средства которых находятся в международных водах, воздушном и космическом пространстве или на территории иностранных государств под юрисдикцией РФ, Основные положения применяются с учетом обязательств РФ, вытекающих из Устава и Конвенции Международного союза электросвязи и межправительственных соглашений, а также законодательства иностранных государств.

Государственная политика в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса осуществляется на следующих основных принципах:

1) исключительное право государства на распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса. При этом орбитально-частотные позиции не подлежат передаче в собственность, приватизации или постоянному бессрочному закреплению;

2) разработка и реализация единой технической политики и процедур в области использования орбитально-частотного ресурса с учетом международных договоров РФ;

3) обеспечение приоритета нужд президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка;

4) развитие в рамках конверсии гражданских радиослужб для использ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.