Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 44




Статья 42

Статья 29

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

На основе норм Конституция Российской Федерации разработаны и приняты законодательно-нормативные акты, затрагивающие те или иные направления информационной безопасности.

Так, в 1995 г. был принят ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Ст. 20 этого ФЗ устанавливалось, что целями защиты информации являются:

-предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

-предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

-предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

-защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

-сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

-обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Ст. 21 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" устанавливалось, что «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». К сожалению, это определение не перешло в принятый в 2006 г. ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором осталась лишь одна статья 16, посвященная защите информации. В ней, в частности, определяется, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

-обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

-соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

-реализацию права на доступ к информации.

Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

-предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

-своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

-предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

-недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

-возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

-постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ субъекты РФ разрабатывают и утверждают собственные законодательные акты, направленные на обеспечение информационной безопасности. Так, Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области в была создана Омская областная комиссия по информационной безопасности

Комиссия была создана в целях координации работ по созданию и развитию региональной системы информационной безопасности, формирования общей стратегии и определения приоритетных направлений работ по защите информации на территории Омской области, разработки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности, организации научной экспертизы разрабатываемых региональных программ информатизации в части обеспечения безопасности информации.

В Положении об Омской областной комиссии по информационной безопасности устанавливалось, что Омская областная комиссия по информационной безопасности является постоянно действующим координационным и организационно-методическим органом по рассмотрению вопросов информационной безопасности в Омской области.

Задачами создаваемой Комиссии являлись: выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности в Омской области; выработка рекомендаций по совершенствованию действующей системы информационной безопасности в Омской области на основе обобщения и анализа ее состояния; определение приоритетных направлений работы в сфере информационной безопасности в Омской области.

Комиссией должны были осуществляться следующие функции:

-разработка предложений по проектам нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности;

-оценка состояния информационной безопасности в Омской области, определение приоритетных направлений предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

-обеспечение взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Омской области в сфере информационной безопасности;

-организация профилактической работы по предупреждению правонарушений, связанных с посягательством на права и законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере;

-разработка предложений и рекомендаций по защите информационных ресурсов Омской области;

-содействие в развитии единой государственной системы подготовки кадров для сферы информационной безопасности.

В состав Комиссии входят представители: Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области; Центра правительственной связи в Омской области; Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Омской области; воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории Омской области; администрации города Омска; Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области; высших учебных заведений города Омска, осуществляющих подготовку специалистов в области защиты информации; Сибирского аналитического центра; организаций, оказывающих услуги в сфере информационной безопасности и имеющих соответствующие государственные лицензии.

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Так, например, лицензированию, согласно ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе подлежат некоторые виды деятельности, связанные с обеспечением конфиденциальности информации и разработкой для этих целей специальных средств. К таковым видам деятельности относятся:

-деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

-деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

-предоставление услуг в области шифрования информации;

-разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

-деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

-деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

-деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

-деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

-разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

-деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией.

В подавляющем большинстве случаев, когда говорят об информационной безопасности, то подразумевают только защиту информации неправомерное обращение с которой, может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, или запрет на ограничение распространения того или иного вида информации, отсутствие которой может вызвать нежелательные последствия для возможных ее потребителей. Однако в действительности это лишь одна из составляющих информационной безопасности.

В современных условиях одним из актуальных направлений обеспечения информационной безопасности является защита от воздействия определенных видов информации на личность, общество и государство, или ограничение распространения или доступа

Так, например, ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливается, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.

В данном случае, информация выступает не как объект противоправных посягательств, как специфическое орудие[84] воздействия на сознание человека, отдельной группы людей, население или органы управления одного или одновременно нескольких государств.

В.В.Крылов отмечал[85], что «трудно переоценить важность точно формализованного представления о сущности и свойствах информации как феномене, над которым осуществляются разнообразные, в том числе и криминальные действия», которые он назвал «информационными преступлениями». Но, в основном, В.В.Крылов рассматривает информацию лишь как объект преступных посягательств. Однако информация может выступать и в качестве непосредственного орудия преступления, распространение которой, может нанести той или иной ущерб. К теме информационных преступлений, в которых информация выступает в качестве орудия совершения преступления, можно отнести следующие статьи УК РФ:

-незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и распространение этих сведений (ст.137);

- разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155);

-незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);

-незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242), изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу России материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних (ст. 242.1);

- выдача государственной тайны (ст. 275);

- передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (ст. 276);

- разглашение сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены (ст.283);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280);

- возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282);

- разглашение данных предварительного расследования (ст.310);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса (ст.311);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких (ст. 320);

-публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354);

- заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки (ст.197);

- заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст.207)[86];

- заведомо ложный донос о совершении преступления (ст.306);

- заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования (ст.307);

В текстах четырех десятков статей Особенной части УК РФ мы встречаем слово «угроза» и производные от него. Так, например, в ст.110 - «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз», в ст.120 - «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения». В ст.119 и ст.296 слово «угроза» вынесено в названии статей (соответственно – «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» и «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования»). В подавляющем большинстве случаев понятие «угроза» представляет собой информацию (документированную или недокументированную (речевую)), содержащую сведения о намерении нанести физический, а иногда материальный или иной вред тому или иному лицу, и рассматривается как один из способов психического воздействия (насилия) над личностью.

Клевету, как заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающую его репутацию (ст.129, ст.298), также можно считать информацией, которая является орудием информационного преступления.

К орудию информационного преступления в полной мере можно отнести и «оскорбление» - информацию, содержащую сведения унижающие честь и достоинство другого лица, выраженные в неприличной форме (ст.130, ст.297, ст.319, ст.336). В некоторых случаях оскорбление может послужить поводом (провоцирующим фактором) для совершения какого-либо преступления. Так, в ст.107 говорится об убийстве, вызванного … тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, а в ст.113 - об умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенном тяжким оскорблением со стороны потерпевшего.

Еще одним видом орудия совершения преступлений (и не только информационных) будет являться «обман» (ст.141, ст.150, ст.159, ст.165, ст.339).

На первый взгляд трудно связать информацию как орудие преступления с такими преступлениями как убийство (ст. 105) или причинение смерти по неосторожности (ст. 109). Но в подтверждение данного тезиса приведем два примера.

В одном случае преступники, несанкционированно с использованием сетевых технологий войдя на сервер компьютерной сети американской больницы, изменили программу управления кардиостимулятора, что привело к смерти пациента[87]. Специалисты прогнозируют, что количество подобных способов убийства путем изменения работы программ медицинского оборудования, с каждым годом будет только увеличиваться. При отсутствии возможности сетевого доступа к оборудованию изменение программ его работы может производиться лицом, непосредственно имеющим к нему доступ.

В другом случае, одна гражданка, находясь в неприязненных отношениях с коллегой по работе, позвонила последней и сообщила ложную информацию о том, что ее сын попал в дорожно-транспортной происшествие и погиб. У женщины, страдающей серьезным сердечным заболеванием, случился сердечный приступ и она скончалась.

В ст.ст. 127.2, 133, 302, 304 и 309 говорится о таком способе совершения преступлений как «шантаж», под котором, в частности, понимается угроза разглашения компрометирующих сведений.

В уголовном праве некоторых зарубежных государств можно встретить такой вид уголовно наказуемого деяния как «диффамация», т.е. распространение порочащих личность сведений, но которые являются достоверными и не носят клеветнического характера.

В современных условиях информация как орудие совершения преступления является таким же объектом специальных исследований[88] как огнестрельное или холодное оружие, только она исследуется в рамках таких специфических видов экспертиз как автороведческая, лингвистическая, психологическая, фонографическая.

Информационные войны. История человечества - это история войн. В конце 70-х начале 80-х годов XX в. новые технологии стали менять облик развитых стран - массовое индустриальное общество стало превращаться в информационное. С этого времени в лексикон человечества прочно вошло выражение "информационная эра", и будущее развитие планеты начинают связывать исключительно с дальнейшей информатизацией. Информационный век принес новый способ ведения войн, который характеризуется использованием современных информационных технологий и минимальным числом человеческих жертв. На сегодняшний день критически важным государственным ресурсом, обеспечивающим национальную безопасность стран, становится информация, циркулирующая в телекоммуникационных и компьютерных системах различного назначения.

Однако информационная революция способствовала также появлению новых форм и способов ведения информационно-психологического противоборства в мировом информационном пространстве - так называемым информационным войнам, в самом простом понимании состоящих в умышленном информационном воздействии, которое может привести систему к необратимым изменениям и к самоуничтожению.

Определений понятия "информационная война" на практике существует великое множество, что говорит о сложности и неоднозначности данного явления и заставляет серьезно поразмыслить над проблемой. Термин "информационная война" впервые оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991 г. До сих пор полномасштабных информационных войн, изучая которые можно вывести стройную теорию, было очень мало. Поэтому пока не существует единого, всеми признанного определения этого явления. В одних исследованиях понятие информационной войны дается слишком широко. Например, "информационная война - это стратегия, операции, тактические действия, проводимые в мирное время, во время кризиса, конфликта, войны, в период восстановления мира между соперниками, конкурентами, врагами с использованием современных информационных технологий, чтобы достигать своих целей"[89].

Более академическое и наиболее часто цитируемое определение было дано директором информационных войск министерства обороны США: "Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем"[90]. В октябре 1998 г. министерство обороны США ввело в действие "Объединенную доктрину информационных операций", в которой информационная война определялась как "комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника"[91].

При рассмотрении понятия "информационная война", как правило, выделяются две ее составляющие: наступательная и оборонительная. Наступательная информационная война предполагает использование разнообразных средств и методов воздействия на информационные системы противника в целях снижения эффективности функционирования его системы принятия решений. Оборонительная же информационная война включает в себя проведение различных мероприятий с использованием средств и методов противодействия эффективному применению информационного оружия противником. Особенностью информационной войны является необходимость одновременного проведения как наступательных, так и оборонительных мероприятий. В качестве информационного оружия могут выступать совершенно различные средства: высокоточное оружие для поражения органов управления или отдельных радиоэлектронных средств, средства радиоэлектронной борьбы, источники мощного электромагнитного импульса, программные вирусы и др.

Что же касается России, то и у нас противостояние информационным войнам идет полным ходом, правда, в основном на техническом уровне. Однако постепенно появляются и концептуальные документы, рассматривающие информационные угрозы национальной безопасности. Прежде всего это "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" и "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации". Так, в "Концепции" четко определены угрозы стране в информационной сфере. Это стремление ряда стран к доминированию в информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. На законодательном уровне этим вопросом занимаются прежде всего Министерство обороны, ФСБ и Управление "К" МВД.

Некоторые страны вводят специальные ограничения на потребление пользователями средств компьютерной и телекоммуникационной техники того или иного вида информации, вплоть до применения специальных санкций. Так, например, уголовным кодексом Китая только за закачку файлов порнографического содержания предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет. В России и многих других зарубежных странах подобной ответственности за потребление подобного вида информации не предусмотрено. Просмотр подобной информации, как отмечают многие ученые, приводит к значительному увеличению преступлений сексуального характера.

Европейские ученые нашли причину снижения рождаемости в развитых странах. По их мнению, рождаемость снижается из-за того, что компьютер и интернет становятся все более популярными среди молодых мужчин. Опрос нескольких сотен 750 мужчин показал, что в жизни мужчин на первом месте стоит компьютер, игры, новинки, интернет, и только потом отношения с женщинами. Психологи развитых стран серьезно обеспокоены данной тенденцией, поскольку она может привести к серьезной демографической проблеме[92]. И эта проблема, так или иначе, также относится к теме информационной безопасности.

Особенно влиянию тех или иных информационных ресурсов подвержено подрастающее поколение. В конце декабря Государственной думой был принят Федеральный закон Российской Федерации "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"[93]. Согласно нормам данного ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

-побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

-способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

-обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

-отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

-оправдывающая противоправное поведение;

-содержащая нецензурную брань;

-содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, отнесена информация:

-представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

-вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

-представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

-содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

 


Лекция 7. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны

Пункт 4 статьи 29 Конституции гласит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Отсутствие такого ограничения указанного права граждан, в конечном счете, поставило бы под угрозу возможность осуществления ими других своих прав (например, право на жизнь, на защиту частной собственности), само существование Российского государства, сделало бы невозможным обеспечение государственной защиты прав и свобод граждан (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Закон РФ «О государственной тайне» [94]регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Статья 1 Закона устанавливает, что сфера действия настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Во ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дается расшифровка основных терминов и определений, которые относятся к понятию государственная тайна, и в частности:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Ст. 5 более подробно детализируется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Так, в частности, к государственной тайне относятся:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Указом Президента РФ в 1995 г. утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»[95], который детально раскрывает суть сведений, отнесенных к государственной тайне, а также дает список наименований организаций, учреждений и ведомств, которые отвечают за те или иные сведения.

Так, в частности Банк России обеспечивает секретность сведений о денежных банкнотах нового образца или проектах монет (кроме юбилейных и памятных) до официального опубликования, а МВД России, Минфин России и Банк России обеспечивают охрану сведений о производстве банкнот Банка России в натуральном или денежном выражении, способах, обеспечивающих защиту этих банкнот и других изделий Гознака от подделок, а также о способах определения их подлинности. Минобрнауки России, Минобороны России, Минпромторг России и Минэкономразвития России обеспечивает секретность сведений раскрывающих прогнозные оценки научно-технического прогресса в Российской Федерации и его социально-экономические последствия по направлениям, определяющим обороноспособность, безопасность государства

Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» определяет перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

-о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

-о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

-о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

-о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

-о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Статьей 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлена классификация сведений,составляющих государственную тайну, по степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». «Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870):

-к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

-к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

-к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» устанавливает, что допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

В данной статье закреплен принцип добровольности допуска граждан к государственной тайне. Однако, этот принцип относительно декларативен, поскольку, если должность, на которую претендует лицо, связана с необходимостью работы с секретными сведениями, а у лица отсутствует допуск к ним, и оно отказывается от прохождения процесса оформления допуска, ему должно быть отказано в приеме на работу. В тоже время насильно принудить гражданина к прохождению процедуры допуска к секретным сведениям никто не может.

Допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление следующих оснований:

-признание проверяемого лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

-наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

-постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

-выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

-уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Необходимость прохождения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в той или иной области предусматривается и иными законами. Например, ст. 8 Федерального закона РФ "О внешней разведке" предусматривает, что лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки Российской Федерации, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.

Статья 7 ч. 1 ФЗ "О федеральной службе безопасности" предусматривает, что граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности, а также допускаемые к сведениям об органах федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Такая процедура включает в себя принятие обязательства о неразглашении указанных сведений.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050) (с изменениями от 8 августа 2003 г., 15 ноября 2004 г.) утверждена Инструкция "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", которая подробно регулирует процедуру оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В федеральных органах исполнительной власти в соответствии с требованиями этой Инструкции, особенностями деятельности и характером выполняемых задач при необходимости могут разрабатываться ведомственные инструкции, которые согласовываются с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и утверждаются руководителями этих органов.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

-первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

-вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

-третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности анкетных данных граждан, оформляющих допуск к секретным сведениям, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. При наличии же указанных сомнений материалы на таких граждан направляются в органы безопасности для проведения проверки.

Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.

Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за исключением когда к совершенно секретным сведениям могут быть допущены студенты высших и средних специальных учебных заведений, если это обусловлено спецификой учебного процесса, подготовкой дипломных работ или прохождением практики в организациях.

Студенты последних курсов высших и средних специальных учебных заведений, не имеющие допуска, при распределении на постоянную работу в организации могут оформляться на допуск по первой или второй форме по месту предстоящей работы в установленном порядке, но не позднее, чем за 3 месяца до окончания учебы. По запросам этих организаций руководители высших и средних специальных учебных заведений обязаны выслать в их адрес анкеты оформляемых студентов.

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету, в которой обязаны указывать достоверные данные.

Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

Если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями, то о результатах беседы работники кадрового аппарата обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны соответствующей организации.

Статьей 21(1) Закона РФ "О государственной тайне" предусматривается особый порядок допуска к государственной тайне в отношении определенных категорий граждан. Этот особый порядок связан с исключительным должностным положением этих граждан, и заключается в том, что они допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну на период исполнения своих полномочий без проведения проверочных мероприятий. К таким категориям граждан относятся члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, судьи, адвокаты, участвующие в качестве защитников по уголовным делам или представителей по гражданским делам. Данные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Требования о том, что защитник или адвокат в уголовном или гражданском процессе должен быть допущен как участник процесса, вне зависимости есть у него допуск или нет допуска к гостайне подтверждены Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П и Определением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 314-О

Кроме перечисленных в данной статье лиц, правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну в силу занимаемого должностного положения обладает Президент РФ, и лица, которые, согласно Указа Президента РФ, обладают полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Так, например, в ст. 14 Федерального закона РФ "О внешней разведке" прямо указано, что разведывательная информация (которая относится по своему значению к государственной тайне в соответствии со ст. 5 комментируемого закона) предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Статьей 22 Закона РФ "О государственной тайне" устанавливаются основания, по которым может быть отказано должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Введение законом оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне было продиктовано необходимостью превенции возможного не санкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну и как следствие - возникновение угрозы безопасности государства. Данные основания связаны с личностью лица, оформляющего допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверке при этом подлежат его состояние здоровья; наличие асоциального, девиантного (общественно опасного) поведения; возможность вербовки иностранными спецслужбами; наличие действий, направленных против интересов государства, конституционного строя и общества; склонность к лживости, искренность перед государственными органами и иные обстоятельства, негативно характеризующие проверяемого гражданина, свидетельствующие о наличии с его стороны потенциальной угрозы несанкционированного распространения секретной информации.

В соответствии со статьей 23 Закона РФ "О государственной тайне" допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случае:

-расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

-однократного нарушения им предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением государственной тайны;

-возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

В Статье 24 Закона РФ "О государственной тайне" оговаривается, что должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.

Ограничения могут касаться:

-права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

-права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

-права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Данные ограничения в законе не носят императивного характера. Они могут применяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, например, вопрос о разрешении выезда за границу решается в каждом отдельном случае, исходя из оценки круга секретных сведений, с которыми ознакомлен гражданин, степени их секретности, возможности их передачи иностранным спецслужбам, возможной степени ущерба безопасности государства, в результате передачи этих сведений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отдельными законодательными или нормативными актами учреждений и ведомств могут устанавливать специальные списки сведений, отнесенных к государственной тайне. Так, например, Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» установлено, что к гостайне относятся документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. К государственной тайне также относятся сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах.

Ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В Бюджетном кодексе РФ имеется Статья 209, которая озаглавлена как «Секретные статьи федерального бюджета». В ней устанавливается, что: секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат; порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом Российской Федерации.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 210[96] был утвержден список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 120[97] к государственной тайне отнесены сведения о координатах геодезических пунктов и географических объектов всех классов и разрядов в любых системах координат.

Письмом ГТК РФ от 8 июля 1996 г. N 01-15/12047[98] к государственной тайне отнесены сводные данные о российском экспорте и импорте немонетарного золота, драгоценных металлов и камней или изделий из них

Статьей 26 Закона РФ "О государственной тайне" устанавливается, что Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Так, в частности, ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В Уголовном кодексе РФ заложено четыре статьи, предусматривающих ответственность за разглашение государственной тайны:

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналы связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их.

Статья 276. Шпионаж

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Иные сведения - это любая информация, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности России (характеристика на ряд лиц, занимающих государственные должности, пробы почвы или воды, снимки или схемы крупных железнодорожных узлов и т.д.). Подобные сведения собираются иностранными спецслужбами для решения ряда задач, имеющих целью подрыв внешней безопасности страны, например вербовки агентов, планирования подрывной деятельности и т.д.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.

Разглашение означает предать огласке указанные сведения. Способ может быть различным: устным (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменным (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.). Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

 

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

Утрата означает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно. Она должна создавать возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было (например, они уничтожены или приведены в состояние, при котором нельзя извлечь информацию), то нарушение правил обращения, о которых говорится в комментируемой статье, не образует состава данного вида преступления.


Лекция 8. Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны

 

В настоящее время мы становимся свидетелями и участниками процессов формирования качественно нового типа общественных отношений - информационного общества. И основной отличительной чертой его является превращение информации в важнейший товар, влияющий на формирование общественного сознания и технологический прогресс. Но в то же время информация может являться не только товаром, но тщательно оберегаемым секретом.

Многие корпорации и фирмы обязаны своим процветанием или самим существованием умелому сохранению секретов. Например, хранившийся в глубокой тайне в течении почти столетия точный рецепт напитка «Кока-кола», позволил обеспечить успешную и прибыльную работу огромной корпорации в течение десятилетий.

На сегодняшнем этапе значимость тайны информации существенно возросла. Это связано, прежде всего, с постоянно возрастающей конкуренцией между производителями, как на мировом, так и на национальных рынках, колоссальным расширением возможностей по доступу к хранимой информации, ее сбору и анализу. Все это диктует необходимость адекватной защиты информации, в том числе на правовом уровне.

Для отечественного законодательства разработка этой темы сейчас актуальна как никогда. Данная проблема существует не только и не столько в высоких сферах государственных отношений, сколько в обычной, повседневной жизни российского бизнеса. Отсутствие достаточного правового регулирования отрицательно сказывается на динамике развития частного сектора экономики, снижая, например, приток западных инвестиций.

В разные эпохи создавались специальные правовые нормы, защищавшие интересы производителей или целых государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде штрафа (равного удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн их хозяина. Уже в античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых была разновидностью коммерческой тайны.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и использовавшие ключевое слово «тайна». Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие в себя сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ; фабричной - не только предмет патента (который первыми ввели Англия, Франция и Германия), но и любая особенность производства, именуемая в наше время «ноу-хау»; торговую тайну составляли специфические знания индивидуального характера, например, знание мест выгодной закупки товаров, списки покупателей и иное.

В зак




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.