Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок избрания Президента

Читайте также:
  1. III. Договор банковского счета. Виды банковских счетов. Порядок открытия счета.
  2. III. Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие эти этапы.
  3. IV. Порядок проведения экспертизы
  4. IV. Уставной капитал кредитной организации, порядок его формирования.
  5. Автомобилей. Порядок оформления путевого листа
  6. Администрация Президента РФ
  7. Адміністративні стягнення: поняття і види. Порядок притягнення до адміністративної відповідальності
  8. Акты Президента РФ. Конституционно-правовой статус Администрации Президента РФ
  9. Акты Президента, их правовая природа.
  10. Арбитражно-процессуальный порядок разрешения споров хозяйствующих субъектов
  11. Аудиторская процедура – это определенный порядок действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретных участках аудита.
  12. Виды и формы бланков станционной коммерческой и грузовой отчетности, порядок их получения, хранения и расходования.

Правовую основу выборов Президента составляет КРФ – ст.81, 102; ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях ИП и права на участие в референдуме граждан в РФ», ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ».

 

Президент РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого ИП при тайном голосовании.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.

Выборы назначает СФ (постановлением) и решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия. Кандидатуры могут быть выдвинуты политическим партиями, а также в порядке самовыдвижения.

Подготовку и проведение выборов осуществляет ЦИК, ИК субъектов, территориальные ИК, участковые ИК.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки и на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3х тысяч избирателей.

Голосование проводится с 8 утра до 20 часов вечера по местному времени. ИК субъекта вправе разрешить провести досрочное голосование, но не ранее, чем за 15 дней до дня голосования.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей принявших участие в голосовании.

Если в избирательный бюллетень было включено более 2х зарегистрированных кандидатов и не один из них по результатам общих выборов не был избран на должность ЦИК, назначают повторное голосование по 2м зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования.

 

Основания для досрочного прекращения полномочий.

· отставка, т.е. добровольный отказ Президента от занимаемой должности

· стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия

· отрешение Президента от должности (ст.93)

· физическая смерть

· утрата российского гражданства

функции - ст.80

 

Отрешение президента от должности.

Данная процедура регулируется Конституцией (ст.93). Регулируется регламентом ГД, СФ и регламентом КС.

Отрешение Президента от должности является видом конституционно-правовой ответственности главы государства за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Состав преступления определяется в УК, а именно ст.275.

Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, проведением враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Категории преступлений устанавливается ст.15 УК. Тяжкими преступлениями признается умышленное деяние, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.



Процедура отрешения Президента от должности.

1) Обвинение Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого преступления выдвигается ГД и инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента от должности может быть группа депутатов.

Материалы, подготовленные инициативной группой подлежат рассмотрению на пленарном заседании ГД и в случае принятия решения о продолжении данной процедуры большинством голосов образуется специальная комиссия для подготовки и заключения по этому вопросу. Основными задачами той комиссии являются:

· детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой

· привлечение новых документов и материалов; комиссия вправе требовать от госорганов и ДЛ предоставления необходимой информации и документов, а также вправе запрашивать объяснения. Комиссия подготавливает специальные заключения и передает его ГД, которая обсуждает это заключение на пленарном заседании. Заключение комиссии должно подтвердить вину Президента и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения от должности. По итогам обсуждения данного заключения может быть принято решение о выдвижении обвинения Президента в гос. измене или иного тяжкого преступления. Это решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов.

ГД →инициативная группа →комиссия →Постановление ГД (ст.103)

2) Выдвинутое ГД обвинение направляется в ВС и КС. ВС дает заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков состава преступления.

Кс дает заключение о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения, т.е. объектом анализа является деятельность ГД, инициативной группы, а также комиссии по подготовке заключения об отрешении П от Д.

3) Решение об отрешении П от Д принимается СФ большинством в 2/3 голосов от общего числа членов СФ. Данное постановление должно быть принято не позднее, Чем в 3х месячный срок после выдвижения ГД обвинения против ГГ. Если в указанный срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

Стойкая неспособность по состоянию здоровья.

ГГ не осознает своей ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять свои полномочия, в силу чего возникают угрозы государству и нормальному ф-ию всего гос. механизма и т.д. КС в своем постановлении от 11 июля 2000 года дал официальное толкование части 2 ст. 92 КРФ. Установил, что досрочное прекращение исполнения Президентом своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента в связи с расстройством ф-ий организма, носящих постоянный необратимый характер, принимать решения, вытекающие их его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями конституции.

Из толкования КС следует необходимость принятия ФЗ, который бы конкретизировал конституционную процедуру прекращения полномочий Президента.

 

Отставка.

Добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки. При этом, не допускается возможность отставки в пользу другого лица, либо отзыва ранее заявленной отставки. В соответствие со ст. 92 КРФ во всех случаях, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия, временное исполнение полномочий ГГ возлагается на Председателя Правительства.

 

Акты Президента.

Полномочия Президента реализуются через принятие им правовых актов и согласно ст. 90 КРФ Президент издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения имеют подзаконный характер, обязательным для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить КРФ и ФЗ. Указы Президента бывают 2х видов: нормативные и ненормативные. Распоряжения это акты организационно-оперативного характера, которые имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности президента (кадровые вопросы, взаимодействие с администрацией Президента).

 

 

Федеральное Собрание РФ

 

1. Общая характеристика парламента и место ФС в система ОГВ.

 

ФС, а именно парламент, существует с 12 декабря 1993 года. В этот день одновременно проводилось всенародное голосование по проекту К 93 года и состоялись первые выборы в обе палаты ФС.

Ст. 93 К устанавливает, что ФС – Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Согласно ст.11 ч.1, ФС наряду с президентом, правительством, судами осуществляет ГВ и является представительным и законодательным органом ГВ РФ. Роль парламента в государстве зависит от определенной модели, которая берется за основу при определении статуса и положения парламента в системе ОГВ.

1 модель: при формировании парламента и его деятельности закрепляется принцип верховенства парламента над ИВ. Характерно для парламентских монархий и парламентских республик.

2 модель: закрепляет принцип верховенства представительных органов (верховенство советов). Представительные органы вправе принимать к своему рассмотрению любой вопрос, который относится к ведению государства или соответствующей территории. Другие государственные органы, как правило, также формируются представительным органом и подотчетны ему.

3 модель: предполагает, что деятельность представительных органов основывается на принципе разделения властей и представительные органы не обладают каким-либо специально провозглашенным верховенством в государстве, в том числе и по отношению к другим органам. Представительные органы рассматривают и решают только те вопросы, которые отнесены к их ведению на основе разделения полномочий между государственными органами (на основе разделения властей). При этом у представительных органов есть средство воздействия на другие органы и прежде всего на исполнительные органы. Другие органы имеют собственные средства воздействия на представительные органы и таким образом возникает система сдержек и противовесов. Ст. 10 КРФ закрепляет, что ГВ в РФ осуществляется на основе разделения на зак, исп и судебную, органы зак, исп и суд власти самостоятельны.

 

Функции ФС.

Функции – основные направления деятельности госоргана или ДЛ.

В заруб. лит-ре данный вопрос имеет различное понимание, так как германские государствоведы указывают на важность контрольной ф-ии парламента, которая выражается в основном в контроле за деятельностью правительства. Среди других ф-ий выделяют представительство наций, политическое многообразие, законодательную деятельность, формирование правительства.

Исследователи деятельности англ. парламента рассматривают его ф-ии следующим образом, первой (главной) из них является контроль над исполнительной властью, на втором месте находится законодательная ф-ия, на третьем другие ф-ии, в частности, судебная, принятие петиций и т.д.

Большинство российских конституционалистов придерживаются точки зрения, согласно которой, главная ф-ия парламента в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент осуществляет наблюдение и проверку деятельности ОИВ, в целях выявления её неправомерности или неэффективности.

В структуре ФС отражается характер народного представительства и согласно правовой позиции конституционного суда выраженной в постановлении от 12 апреля 1995 года, идея представительства должна находить воплощение не только в факте самого существования палат российского парламента, но и учитываться в их практической деятельности. Это требование должно быть реализовано в процедурных правилах, внутреннем устройстве палат и актах ФС.

Законодательная ф-ия ФС: право законодательной инициативы, которое принадлежит обеим палатам парламента, обе палаты участвуют в принятии ФКЗ, ФЗ, закона о поправках к К, возможность преодоления вето президента в рамках законодательного процесса.

Контрольная ф-ия. Конституционные поправки 2008 года четко обозначили контрольные ф-ии ГД (ст.103 и 114). В настоящее время действует ФЗ от 27 декабря 2005 года «О парламентском расследовании ФС РФ».

 

Структура ФС.

В науке КП выделяют однопалатный парламент (монокамерализм) и двухпалатный (бикамерализм).

В основе организации 2х палатного парламента могут быть использованы 2 различных принципа:

- равенства палат

- принцип верхней и нижней палаты

 

1 С учетом этого принципа работали все представительные органы СССР и РСФСР. Верховный совет состоял из 2х плат: совет республик и совет национальностей, которые были одинаковы по численности и равноправны. Принцип равенства (равноправия плат) означает:

· у палат равное или примерно равное число депутатов

· палаты работают в один и тот же период времени, сессия представительного органа открывается совместным заседанием палат или одновременно начинающимися раздельными заседаниями, сессия заканчивается в один и тот же день

· палаты создают совместные органы на паритетных началах, это могут быть как постоянные органы, так и временные

Таким образом, при равенстве палат парламент действует как единое целое.

 

2 Палаты не работают совместно, они имеют свои полномочия, у каждой палаты имеется своя повестка дня, они могут работать либо в одно и то же время, в разное время, однако это не имеет юр значения, численность палат является различной, не создают общих постоянных органов.

Ст. 100 устанавливает, что палаты заседают раздельно. Каждая палата имеет разную численность, ст.95. У каждой палаты имеются свои полномочия, ст.102 и 103. Каждая палата работает сессионно. СФ работает в рамках 2х сессий, весенняя с 25 января по 15 июля, осенняя с 16 сентября по 31 декабря. ГД с 12 января по 20 июня, осенняя с 1 сентября по 25 декабря.

Само выражение принцип верхней и нижней палаты связан с законодательным процессом и законопроект совершает свой путь снизу вверх, т.е. законопроекты вносятся в ГД, ГД их принимает и СФ их одобряет.

 

Срок полномочий ГД и СФ.

1. ГД – нижняя палата парламента, которая состоит из 450 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного голосования при тайном голосовании. После конст поправок срок полномочий составляет 5 лет.

2. Начало полномочий ГД регулируется в законодательстве. Согласно ст. 99, с момента начала работы ГД нового созыва полномочия ГД прежнего созыва прекращаются.

3. ГД правомочна, если на очередных выборах избрано не менее 226 депутатов. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат.

4. Может быть распущена президентом, ст.111, 117.

5. КРФ не предусматривает возможность самороспуска ГД.

6. ГД формируется в соответствие с К и ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов ГД ФС РФ».

Полномочия получают закрепление в ст. 103 КРФ и иных НПА, ФКЗ о правительстве, о КС и т.д.

Верхняя палата ФС РФ формируется по 2 представителя от каждого субъекта и в наст. время есть ФЗ О порядке формирования СФ ФС РФ от 5 августа 2000 года.

СФ является постоянно действующим органом, в отличие от ГД, которая работает в сессионном порядке.

СФ обладает собственными полномочиями, ст. 102 КРФ.

 

Парламент РФ

· объединяет народ и представляет его интересы

· выполняет законодательную ф-ию, т.е. принимает законы, выражающие в наиболее полном объеме волю народа и обладающие после К высшей юр силой по сравнению с иными НПА

· ФС принимают участие в верховном руководстве делами гос-ва, влияет на формирование и осуществление внутренней и внешней политики, утверждает гос. бюджет

· рассматривают состояние и проблемы в различных сферах гос. жизни

· именно к ФС Президент обращается с ежегодным посланием

· участвуют в формировании или формируют некоторые госорганы (Уполномоченный по правам человека, Генпрокурор).

· в определенных формах осуществляют ф-ии парламентского контроля

 

Порядок выборов депутатов ГД.

 

Депутаты ГД избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Правовую основу выборов составляет КРФ (ст. 96), ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ».

ГД состоит из 450 депутатов, которые избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты ГД.

ФИО включает в себя всю территорию РФ, избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к ФИО.

Активное ИП возникает с 18 лет. Избиратель имеет право избирать депутатов ГД, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, участвовать в предвыборной агитации, наблюдать за проведением выборов, а также осуществлять другие избирательные действия.

Пассивное ИП – обладает гражданин РФ, достигший на день голосования 21 год.

Выборы депутатов ГД нового созыва назначаются президентом, и решение по назначению выборов должно быть принято не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов осуществляет ЦИК, ИК субъекта, территориальные ИК, районные ИК, городские ИК и участковые ИК.

 

Совет Федерации.

2х палатная структура российского парламента была учреждена в 1990 году в ходе конституционной реформы 1989 года. Верховный Совет РСФСР состоял их 2х палат, а именно Совета Республики и Совета Национальностей. Палаты ВС заседали практически совместно и при этом доминирующую роль играл Президиум ВС, который являлся руководящим органом.

Согласно ст. 94, ФС является представительным и законодательным органом. Ст.95 определила 2х палатную структуру парламента.

До принятия КРФ 1993 года, СФ был создан как координационный орган для подготовки федеративного договора между РСФСР и её субъектами.

30 января 1991 года Президиум ВС РСФСР принял Постановление «О положении СФ РСФСР». В нем отмечалось, что СФ является координационным органом и в его состав входят:

· Председатель ВС РСФСР

· Председатели ФС Республик

· Председатели советов народных депутатов автономных областей, округов, краевых и областных советов народных депутатов, московского и ленинградского городских советов народных депутатов

Указом Президентом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе Р» было отмечено, что прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом Народных Депутатов и ВС РФ и учредить новый 2х палатный парламент, а именно ФС, состоящее из СФ и ГД.

Б.Н. Ельцин 8 ноября 1993 года внес поправку в ст.94 ч.2 проекта Конституции: СФ формируется по одному представителю от исполнительных и представительных органов власти.

СФ пережил несколько этапов порядка его формирования.

1) 1993 год, население избирало

2) 1995 год

3) 2000 год

4) 2004 год

5) 2009 год

6) 2011 год

 

В настоящее время действует ФЗ от 5 августа 2000 года «О порядке формирования СФ ФС РФ». Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя СФ может быть гражданин РФ, являющийся:

- депутатом законодательного органа субъекта

- депутатом представительного органа МО, расположенного на территории субъекта РФ.

Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного гос-ва либо вида на жительства и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного гос-ва и достигший возраста 30 лет.

Член СФ как представитель от законодательного органа гос. власти субъекта избирается законодательным органом ГВ субъекта на срок полномочий этого органа, а в случае формирования законодательного органа субъекта путем ротации на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член СФ, как представитель от 2х палатного законодательного органа субъекта избирается поочередно от каждой палаты наполовину срока полномочий соответствующей палаты.

Член СФ от законодательного органа должен быть избран не позднее 3х месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного органа ГВ субъекта нового созыва.

Кандидатура или кандидатуры для избрания представителя в СФ от однопалатного законодательного органа субъекта вносится на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе субъекта кандидатура(ры) вносятся на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов ЗО субъекта может внести альтернативную кандидатуру или альтернативные кандидатуры для избрания представителя в СФ.

 

Представитель СФ от исполнительного органа.

Назначается ВДЛ субъекта на срок его полномочий. Член СФ от исполнительного органа ГВ субъекта должен быть назначен не позднее 3х месяцев со дня вступления в должность со дня вступления в должность ВДЛ субъекта. В случае досрочного прекращения полномочий ВДЛ субъекта по решению нового ВДЛ членом СФ может оставаться лицо, назначенное прежним ВДЛ. Кандидат для избрания или назначения в качестве представителя в СФ обязан представить зак. органу или ВДЛ следующие документы:

- сведения о размере и источниках доходов за год, предшествующий году избрания или назначения

- сведения об имуществе, которое принадлежит кандидату на праве собственности

- справка об исполнении полномочий депутата из ГД из законодательного органа субъекта или из ПОМО, расположенного на территории субъекта РФ

- заявление с обязательством в случае избрания или назначения членом СФ сложить полномочия депутата ГД, депутата зак. органа субъекта или депутата ПОМО или прекратить иную деятельность, не совместимую со статусом члена СФ.

 

Кандидат, являющийся депутатом ГД обязан также представить справку из ЦИК о том, что он входил в качестве кандидата в депутаты региональной группы кандидатов федерального списка кандидатов.

ОГВ субъекта, который принял решение о назначении или избрании члена СФ не позднее, чем на следующий день со дня вступления решения в силу размещает на официальном сайте интернет, не позднее, чем 5 дней направляет это решение в СФ.

Избранный или назначенный член СФ в 3х дневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании или назначении направляет в СФ и ОГВ субъекта копии решения ГД зак органа субъекта, представительного органа МО о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с избранием (назначением) члена СФ.

Полномочия начинаются со дня вступления в силу решения о его назначении или избрании, избранный (назначенный) член СФ приступает к осуществлению своих полномочий на 10й день со дня вступления в силу решения о его избрании или назначении.

 

Конституционный статус ФС (ст.11 ч.1, глава 5, ФКЗ О ЧП, ВП, КС, ВАС; ФЗ О выборах Президента РФ, ФЗ О выборах депутатов ГД, ФЗ о порядке формирования СФ).

ФС выполняет 3 основные ф-ии: как представительный орган представляет интересы всего населения, как законодательный орган имеет право принимать законы (ФКЗ, ФЗ, ЗоПкК), как контрольный орган (ст.103 и 114), Правительство отчитывается перед ГД.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Порядок избрания Президента

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. III. Договор банковского счета. Виды банковских счетов. Порядок открытия счета.
  2. III. Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие эти этапы.
  3. IV. Порядок проведения экспертизы
  4. IV. Уставной капитал кредитной организации, порядок его формирования.
  5. Автомобилей. Порядок оформления путевого листа
  6. Администрация Президента РФ
  7. Адміністративні стягнення: поняття і види. Порядок притягнення до адміністративної відповідальності
  8. Акты Президента РФ. Конституционно-правовой статус Администрации Президента РФ
  9. Акты Президента, их правовая природа.
  10. Арбитражно-процессуальный порядок разрешения споров хозяйствующих субъектов
  11. Аудиторская процедура – это определенный порядок действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретных участках аудита.
  12. Виды и формы бланков станционной коммерческой и грузовой отчетности, порядок их получения, хранения и расходования.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.13.165
Генерация страницы за: 0.025 сек.