Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы риторики

Лекция 7. Основы риторики и эристики

План

  1. Основы риторики (о личности оратора, типы речи, законы современной риторики, приемы привлечения внимания, этапы работы над речью в классической риторике)
  2. Основы эристики

Самое важное, что большинство учащихся обретают благодаря упражнениям в публичных выступлениях, - это увеличившаяся уверенность в себе, укрепление веры в свою способность что-то сделать. А что может быть важнее этого для достижения успеха почти в любом деле?

Д. Карнеги

Риторика – это теория и искусство красноречия, убеждающей речевой коммуникации.

Риторика возникла в античности, и тогда же обозначились два ее направления: логическое и литературное.

Для логической риторики главное – убедительность речи, ее эффективность, т.е. достижение истины, блага, справедливости. Виднейшим представителем логического направления был Аристотель (384-322 до н.э.). Основатель логики прекрасно понимал ее границы и отмечал, что логика подходит для людей образованных, но бессильна перед толпой. Поэтому он и разрабатывал основы логической риторики. «… если мы имеем даже самые точные знания, все-таки нелегко убеждать некоторых людей, говоря на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед тол­пою] это невозможно. Здесь мы непременно долж­ны вести доказательства и рассуждения общедо­ступным путем… относительно обращения к толпе».

Главное для литературной риторики – художественность, украшенность речи, соответствие канонам эстетики; убедительность остается важной чертой речи, но отходит на второй план. Виднейшим представителем литературной риторики является оппонент Аристотеля, ученик Горгия и других софистов – Исократ (436–338 до н.э.).

Во времена эллинизма и средневековья риторика в целом стала отождествляться с литературной риторикой. В XVIII столетии, в эпоху Просвещения, когда стали сильны позиции разума и логики, риторика стала ассоциироваться с пустословием и догматикой, и интерес к ней был утрачен. Лишь в последние 30-40 лет активно развивается логически ориентированная неориторика.

О личности оратора

Риторическое мастерство тесно связано с общей культурой человека, его эрудицией, мировоззрением и психотипом. Эрудиция – основа для богатого материала для содержания речи. Эрудированные люди отличаются постоянным стремлением к новым знаниям, к расширению сферы своих интересов.

По отношению к мировоззрению можно выделить четыре типа оратора:

1) софистический;

2) диалектический (сократический);

3) догматический;

4) незрелый.

1) Софисты [см п. 1.9] считали, что объективных истин нет, «человек есть мера всех вещей», и главная задача оратора – убедить аудиторию в том, что выгодно и интересно ему самому неважно какими способами. Поэтому речь у софистов: а) манипулятивная и монологическая, адресат для них – пассивный объект воздействия, а не активный субъект; б) агональная (от греч. agon – борьба, состязание), т.е. направленная не на истину, а на победу одного и поражение другого.

2) Слово «диалектический» здесь означает нацеленность на диалог для совместного приближения к истине. Сократ – главный оппонент софистов – считал, что объективные истины существуют, и основная задача оратора – не победа и не борьба, а пробуждение мысли, совместное приближение к истине посредством диалогического общения с адресатом. Сократ часто начинал свои диалоги: «я знаю, что ничего не знаю… и все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Поэтому сократическая речь: а) диалогичная, она ищет в слушателе собеседника; б) гармонизирующая, т.е. она направлена на объединение усилий участников разговора ради достижения истины, общей цели, согласия.

3) Догматики, в отличие от Сократа, твердо знают, что такое истина и как ее воплотить в реальность. Догматизм, как это показывает основатель критического рационализма К. Поппер, следует из классического рационализма Р. Декарта. Идеалом классического рационализма было построение незыблемой объективной научной картины мира. Догматическая идея незыблемости и объективности знаний всегда была основой для тоталитарной речи. Догматический тип оратора воплощают в себе Сталин, Гитлер. Догматики выражаются просто и ярко, поэтому довольно часто ведут за собой толпы людей, отказывающихся от собственного мышления и чувствования. Догматики опираются на свою харизму, недальновидность аудитории, внушение страха, агрессивных чувств, насилие. Догматическая речь: а) монологична; б) нетерпима к инакомыслию.

4) Незрелый тип оратора представляют собой люди, личностно незрелые, выступающие перед публикой, потому что им сказали выступить, или для того, чтобы как то выделиться, но они не вполне удовлетворительно знают то, о чем говорят. Естественно, что многие из студентов могут ощущать себя незрелыми ораторами. Таким студентам можно посоветовать поверить в себя, работать над собой, повышать свой интеллектуальный, личностный уровень. Как призывал Н. Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!

А если говорить более конкретно, то начинающим ораторам следует: во-первых, подбирать темы, которые были бы интересны и им самим и слушателям; во-вторых, хорошо подготовиться к выступлению.

Цель всякой речи – убедить слушателей, а эта цель достигается, если слушатели доверяют говорящему. Поэтому из всех четырех типов ораторов наиболее разумен, гуманен и демократичен второй тип. Сократического понимания ораторского искусства придерживались Плутарх, Аристотель и Цицерон. Плутарх говорил: «одно единственное слово, один кивок человек, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». Аристотель считал, что основной целью риторики является достижение счастья, блага, истины, справедливости и т.д. Аристотель в «Риторике» писал: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, – это разум, добродетель и благорасположение. Если таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. Цицерон призывал ораторов к борьбе за счастье людей. Сократический тип оратора в длительной перспективе внушает людям больше доверия, чем софистический и догматический. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Сократу философы доверяют больше, чем софистам.

Правомерно деление ораторов по психологическим типам личности.

В соответствии с психотипами по К.Г. Юнгу, ораторы делятся на экстравертов и интровертов.

Экстраверты (направленные вовне) – направленные на внешний мир, общительные, импульсивные, оптимистичные, быстро реагирующие на внешние раздражения, быстро, но, к сожалению, часто поверхностно думающие.

Интроверты (направленные внутрь) – углубленные в себя, спокойные, застенчивые, медленно, но глубоко думающие, редко демонстрирующие свои эмоции.

Ораторы-экстраверты могут сходу что-нибудь сочинить. Интровертам нужно время, чтобы собраться с мыслями. При равных навыках публичной речи экстраверты как ораторы держатся более уверенно, чем ораторы-интроверты.

С.Ф. Иванова делила ораторов на четыре типа.

1) Рационально-интуитивный тип. К нему относятся сангвиники – люди, психически и физически активные, быстро реагирующие на происходящие события, с аналитическим складом ума, с выраженной мимикой и движениями); они продумывают обстоятельный план выступления, но их заботит и яркость, эмоциональность, образность выступления. Они легко начинают новые дела, но не всегда их доводят до конца.

2) Эмоционально-интуитивный тип. К нему относятся холерики. Эти люди говорят страстно и увлеченно, но им часто не хватает логической последовательности в речи.

3) Философский тип. Чаще всего это психически стабильные, обладающие размеренным темпом речи и слабой эмоциональной выраженностью флегматики. Они исследователи, желающие и умеющие вовлечь аудиторию в размышления.

4) Лирический, художественно-образный тип. Чаще всего, это меланхолики со свойственными им глубокой эмоциональностью, своеобразным лиризмом, внутренним волнением.

Каковы бы ни были психотип оратора, его мировоззрение и эрудиция, выступающий автоматически занимает статус более авторитетного лица, чем слушатели, и риторика выдвигает ряд общих требований к оратору. К ним относятся: обаяние, уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, открытость. Внимание слушателей зависит от таких факторов, как авторитет, внешность, харизма оратора. Прежде всего, в этом плане, следует быть или хотя бы выглядеть уверенным в себе, позитивным, демократичным, духовно сильным, галантным и внешне и внутренне привлекательным человеком. Очень важно уравнивать себя с другими и говорить с ними как с близкими. Позитивно и демократично настроенный говорящий имеет больше шансов на успех у собеседника, чем авторитарно настроенный говорящий, ведущий себя в соответствии с речевой моделью «Я здесь для того, чтобы говорить, вы – для того, чтобы слушать».

Типы речи

Типы речевых действий в зависимости от цели говорящего

Основная цель публичного выступления – убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи.

Цель говорящего Тип речи
Сообщить, информировать без высказывания спорных мнений Информационный
Высказать, доказать свое мнение Аргументирующий, убеждающий
Побудить к действию Агитирующий, воодушевляющий
Обсудить проблему и найти истину Эвристический
Выразить оценку события, явления Оценивающий
Доставить удовольствие себе и собеседникам самим процессом общения, выразить и возбудить эмоции Гедонистический, развлекательный, поэтический

Каждый тип речи имеет свою специфику, должен опираться на свою тактику. Не следует путаться в стилях.

Законы современной риторики

1. Закон гармонизирующего диалога – эффективное речевое воздействие возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

2. Закон продвижения и ориентации адресата. Оратор во введении должен показать слушателям цель, основные промежуточные этапы в достижении цели, а в процессе изложения основной части выступления показывать продвижение по пути к цели.

3. Закон эмоциональности, выразительности. Только в том случае, если оратор сам переживает эмоционально то, о чем сообщает, ему удастся не оставить аудиторию равнодушной. Речь становится выразительной благодаря использованию метафор и приемов невербальной (мимика, жесты, поза) и паравербальной коммуникации (интонация, тембр, темп, ритм высота голоса). Выразительная речь – основа для поддержания внимания слушателей.

4. Закон удовольствия. Создание игровой установки, загадки, парадоксы, каламбуры, игра слов, провокации.

Для установления диалога необходимо придерживаться следующих принципов гармонизирующего диалога:

1) внимание к адресату (тема и речь должна подходить аудитории). Для этого вы должны знать или хотя бы предполагать об интересах аудитории и уровне ее теоретической подготовки (некритически или критически мыслящая аудитория, высокий или низкий уровень образования). Для аудитории с низким уровнем образования следует подбирать простые выражения. Для аудитории с высоким уровнем образования следует находить средства, подтверждающие вашу компетентность в вопросе);

2) принцип интимизации (близости содержания) речи жизни и интересам аудитории;

3) конкретность, образность и разговорный стиль речи.

Считается, что аудитория может внимательно слушать лишь 15 мин, после этого она устает и отвлекается. Необходимо использовать приемы привлечения внимания.

Приемы привлечения внимания


- апелляция к авторитетам и известным источникам;

- апелляция к интересам аудитории;

- апелляция к личности оратора;

- апелляция к погодным, климатическим, географическим условиям;

- апелляция к речи предыдущего выступающего;

- апелляция к событиям;

- визуальная информация,

- вопросы к аудитории, в том числе, риторические, вопросы-просьбы;

- жесты;

- изложение и напоминание цели выступления;

- изложение парадоксальной ситуации;

- необычность выступления (если все выступающие стоят за кафедрой, то стоять рядом с кафедрой или немного перемещаться по сцене).

- обращение;

- паузы,

- прием сопереживания, соучастия;

- смена интонаций, тембра и скорости речи,

- юмористическое замечание.


 

Поза. Осанка много говорит о человеке, его уверенности в себе, статусе. Для оратора очень важно вырабатывать у себя привычку держаться прямо и ненапряженно. Призывы следует осуществлять, подав корпус вперед.

Жесты у выступающего перед публикой должны быть выше пояса, в основном, выше пояса, а ладони направлены вниз. Не следует локти прижимать к корпусу.

Мимика должна выражать позитивные эмоции. Выступающий делится с аудиторией не только своими познаниями, но и эмоциями.

В античной риторике установилась классическая схема, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса – пути от мысли к звучащему публичному слову.

Этапы работы над речью
в классической риторике (по Клюеву Е.В.)

Классическая античная риторика выделяет пять этапов работы над речью:

1) и нвенция (лат. inventio – изобретение, выдумка) – найти, что сказать;

2) композиция, диспозиция (лат. disposition – расположение) – найденное расположить по порядку;

3) элокуция (лат. elocutio – выражение) придать ему слог и стиль;

4) меморио (лат. memorio – память) утвердить все это в своей памяти;

5) акцио (лат. actio – действие). Произнести.

Рассмотрим три первых этапа работы над речью.

1) Инвенция

Инвенция – это искусство нахождения и предварительной систематизации материала для речи.

Инвенция состоит из 1) о чем говорить; 2) таксономии; 3) топика; 4) типы материала и фазы инвенции

Материал должен быть интересен и ритору и аудитории, но бывает так, что материал изначально неинтересен аудитории, но оратор так его подает, что он становится интересен. «Гениальным открытием инвенции бы­ло то, что уровень общественного интереса к той или иной теме есть прежде всего вопрос градуирования. Общественно неинтересных тем не существует, существуют лишь неправильно градуированные темы».

Градация – это процедура подстраивания содержания темы под особенности аудитории, места и времени.

Естественно, что корректно градуировать тему, можно лишь в том случае, если хорошо знать ее, интересы аудитории и текущие события, которые могли бы быть мостиком между интересами аудитории и темой.

Одной из важнейших операций в градации является таксономия – переход от рода к виду или наоборот для нахождения точки соприкосновения данной темы с интересами аудитории, для интимизации сообщения (приближения его к адресату). Клюев Е.В. приводит пример с кошкой Марией-Антуанеттой, которая находится в родо-видовых отношениях с понятиями «сиамская кошка», «кошка», «млекопитающее», «животное». Мало кому интересно слушать сообщение про кошку Марию-Антуанетту, а о животных, в целом, мало что можно сказать, потому что чем больше объем понятия, тем меньше признаков находится в содержании этого понятия. Инвенция рекомендует держаться «золотой середины», т.е. выбирать предметом выступления не слишком узкие темы и не слишком широкие.

(Подробнее см в уч. Клюев Риторика файл Глава 1-2)

 

Материал для выступления бывает трех видов: эмпирический, энциклопедический и компаративный.

1) Эмпирический материал – данные добытые самим автором из наблюдений, опроса, экспериментов и т.п. Изначально риторика была ораторским искусством, применимым в основном судебных делах, где невозможно обойтись без эмпирического материала. По качеству эмпирического материала судили о креативных возможно­стях говорящего, об его умении '"продуцировать" информацию.

2) Энциклопедический материал – совокупность уже существующих знаний и положений, является источником цитирования.

3) Компаративный материал приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим и показывает, насколько гармонично взгляды автора вписываются в существующую традицию, или определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей. Сегодня, после широкого признания принципа фальсифицируемости К. Поппера, конфликтность эмпирического материала по отношению к энциклопедическому оценивается вполне лояльно.

При подборе материала важно учитывать интенцию – намерение говорящего подать материал: а) позитивно, чтобы вызвать сочувствие; б) негативно, чтобы вызвать негодование; в) нейтрально, предложить к сведению. Риторика рекомендует избегать эмоционального решения интенционального замысла и воздерживаться от того, чтобы вызывать сочувствие «похвалой», вызывать него­дование «порицанием» и изложить (предложить к сведению) «равнодушно». Эмоции следует вызывать, не впадая в оценочные суждения. Можно воспользоваться прямыми формами выражения интенции, прибегнув к аппарату логики, и косвен­ными формами выражения интенции, прибегнув к аппарату фигур и тро­пов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология воспитания | Композиция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.