Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция

В основе универсальной композиции лежит 3-частное деление речи, предусматривающее введение, основную часть и заключение. Причем время на них должно быть запланировано по примерной схеме: 10-80-10 или 20-60-20. Это означает, что введение и заключение должны быть пропорциональны по времени и занимать по 10-20% от общего времени.

1. Вводная часть выступления

Во введении необходимо приветствовать аудиторию, представиться (если нужно), сказать о чем будет идти речь, раскрыть план выступления и заинтересовать слушателя темой. Привлечь внимание аудитории к теме выступления можно обратившись к тому, что известно аудитории: к предыдущим выступлениям, к текущим событиям. нейтрального предложения косвенно связанного с темой выступления или с текущей ситуации, касающейся всех. Не стоит принижать себя: «я плохо подготовился», «извиняюсь».

«Я понимаю, что вы удивляетесь, судьи. Как? Столько славнейших ораторов и знатнейших мужей остаются сидеть, а поднялся с места всего-навсего я, – я, которого ни по летам, ни по способностям, ни по влиянию нельзя сравнить с сидящими рядом. Все они, кого видите здесь, полагают в нынешнем деле необходимым, чтобы несправедливости, порожденной неслыханным преступлением, противостала защита, но сами защищать не решаются из-за превратностей времени. Вот и выходит, что они присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности. Что же? Я всех смелее? Ничуть. Или настолько вернее долгу, чем прочие? Да нет, и к этой славе я не так жаден, чтобы мне захотелось урвать ее у других. Так что же меня побудило, всех опережая, принять на себя дело Секста Росция?.»

Введение необходимо для того, чтобы:

- привлечь внимание аудитории; установить контакт с ней;

- снять коммуникативные барьеры и настроить аудиторию на позитивное восприятие речи;

- предварительно презентовать тему.

К «традиционно хорошим зачинам» в логике относят: прямой вопрос к слушателям, цитаты, наглядные примеры, конкретные случаи, юмористическое замечание, пословицу, поговорку и др. Они позволяют «с порога» завладеть аудиторией. Но и здесь следует избегать штампов.

Снятие коммуникативных барьеров. Следует выделить три типа отношений оратора с аудиторией: 1) аудитория знает оратора и относится к нему лояльно; 2) аудитория не знает оратора (в этом случае необходимо сначала представиться); 3) аудитория знает оратора и относится к нему с недоверием или враждебно. В первом случае коммуникативных барьеров нет и можно сразу перейти к предварительной презентации темы. Во втором и третьем случаях снятие коммуникативных барьеров возможно только через уважительное обращение («уважаемые коллеги», «дамы и господа»), демонстрацию позитивности оратора по отношению к аудитории, утверждение общих интересов и ценностей и настраивание аудитории на решение совместных задач. Если говорящий идентифицируется слушателями как «чужак» или намерен предложить конфликтную точку зрения, то применяется отложительная тактика, т.е. отсрочка изложения спорного момента до тех пор, пока не слушатели не придут в нейтральное или позитивное состояние. Отложительная тактика заключается в том, что слушателям изначально предлагаются нейтральные темы, фактически усыпляющие их внимание, а не пробуждающие его. Например, можно говорить об интересах слушателей как о собственных интересах, об общих целях и задачах, стимулировать в слушателях терпимость к противоположным точкам зрения вообще и ни в коем случае – терпимость к данной точке зрения сразу же. Особое мастерство убеждения проявляет оратор, умеющий выразить чужую точку зрения как свою, затем постепенно завести рассуждения в тупик, наглядно демонстрируя слушателям ложность собственной (а стало быть, и слушателей) посылки. На тот случай, когда ситуация явно неблагоприятна, в риторике встречаются рекомендации не ходить в чужой монастырь со своим уставом, то есть воздерживаться от публичных выступлений.

II. Основная часть выступления

Содержание и изложение основной части должно быть четко структурированным. В основной части должно быть выделено три-четыре взаимосвязанных тезиса выступления и показана их взаимосвязь.

Содержание выступления должно быть правильно организовано логически (речь должна быть определенной, четкой, ясной, последовательной, доказательной, всесторонней).

Клюев В.Е. выделяет две модели изложения основной части:

1) Модель естественного порядка (ordo naturalis). Здесь применяется исторический, хронологический метод, а слушателю предлагается просто следовать по течению изложения.

2) Модель искусственного порядка (ordo artificialis) по существу дела (in medias res). Здесь используется искусственное построение события в целях стимулирования интереса слушателей.

В модели in medias res различают следующие методы:

Фабулярные методы (лат. fabula – рассказ) – методы перестановка эпизодов, движение от финала к началу.

Дедуктивный метод – изложение рассуждения от общего к частному. Пример применения дедуктивного метода изложения можно увидеть в последнем абзаце главы 4. При дедуктивном методе из не подлежащего сомнению тезиса выводятся следствия. Дедуктивный метод может быть достаточно авторитарным способом изложения.

Индуктивный метод – изложение рассуждения от частного к общему. Здесь показывается ход рассуждений, поэтому такая аргументация более уязвима для критики, чем дедуктивная.

Аналогический метод – правдоподобное (недостоверное) рассуждение, при котором от знания об одном предмете переходят к предположению о другом предмете, сходном по ряду признаков с первым.

Стадиальный метод – похож на исторический метод, но опирается не на развертывании событий, а на последовательном, линейном развертывании мысли. Например, когда мы в логике последовательно изучаем понятия, суждения, умозаключения и т.д.

Концентрический метод – метод, при котором в центр сообщения ставится одна проблема, вокруг которой выстраиваются круги аргументации, сходящиеся к центру. Например, обсуждение проблем экологии может успешно осуществляться концентрическим методом.

При изложении текста следует опираться на знание достоверных и недостоверных форм умозаключений, а также законов логики.

При подготовке выступления необходимо позаботиться о том, чтобы вам было известно все, о чем вы говорите: термины, незнакомые слова, информация обо всех лицах, встречающиеся в докладе (их полные имена, и если нужно, то и даты рождения, сфера их деятельности). Позаботьтесь о знании правильного произношения сложных терминов, иностранных слов, обозначений, символов.

III. Заключительная часть выступления

В заключении необходимо напомнить цель, повторить основные тезисы выступления, наполнить аудиторию позитивными эмоциями, осуществить какой-нибудь призыв, вдохновить слушателей к действию на основе только что узнанного, к сотрудничеству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы риторики | Элокуция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.