Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественным барьером для вступления в отрасль




К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести

патентование и лицензирование, контроль над ре сурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу.

Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую

прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т.

д. Их мотивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства,

приносящий прибыль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является

взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные

партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме -олигополисту необходимо

планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли

зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигопол истами. Например, если фирма -

олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников

олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже

уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обо их случаях

фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано

взаимозависимостью. Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и

несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет во зможности договориться между собой, так как

сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно

рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. По этому для олигополиста очень

важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Ломаная кривая спроса. Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П.Суизи,

описавшему ее в 40 -х гг. XX в. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение

поведения их конкурента. Существует две основных линии поведения участников рынка в ответ на

изменение цен фирмой -олигополистом (назовем ее фирмой «Ап полон»). В первом случае при повышении

или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят пре -

жний объем выпуска. Тогда кривая спроса «Апполона» высокоэластичн а по цене и имеет пологий наклон.

Эта линия поведения позволит «Апполону» при снижении цены на его продукцию сущ ественно расширить

объем продаж, а при ее повышении - столкнуться с резким сокращением этого объема (рис. а, кривая D2). Во

втором случае конкуренты могут следовать за фирмой - олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда

изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Апполона»: при повышении

цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении - может слегка увеличиться, так как

сокращение или, соответственно, увеличение объемов продаж равн омерно распределятся на всех

участников олигополистического рынка. В этом случае кривая спроса «Апполона» будет иметь ни зкую

эластичность по цене, что отражено на графике (рис. б, кривая D j). Однако, не зная, какую линию поведения

выберут конкуренты, логично предположить следующее. В ответ на повышение цены «Апполоном» другие

фирмы скорее проявят вялую реакцию и не последуют примеру этой фирмы. Напротив, в ответ на снижение

цены, другие фирмы, скорее всего, последуют за ней, желая сохранить свои доли на рынке. Таким образом,

в сложившихся условиях олигополисту не выгодно менять объем Qf и установившуюся цену Рf что и

обусловливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса на продукцию такого

олигополиста учитывает оба варианта реакции кон курентов на отклонение от текущей цены, которая

изображена на рис. б на уровне Pf.

 

63


 

Конкуренты не реагируют, когда олигополист устанавливает цену выше текущей, и, наоборот,

реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломаная конфигурация кривой спроса

фирмы -олигополиста (рис. 6, кривая D2PfD1). Она состоит из участка пологой кривой D2Pf, до пересечения

ее с линией текущей цены Рf и участка кривой РfD1 с более крутым наклоном после пересечения ее с линией

текущей цены. Следовательно, ломаная конфигурация и у кривой предельного дохода (рис. б, кривая

MR2MR1). Однако, в отличие от кривой спроса, кривая предельного дохода M R2MR1 имеет разрыв, или

вертикальный пунктирный отрезок, лежащий на перпендикуляре, опущенном из точки Pf на ось абсцисс.

Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая

равновесного объема производства фирмы-олигополиста.

Тайный сговор (картель). Фирмы -олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также

предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения

может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок.

Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы -олигополисты производят однородную продукцию и

выравнивают цены, как в случае понижения, так и в случае их повыш ения, а также имеют одинаковые

предельные издержки. В таком случае они могут максимизировать прибыль подобно «чистой» моноп олии.

Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а

цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совер шенной конкуренции. Яркий

пример международного картелирования - соглашение стран - членов ОПЕК, которым дважды удалось

резко поднять цены на нефть (в 1973 -1974 и в 1979 -1980-х гг.) посредством относительно небольшого

ограничения выпуска.

При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она,

согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рn (см. рисунок

ниже).

 

На рисунке LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном

периоде. Qn — объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рc - цена, которая

установилась бы в условиях совершенной конкуренции, a Qc - объем производства, соответствующий

условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчае тся в том случае, если фирмы -олигополисты, входя -

щие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят

однородную продукцию. Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стим улы у его

участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается увеличить свою квоту

выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший

доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на установленную монопольную цену.

Таким образом, нарушитель может продать больше продукции по монопольной цене. Но если и другие

участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их

совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного

64

 
 


 

 

уровня. Проблема «нарушать - не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».

Однако картельные объединения недолговечны. Почему? Во -первых, тайный сговор противоречит

антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во -вторых, олигополистам тяжело

договориться по цене и объемам долей рынка, так как, даже выпуская однородную продук цию, они на

практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В -третьих, как мы заметили выше,

участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью макси -

мизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивае тся

выгодностью сговора, основанной на высо ком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет

снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из -за недоиспользования мощностей средние

издержки фирм -олигополистов возрастут. В таких условиях кар тельные соглашения, как правило,

разрушаются.

Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством

молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой

рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и

технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются

этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются

«ценополучателями». Фирма -лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких

фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех оли гополистов заключается в максимизации совместной

прибыли. Весомой причиной для установления новой цены фирмой -лидером является изменение издержек

на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производ ства, изменение налоговых

ставок и т. д.).

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель ценового поведения «издержки плюс»

используется как в случае раздела рынка не сколькими крупными производителями, так и при наличии

олигополиста - лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности. Данная модель

связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние

издержки плюс прибыль в процента х от уровня средних издержек. Но какую норму прибыли и ка кие

средние издержки закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объема выпуска, а норма

прибыли - от вечно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска,

например, 75 -80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется

как минимальная экономическая прибыль в процентном выражении, исходя из средней нормы прибыли

отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет ос нову стандартного ценообразования,

вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель,

олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и

максимизировать совместную (общую) прибыль.

У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях

взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко

и осторожно. Олигополитическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно,

олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства

(вспомним «мертвый убыток») по сравнению с монополией. Однако технологич еские и другие барьеры

вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая усло вия для технологически статичного

развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к

удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.