Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Им капитальные блага по определенной ставке, которая, как мы отмечали, называется арендной




Спрос и предложение осуществляют, как правило, фирмы (бизн ес), сдающие в аренду принадлежащие

Спрос и предложение на рынке услуг капитала.

Процентах доходность капитала, или норма дохода на капитал. Чистую производительность

Чистая производительность капитала, представленная таким образом, - это выраженная в

капитала, выраженную в процентах, еще называют «естественной» нормой процента (не путать с

рыночной нормой процента по депозитам в банках) - об этом будет сказано далее. Но почему

«естественной»? Потому что в неоклассической теории способность капитала приносить доход в виде

процента считается естественным свойством этого фактора производства. Так, В. Парето полагал, что произ-

водительность капитала представляет собой не большую проблему, чем то, что вишневое дерево приносит

вишни. Это - естественно. Норма дохода на капитал играет важную роль при сравнении выгодности

различных инвестиций в альтернативные проекты. При прочих равных условиях рациональный

экономический субъект предпочтет осуществить инвестиции в проект, приносящий более выс окую норму

дохода.

 

 

 

Теперь обратимся к исследованию второго сегмента рынка капитала- рынка услуг капитала. Если

мы принимаем во внимание различие между рынком капитальных благ и рынком услуг капитала, то нам

станут понятными различия между субъектами спроса на капитал и его предложения на разных сегментах

рынка капитала. Вообще в рыночной экономике предложение факторов произ водства (труда, капитала,

земли, предпринимательских услуг) осуществля ют домашние хозяйства, а спрос на факторы производства

предъявляют фирмы (бизнес). Следовательно, и на рынке капитальных благ спрос на них предъявляет

бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяйства. На рынке услуг капитала

платой, или рентной оценкой. Так, например, фирма может сдать в аренду принадлежащие ей

компьютеры, по определенной рентной оценке за 1 машино-час.

Физический капитал пользуется спросом, потому что он производите лен. Но важно заметить, что,

когда мы говорим о спросе на капитал как фактор производства, то не можем абстрагироваться от спроса на

заемные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его форме (машины,

оборудование и т п.). Спрос на капитал - это спрос на заемные средства (ссудный капитал), а не просто на

деньги. Чисто внешне спрос на ссудный капитал предстает как спрос на опред еленную сумму денег. Но

спрос на деньги как деньги и спрос на ссудный капитал - это не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на

заемные средства для осуществления инвестиций, т. е. ему требуется определенная денежная сумма для

пополнения производственных фондов (капитала в физической форме). Конечно, домашние хозя йства

(население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная, так как не связана с

предпринимательской деятельностью. Кроме того, не будем забывать, что спрос на физический капитал, так

же, как и на другие факторы производства, является производным спросом, т. е. он зависит от спроса на те

блага и услуги, в производстве которых используется физический капитал. Домашние хозяйства,

являющиеся поставщиками капитальных благ, не предоставляют, как может показаться на первый взгляд,

станки, машины, оборудование в их натуральном виде фирмам (бизнесу). Они предоставля ют заемные

средства (свои сбережения) для ос уществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены

капитальные блага.

Спрос на услуги капитала можно представить графически в виде кривой, имеющей отрицательный

наклон:

 

83


 

 

Из графика видно, что по мере вовлечения в производственный процесс все большего количества услуг

капитала (при прочих равных условиях) снижается предельный продукт капитала в денежном выражении

(MRPK), или предельная доходность капитала. Эта закономерность для нас не нова - то же самое

наблюдается и при увеличении услуг труда и снижении его предельного продукта. Следовательно, мы

сталкиваемся с уже известным законом убывающей доходности. Этот закон помогает понять динамику

уровня дохода на капитал, или чистой производительности капитала. При прочих равных условиях (т. е.

неизменных объемах используемых факторов труда и земли) чис тая производительность капитала, или

«естественная» норма процента (уровень дохода на капитал) имеет тенденцию к понижению по мере роста

вовлеченных в производство услуг капитала. Эту закономерность давно за метили экономисты прошлого -

А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Маршалл и м ногие другие теоретики. Это знает и бизнес на своем опыте,

чисто эмпирически: чем больше капитальный запас в стране, тем меньше (при прочих равных условиях)

отдача от него, или прибыльность. Вот почему в бо гатых капиталами промышленно развитых странах

уровень дохода на капитал может оказаться ниже, чем в менее развитых, не так насыщенных капиталами

странах.

Кроме понижательной тенденции уровня дохода на капитал важно подчеркнуть, что при миграции

капитала между различными отраслями промышленности в условиях совершенной конкуренции эта норма

имеет тенденцию к выравниванию. И действительно, если не существует барьеров для вхождения в отрасль

и выхода из нее, слишком высокие уровни дохода на капитал, например, в пищевой промышленности,

привлекут сюда предпринимателей. По мере роста капиталовложений в эту отрасль, уровень их доходности

начнет снижаться, а в тех отраслях, которые капитал покинул, доходность капиталовложений начнет

повышаться. Таким образом, в усло виях совершенной конкуренции свободный пер елив капитала приведет к

выравниванию альтернативной ценности различных проектов капиталовложений.

Какое же количество услуг капитала будет приобретать фирма? Для ответа на этот вопрос

необходимо сопоставить предельный продукт капитала в денежном выражен ии (MRPK) со сложившейся на

рынке ценой услуг капитала, т. е. рентной оценкой (R). Оптимальное количе ство услуг капитала будет

приобретено тогда, когда MRPK будет равен рентной оценке (например, рентная оценка R0 при К0, где К0-

количество услуг капитала).

Теперь обратимся к анализу предложения услуг капитала как фактора производства. Как правило,

услуги капитала поставляются друг другу фир мами, сдающими в аренду принадлежащее им оборудование.

Но не будем забывать, что значительная часть услуг капитала приобретается фирмами, использующими

собственное оборудование (фирмы как бы арендуют сами у себя принадлежащее им оборудование).

Предложение услуг капитала можно рассмотреть в краткосрочном и долг осрочном периоде. В первом

случае оно является абсолютно неэластичным, так как за короткий пр омежуток времени нельзя увеличить

количество услуг станков, машин, оборудования и т.п., используемых с неизменным уровнем

интенсивности. Однако в долгосрочном периоде предложение услуг капитала становится эластичным,

поскольку изменяется сама величина капитального запаса страны (станков, машин, оборудования), который

и может поставить больше услуг капитала. Графически предложение услуг капитала в долгосрочном

периоде можно представить в виде кривой, имеющей положительный наклон.

 

84

 
 


 

 

Почему кривая предложения услуг капитала SK имеет положительный наклон? Потому, что те субъекты,

которые предлагают услуги капитала, отказыва ются от альтернативного его применения. Допустим, некая

фирма приобрела велотренажер и сдает его в аренду коммерческому спортивному клубу. Цель подобной

операции - получение арендной платы, или рентной оценки за услуги такого капи тального блага, как

велотренажер. Чем выше будет рентная оценка, сложив шаяся на рынке проката данного капитального блага,

тем больше капитальных услуг может быть поставлено. Какое же количество услуг капит ала будет

поставлять наш владелец капитального блага? Для этого нужно сравнить так называемую минимально

приемлемую рентную оценку (Rmin) и предельные издержки упущенных возможностей (МОС - marginal

opportunity cost), связанные с владением данным активом (например, Rmin= MOC при предложении услуг

капитала К0). Не будем забывать, что фирма несет издержки упущенных возможнос тей, предоставляя

капитальное благо в аренду. Ведь для покупки этого бла га нужно было затратить определенные денежные

средства, свои собственные или заемные. Если свои собственные, то фирма отказалась на опреде ленный

период времени от других, альтернативных способов использова ния этих денежных средств (можно было

бы купить участок земли и получать арендную плату; положить деньги на срочный депозит под проценты и

т. д.). Таким образом, мы видим, что рынок услуг капитала неразрывно связан с рынком заемных средств.

Другими словами, чем большую сумму денег фирма вкладывает в покупку капитального блага, тем больше

предельные издержки упущенных возможностей, которые она несет.

Возвращаясь к минимально приемлемой рентной оценке, можно сказать, что она должна быть

достаточной для того, чтобы покрыть те издержки, ко торые возникли при сдаче в аренду ка питального блага

(в расчете на год): годовую амортизацию сдаваемого в аренду блага, плату за заемные средства, если

бралась ссуда для покупки капитального блага, страховку и т. д.

И, наконец, необходимо соединить два графика воедино, т. е. спрос на услуги капитала и предложение

услуг капитала.

 

 

Как видно из графика, спрос на услуги капитала уравновешивается с предложением услуг капитала при

рентной оценке RE. Любые сдвиги кривых SK и DK под воздействием изменений в технологии,

потребительских вкусов и предпочтений и т. д. изменят уровень равновесной рентной оцен ки на рынке

услуг капитала.

 

 

Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная те ории




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.