КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование теории костюма в начале ХХ века
Вопрос 4. Этапы развития теории проектирования костюма. Проектирование как наука и как искусство В развитии теории проектирования костюма в России ХХ века условно можно выделить три периода: · начало ХХ века, когда в стране происходило утверждение нового мировоззрения, становление советской государственности, социалистической экономики, идеологии и культуры, закладывались основы дизайнерского подхода к проектированию костюма; · середина ХХ века, когда работа художников происходила в условиях сложившейся системы промышленного производства; · вторая половина ХХ века, характеризовавшаяся формированием научно-экспериментальных основ теории проектирования.
В начале ХХ века в сфере промышленного производства появился новый универсальный специалист-дизайнер, который должен был творчески решать задачи в сфере машинного изготовления изделий, формирования предметно-пространственной среды труда, быта и культуры, работать на стыке художественного и инженерно-технического творчества и выявлять формо- и стилеобразующие процессы в культуре нового времени. Сближение научно-технического и художественного творчества способствовало формированию нового отношения к роли техники и науки в процессе формо- и стилеобразования. Считалось, что любая творческая деятельность потенциально содержит в себе научное, художественное и техническое начало, а результат ее обусловлен расстановкой акцентов в процессе творчества. Так, художники левых направлений переносили из техники приоритеты и изобретения в область художественного творчества. Эти люди получили художественное образование до революции. Они проводили эксперименты с цветом, формой, фактурой, а затем перешли от формально-эстетических композиций к объектам промышленного искусства. Среди них наиболее известны В. Татлин, К. Малевич, А. Родченко, Л. Попова, Л. Лисицкий, А. Экстер, В. Степанова и др. Процесс становления дизайна проходил несколько стадий: · поиск новой стилистики в области простой геометрической формы и цветовых сочетаний; · выявление текстуры материалов; · подчеркивание особенностей обработки поверхности материалов; · поиски символики формы, цвета и общей композиции при динамизме внешнего облика произведений; · ориентация на фактурно-конструктивную основу изделия и т.д. Эти стадии легли в основу множества различных концепций формообразования, в том числе супрематизма и конструктивизма. Они возникли в живописи, а затем распространились и на сферу пространственных видов искусства, включая костюм. Супрематизм – формообразующая система К. Малевича, стилевым модулем которой являлась геометрическая плоскость иллюзорного или реального пространства в различных художественных интерпретациях. В русле этой концепции отрабатывались общестилевые элементы, приемы, закономерности формообразования целостной художественной системы в применении к архитектуре, дизайну, орнаментации тканей, посуды и т.д. Конструктивизм – формообразующая система, основа которой – требование функционально-конструктивной целесообразности предметно-пространственной среды. Импульсом и генератором формо- и стилеобразования являлись объекты индустриальной сферы, производственно-строительные элементы с их утилитарно-практической и конструктивной логикой. Конструктивизм являлся мощным творческим течением со своей системой средств и приемов художественной выразительности, теоретических обоснований и экспериментальных наработок. Новая конструктивная идеология диктовала полный отказ от украшательства и изобразительно-художественной трактовки одежды, от ее модных атрибутов. Правила композиции вытекали из формообразующих приемов техники шва, системы кроя, конструктивно-функционального узла, вида одежды, ее назначения, например, для пилота, хирурга, пожарного, водителя трамвая. Отличительные черты одежды подчеркивались формой, покроем, эмблемами, подбором материалов, выявлявших ее функцию. В основу новой теории вкладывались такие понятия, как тектоника, конструкция, фактура. Эти материальные элементы индустриальной культуры претворялись в объем, плоскость, цвет, пространство, свет. Конструкции отводилась собирательная функция, которую доводили до логического предела. К материальным элементам относили сам материал с его свойствами, а также свет, пространство, объем, плоскость, цвет. Новая практика художников-конструктивистов включала в себя изобретательское творчество и эксперимент, на базе которых велась отработка дизайнерских приемов формообразования и закладывались основы нового подхода к конструированию целесообразной одежды. Такой считалась одежда, не стесняющая движений, гигиеничная, теплая, долго носимая, в которой формообразующие идеи определялись утилитарными задачами, а не модой. Эксперименты А. Родченко в создании производственной одежды состояли в разработке ассортимента удобной рабочей одежды и необходимых для каждой специальности ее деталей. Например, свободный покрой комбинезона с различными по размеру карманами для инструментов; пристегивающиеся элементы; различные способы застегивания и пристегивания функционально значимых частей; комбинация различных материалов, например, кожи и ткани. Кожаные детали увеличивали износостойкость одежды и ее деталей – воротников, краев карманов, манжет, лацканов и др. Л. Попова разрабатывала проекты одежды для работников театра, артистов цирка, спортсменов, военных, формировала основы создания удобной одежды для работы на сцене. В. Степанова в проектах спортивной одежды отрабатывала свою концепцию максимальной свободы движении и яркости формы, которая хорошо смотрится на расстоянии. Эти художники работали также в области текстильного производства и театрально-декорационного искусства. Ими было создано новое направление в орнаментации тканей с использованием простейших геометрических форм. А. Экстер работала в направлении создания эмоционально-образного костюма в его формально-эстетических и утилитарно-конструктивистских решениях. Наиболее характерным для ее творчества можно считать создание сложных трансформируемых комплектов одежды, состоящих из блуз, рубах, платьев, жилетов, курток, которые варьируются в зависимости от сезона и назначения. Первые теоретические разработки в области костюма в России специалисты связывают с именем Н. Ламановой. Дальнейшее развитие отдельных положений теории Н. Ламановой можно найти у В. Степановой. К 1930-м годам произошло разделение в сфере художественного творчества на текстильщиков и модельеров. Экспериментально-творческая деятельность конструктивистов позволила угадать основные свойства производственного костюма; отработать теоретические принципы его создания и выполнения в условиях массового производства; социально заострить проблему массового костюма в условиях трудовой жизни. Конструктивистов отличали широта мышления, целостное видение предметного мира, высокая художественная культура, художественный профессионализм.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |