Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование теории костюма в середине ХХ века




Середина ХХ века рассматривается как второй этап развития теоретических знаний о костюме. Он охватывает период 1930-1960 гг. Это время накопления практического опыта работы художников, технологов, антропологов, конструкторов, получивших специальное образование в вузах.

Основой теории и практики создания костюма этого времени является крылатый тезис Н. Ламановой «для чего, для кого, из чего», а сам костюм рассматривается как объект декоративно-прикладного искусства.

Создание промышленных изделий начиналось в домах моделей. Там создавались образцы моделей, изготавливаемых затем на швейных предприятиях.

Процесс моделирования включал работу над композицией и непосредственное выполнение в материале. В учебной литературе классифицировались отдельные группы одежды в зависимости от пола, возраста человека и сезона, определялись основные понятия и термины, давалось определение стиля и моды.

В отличие от начала века в его середине разрабатывалась модная одежда, разнообразная по ассортименту, но мода была «социалистическая», отличавшаяся от «буржуазной». Основные формообразующие импульсы, шедшие от западной моды, отечественные художники переосмысливали, используя мотивы природы, модели одежды в журналах мод, художественную литературу, исторический и народный костюм.

Основой творчества художников стал образно-ассоциативный метод в соединении с законами композиции. Процесс работы над композицией начинался с поиска декоративного элемента, который определял художественный замысел.

В композиции костюма теоретически обосновывались такие понятия, как силуэт и три основные группы линий: силуэтные, конструктивные, декоративные. Они, в свою очередь, образовывали группу прямых, кривых, ломаных линий. Силуэтные линии талии, плеча и низа считались главными, а линии груди и бедер – второстепенными.

Пропорции костюма рассматривались в связи с пропорциями фигуры и оценивались с помощью простейшего построения «золотого сечения» в отношениях 3/5 или 5/8 или 8/5.

Отделка относилась к элементу композиции, с помощью которого выявлялись особенности формы, конструкции, пропорциональных членений.

Цвет осмысливался в связи с формой костюма в самых общих характеристиках применительно к конкретной моде или историческому периоду.

Систематизировались различные виды ритмического построения композиции.

Были сформулированы законы и правила композиции костюма по аналогии с другими видами прикладного искусства:

1. Все в композиции подчиняется назначению костюма и выражает его.

2. Все части и элементы костюма должны быть соразмерными.

3. В композиции обязательно наличие композиционного центра.

4. Композиция должна быть цельной.

Эти положения были отправными при подготовке специалистов-художников, при разработке модных образцов одежды и их массовом производстве. Однако художественно безупречные эскизы и модели образцов одежды не всегда учитывали требования стандартизации промышленности, которая нарабатывала базу для унификации и стандартизации определенных узлов изделий. Быстрая смена модных образцов не вписывалась в ритм производства. Неясность понятия «мода» и механизма ее действия приводила к искажению смысла модных новаций и не обеспечивала должного качества модной продукции.

Первое теоретическое обоснование понятия моды и ее смены было дано на страницах журнала «Декоративное искусство СССР», в форме творческой дискуссии, которая длилась на протяжении 1963-1964 гг. Была выявлена связь моды и стиля как сложного диалектического единства современной художественной культуры. Установлено, что мода как объективное явление обеспечивает движение внутри стиля, приводит к согласованию изменяющихся условий производства, техники, науки, быта, информации с художественными вкусами эпохи. Однако, если мода – это эксперимент, то стиль – устоявшееся явление, складывающееся в союзе практики и мировоззренческих принципов экономики.

Прошедший в Москве в 1969 году международный фестиваль моды показал, что в отечественном моделировании костюма создан высокий художественный потенциал по воспроизводству модных образцов, однако нет своего стиля, своего понимания моды как формообразующего начала, без которых невозможно грамотное тиражирование высококачественных изделий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.