Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обособление




Метафизическое разделение индивидуального (обособ­ления) и общего (уподобления) в анализе моды объяс­няется, по-видимому, тем, что мода в своем распро­странении имеет две формы:

1) она идет от общности к общности;

2) распространяется внутри общности.

В функционировании моды в разных социальных условиях соотноше­ние идентификации и обособления различно. По мере того как индивид (группа) становится субъектом деятельности, обособление, индивидуаль­ное (свобода) в моде занимают более значимое место, а идентификация, общее (необходимость) уходят на второй план.

Крайним выражением обособления является негативизм, который осо­бенно заметно проявляет себя в оппозиции к принятой моде, в так называ­емом явлении антимоды. Антимодное поведение, подхваченное подражате­лями, может образовать господствующую моду.

Механизм обособления может проявляться как в совершенно стихийной, малоосознаваемой, так и более или менее отчетливо идейно очерченной фор­ме. Примерами могут послужить мода «полусвета» конца XVIII — начала XIX века и движение битников конца 50-х — начала 60-х годов XX столетия.

Наследники казненных и осужденных Конвентом, неожиданно вернув­шие свое богатство во времена Директории, основали аристократическое собрание «Бал Жертв», откуда распространилась мода на особую причес­ку «Жертвы» с выбритым затылком, как это делал палач Самсон, присту­пая к так называемому последнему туалету осужденного. Некоторые из танцующих особ носили красные ожерелья, плотно охватывающие шею, как бы напоминая кровавый след удара гильотинного ножа, и этим приводили в восхищение своих кавалеров. Что касается битничества, то манера нео­прятно одеваться, не бриться, не причесываться, вести себя шумно, вызы­вающе являлась формой протеста части молодых людей капиталистичес­ких стран против социальной несправедливости, социальной неустроенно­сти, отупляющего однообразия жизни и ее бесперспективности.

Подражание, идентификация, обособление могут породить слепое следо­вание за изменениями моды, которое, в свою очередь, является сигналом сле­дующих моментов. «Сверхмодно» одетый — это человек, в котором домини­рует «казаться значимым» над «быть значимым». «Сверхмодное» резко бро­сается в глаза и сильно подчеркивает недостатки. Бездумное следование моде, некритический отбор предметов одежды свидетельствует об отсут­ствии собственных эстетических критериев.

Если ориентация на моду становится главной в системе ценностей инди­вида, то это тревожный, но точный симптом: данный человек становится личностью-марионеткой, направляемой, ориентируемой другими.

Однако в каждом случае распространение моды посредством подража­ния, идентификации или обособления наталкивается на ту или иную степень критичности личности по отношению к усвоению оказываемых на нее воздействий. Другими словами, воздействие не однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.