Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Теория потребления: кардиналистский (количественный) подход и ординалистский подход




Тема 6. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики

Потребление является конечной целью общественного производства и представляет собой процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей. Свойство товаров и услуг удовлетворять потребности людей называется полезностью. Поэтому основным предметом исследования в экономической теории потребления является полезность.

Кардиналистский подход предполагает измерение полезности подобно весу или расстоянию, в условных единицах ютилях.

Поскольку полезность определенного продукта для разных людей различна, этот подход предполагает, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений и, с точки зрения рациональности, потребитель стремиться так распределить свои денежный средства на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимум полезности.

Предельная полезность - это дополнительная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы продукта.

Общая полезность – это сумма предельных полезностей, или совокупная полезность от всего объема потребленных единиц продукта.

В течение относительно короткого периода времени, в течение которого вкусы потребителя не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет снижаться, т.к. потребность в данном продукте будет постепенно удовлетворяться, насыщаться. В то же время общая полезность будет возрастать.

Снижение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительной единицы продукта называется законом убывающей предельной полезности.

Связь закона убывающей предельной полезности и закона спроса проявляется в том, что каждая последующая единица товара обладает все меньшей предельной полезностью для потребителя, поэтому приобретать дополнительную единица продукта покупатель соглашается только при снижении цены на товар.

Потребитель в определенный момент времени имеет ограниченный бюджет и ему нужно потратить его так, чтобы получить наибольшее удовлетворение от приобретенных товаров.

По правилу максимизации полезности потребитель стремиться так распределить денежный доход, чтобы каждый последний рубль, потраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил одинаковую добавочную полезность (или предельная полезность на рубль цены).

В математическом виде это правило выглядит так:

  MUA MUB MUA PA =, = PA PB MUB PB
   

 

Пример.

Предположим, мы должны потратить 10 руб. на два товара: булочка и сок по цене 1 рубль за булочку и 2 руб. за стакан сока. Предельные полезности каждой дополнительной единицы товара приведены в таблице 2.

Таблица 2. Данные для определения оптимального количества благ

Единицы товара Булочка, P = 1 руб. Сок, P = 2 руб.
MU, ютили MU на 1 руб. MU, ютили MU на руб.
         
         
         
         
         
         
         

Задание. Рассчитайте предельную полезность каждой единицы продукта на 1 затраченный рубль.

Чтобы полностью потратить 10 руб. и получить максимальную общую полезность нам нужно сравнивать предельную полезность на 1 руб. двух товаров и приобретать ту единицу товара, MU на 1 руб. которой больше, если они равны – приобретать по единице каждого продукта и т.д., пока не закончатся 10 руб.

Сделайте вывод ответив на вопросы.

Сколько булочек и стаканов сока нужно покупать, чтобы полностью потратить 10 руб. и общая полезность от набора этих продуктов была бы максимальной?

Какие еще комбинации продуктов возможны, чтобы получить максимум общей полезности и сколько тогда нужно потратить на это денег?

Сколько можно приобрести единиц продуктов, чтобы потратить 10 руб. без учета максимума общей полезности и какова тогда составит общая полезность от этого набора?

Ординалисткий (порядковый) подход на первый план выдвигает упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Полезность принимается большей для тех товаров, которые предпочтительнее для потребителя.

Выделяют аксиомы порядкового подхода.

1. Полная упорядоченность предпочтений, т.е. предпочтения уже сформировались и потребитель способен сравнить и классифицировать все наборы товаров в каждый конкретный период времени. Возможны три основных варианта выводов:

  А > В, набор А предпочтительнее; А < В, набор В предпочтительнее; А = В, потребитель безразличен в выборе.
   

2. Транзитивность предпочтений, т.е. все предпочтения согласованы.

  Если А > В и В > С, то А > С
   

3. Аксиома ненасыщения. Полное насыщение исключено. Если больше всегда лучше, то меньше всегда хуже.

4. Аксиома независимости. Удовлетворение потребителя определяется исключительно количеством и качеством потребляемых благ, влияние внешних сил исключено.

В этом подходе для иллюстрации поведения потребителя и потребительского равновесия используют бюджетные линии и кривые безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены потребителем при фиксированной величине денежного дохода (рис. 17).

    А   В Рисунок 17. Бюджетная линия
   

Функция дохода может быть представлена так:

  I = Pa * Qa + Pb * Qb
   

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Если это отношение равно, например, 2, то это означает, что потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц товара А, чтобы получить возможность приобрести одну единицу товара В.

Свойства бюджетной линии.

1. При изменении дохода происходит параллельное смещение линии (рис.18).

  А   В Рисунок 18. Сдвиг бюджетной линии при увеличении дохода
   

2. При изменении цены одного товара, смещается точка пересечения линии по оси того товара, цена на который изменилась, т.е. изменяется угол наклона линии (рис. 19).

  А   В Рисунок 19. Изменение наклона бюджетной линии при уменьшении цены товара В
   

3. При изменении цены двух товаров пропорционально, линия смещается параллельно, не пропорционально – изменяется угол наклона.

Кривая безразличия показывает все возможные наборы товаров А и В, которые дают потребителю равный объем удовлетворения, равную полезность, т.е. покупателю безразлично, какой именно набор товаров ему приобретать.

Графически кривая безразличия выглядит как гипербола (рис. 20).

    А   U     В Рисунок 20. Кривая безразличия
   

Свойства кривой безразличия.

1. Нисходящий вид кривой. Для приобретения большего количества товара В потребителю приходится отказаться от некоторого количества товара А.

2. Выпуклость по отношению к началу координат. Наклон кривой уменьшается по мере движения сверху вниз (рис. 21). Это означает, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается. Эту зависимость отражает предельная норма замещения.

Предельная норма замещения MRS показывает в какой степени потребитель готов заместить один товар другим так, чтобы получить при этом ту же полезность.

  - ΔA MRS = ΔB
   

 

    А   ΔA   ΔA U     ΔB ΔB В Рисунок 21. Кривая безразличия
   

С изменением благосостояния происходит сдвиг кривой безразличия в ту или иную сторону. Каждая следующая кривая безразличия, расположенная дальше от начала координат, предполагает большую полезность. В итоге образуется семейство кривых безразличия или карта безразличия.

Карта безразличия показывает, что кривые безразличия могут быть проведены через каждую точку в плоскости оси координат (рис. 22). Кривые безразличия на карте отражают ранжирование наборов товаров, но количественно их не определяют.

 

  А     U3 U2 U1   В Рисунок 22. Равновесие потребителя
   

Совмещая в одной оси координат бюджетную линию и карту безразличия можно определить равновесие потребителя, т.е. тот набор из доступных потребителю, который окажется наиболее предпочтительным (рис. 23).

Набор товаров, который будет соответствовать точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, окажется наилучшим.

  А     У   Х Z   U3 U2 U1   В Рисунок 23. Равновесие потребителя
   

Именно точка Х, где бюджетная линия в одной точке касается кривой безразличия U2, показывает, потребитель получит наиболее предпочтительный набор товаров при использовании своего дохода. Точка У расположена на более низкой кривой безразличия, а это означает, что потребитель получит меньшее удовлетворение от этого набора и потратит весь свой доход. Точка Z показывает более предпочтительный набор товаров, но для его приобретения потребителю не хватает дохода.

Таким образом, в точке Х достигается наилучшая, оптимальная из доступных комбинация товаров А и В.

В точке касания наклон кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии, что можно показать равенством.

  - ΔA РВ MRS = = ΔB РА
   

Изменения положения равновесия потребителя.

При изменении цены одного товара бюджетная линия смещается по одной из оси, находя каждый раз точку касания с новой кривой безразличия мы можем построить кривую спроса по точкам равновесия при каждом уровне цены (рис. 24).

  А  
 
 

 

 


Е1

Е2

Е3

Е4

 

В

Рисунок 24. Кривая спроса на товар В

   

При изменении дохода бюджетная линия смещается параллельно. Находя для каждой бюджетной линии точку касания с новой кривой безразличия на карте безразличия, можно построить кривую «доход – потребление» (рис. 25).

  А   IC Е3   Е2 Е1 В Рисунок 25. Кривая «доход – потребление»
   

Снижение цены на один из товаров набора имеет два эффекта действия:

1. Появляются свободные денежные средства, т.к. прежний набор можно приобрести за меньшую сумму, увеличивается реальный доход, можно прибрести больше и товара А, и товара В. Этот эффект называется «эффект дохода».

2. Появляется возможность покупки большего объема подешевевшего товара. Этот эффект называется «эффектом замещения».

Вместе эти эффекты составляют эффект цены, т.е. снижение цены на один из товаров приводит к увеличению покупок данного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.