КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №3. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента
С каждым годом в системе российского образования все больше внимания уделяется самостоятельной подготовке студента. Самостоятельная подготовка включает в себя работу с учебным материалом (книги, журналы, Интернет), а так же написание контрольных работ, рефератов, научных статей и тезисов и занимает 1/3 всего учебного времени.
Уровни усвоения знаний
В процессе обучения можно выделить несколько уровней усвоения знаний или «уровней компетентности». Данные уровни могут быть применены как ко всему процессу обучения в ВУЗе, так и к отдельным предметам.
Принято выделять следующие уровни компетентности: 1. Неосознанная некомпетентность (невежество). На этом уровне сложный предмет может казаться простым, а простой сложным. Человек может быть уверен в своих знаниях, но при необходимости, не сможет их продемонстрировать. То есть не просто «не умею», а еще и «не знаю, что не умею». 2. Осознанная некомпетентность (некоторые умения). На уровне осознанной некомпетентности, появляется адекватное представление о своих возможностях, вернее «невозможностях». Так, некоторые студенты, только на экзамене, при получении неудовлетворительной оценки, понимают, что уровень их знаний гораздо ниже, чем они сами его себе представляли. 3. Осознанная компетентность (определенный профессионализм). Данный уровень компетенции появляется в процессе тщательного освоения предмета. Студент хорошо ориентируется в предмете и отвечает на поставленные вопросы. 4. Неосознанная компетентность (мастерство). Именно этот уровень называют «приобретением навыка», что заключается в необязательном постоянном контроле деятельности со стороны сознания. Как правило, этот уровень приобретается в процессе длительной практики.
Стили обучения
Существуют разнообразные стили и способы обучения. Каждый человек склонен выбирать тот или иной способ в зависимости от личных предпочтений. Научная основа для этого была заложена в работах английских психологов Хоней и Мамфорда в 1980-х годах. Авторами были выделены четыре основных типа учащихся: активисты, мыслители, теоретики и прагматики, которые могут быть проиллюстрированы следующими высказываниями: · «Я постараюсь попробовать что-нибудь новое» (активист). · «Мне необходимо немного времени, чтобы подумать об этом» (мыслитель). · «Как это соотносится с результатами, достигнутыми нами в последнее время?» (теоретик). · «Что это означает на практике?» (прагматик).
Активисты полностью погружаются в новый предмет и с энтузиазмом воспринимают новую информацию. Они ищут задачи, требующие наибольшего напряжения. А когда напряжение спадает, им становится скучно и они переключаются на другую деятельность, часто не доводя дело до конца. Как правило, активисты общительны и находятся в центре внимания, и им нравится организовывать других. Но таким студентам сложно высидеть на лекции, где приходится быть пассивным или там, где приходится точно выполнять все инструкции. Так же они испытывают сложности при самостоятельной работе, требующей длительного чтения и конспектирования. Мыслители предпочитают всю полученную информацию многократно обдумать и рассмотреть все возможные варианты. Поэтому решение принимают как можно позже. Они часто выглядят отстраненными и наблюдающими за ситуацией «со стороны», а в аудитории выбирают места с которых можно за всеми наблюдать. Мыслители стараются быть незаметными и крайне неохотно проявляют лидерские качества. Самым сложным в процессе обучения для них являются жесткие сроки при подготовке, и тем более сиюминутный ответ (на дополнительный вопрос на экзамене). В отличие от активистов они очень терпеливы, и такие студенты с удовольствием берутся за большие трудоемкие исследования. Теоретики в процессе обучения стараются совместить новые знания с тем, что им уже известно и все «расставить по своим местам». Для них важно четко понимать цель и задачи обучения. Они читают оригиналы, изучают базовые положения, а в решении проблем опираются на законы формальной логики. Они жестко отвергают то, что противоречит объективной реальности и категоричны в своих выводах. Сталкиваясь со спорными вопросами могут чувствовать себя неуютно. Прагматики при первой возможности пытаются реализовать только что полученные знания. Для них важно, чтобы информация была применима в жизни. Причем, реализация должна быть немедленной. Если же перед использованием новую идею надо долго обдумывать и обсуждать, то прагматики теряют к ней интерес. Для них важно, чтобы изучаемый предмет имел практическую ценность и желательно в ближайшее время. Предпочитают получать знания от преподавателей-практиков. Если применение полученных знаний невозможно, им становится скучно. «Чистые» типы встречаются редко, как правило студент использует все стратегии. Но возможно выявить доминирующие тенденции, которые и будут определять успешность обучения.
Работа с текстом
Несмотря на разнообразие информационных источников (текстовые источники, графические, аудиовизуальные, компьютерные), основное внимание в процессе самостоятельной работы студента уделяется текстовым источникам информации. При работе с текстовой информацией можно выделить три стороны: 1) текст (логическая структура), 2) деятельность (внимание, понимание, запоминание и запись), 3) личность читателя (индивидуально-психологические особенности).
Успешность работы с учебным материалом зависит от умственной работоспособности. Поэтому необходимо учитывать естественные периоды утомления и уметь распределять работу во времени. Одним из наиболее важных факторов успешной работы является «фиксированная» установка – определенное внутреннее состояние, которое формируется в процессе жизненного опыта и подготавливает человека к восприятию дальнейших событий (Д.Н. Узнадзе). Было установлено, что установка значительно улучшает восприятие, если событие совпадает с ожидаемым, и значительно ухудшает, если не совпадает. Например, установка на поиск в тексте определенных данных, мыслей или на понимание, значительно упрощает поставленную задачу. Установка на поверхностное чтение, плохо сказывается на понимании сложного материала, установка на «зазубривание» затрудняет понимание. А подробная запись может мешать увидеть главное. Наиболее важным компонентом в работе над текстом является понимание – т.е. установление связей между предметами на основе имеющихся знаний. При понимании мы относим предмет к определенной категории и устанавливаем в нем новые свойства. Хуже всего на понимание текста влияет установка запомнить его. Если же основной установкой является понимание, то большая часть нужной информации запоминается непроизвольно, т.е. без сознательных усилий.
С целью лучшего понимания текста, можно воспользоваться следующими приемами: 1) Постановка вопросов и задач до чтения. Поиск и отбор нужных фактов, событий; сопоставление читаемого с ранее известным. (Для чего я читаю?.. Что хочу узнать?..). 2) Предвосхищение того, о чем будет говориться дальше. 4) Постановка вопросов-предположений. (А не из-за того ли… что?.. Может быть потому, что?..). 5) Критический анализ прочитанного, мысленный спор с автором.
Данные приемы не обязательно использовать постоянно. В эксперименте учащиеся, в процессе чтения, должны были использовать подобные приемы осмысления. И оказалось, что, когда задания сократились и использовать приемы было не обязательно, испытуемые продолжали глубоко и правильно понимать текст. В дальнейшем в процессе чтения у них возникало состояние умственной напряженности и готовности, основанное на усвоении приемов понимания текста. То есть, мыслительные операции приобрели «свернутый» характер. Если в процессе чтения ставится задача не только понять материал, но и запомнить, то высока вероятность, возникновения быстрой усталости и значительного снижения продуктивности работы. Поэтому имеет смысл вначале прочитать материал целиком, чтобы выяснить его общий смысл, установить из каких частей он состоит, и какие разделы являются наиболее сложными. Затем, каждая выделенная часть и особенно наиболее трудные части текста запоминаются отдельно. И, наконец, материал снова читается целиком, чтобы закрепить связи между частями.
Внимание принято делить на произвольное (основанное на волевом усилии) и непроизвольное (не требующее волевых усилий). Непроизвольное может переходить в произвольное и наоборот. При чтении непроизвольное внимание зависит от автора, а произвольное от читателя. Активация произвольного внимания происходит при ясно осознаваемой цели работы, интересе к достижению этой цели, при волевом усилии, установке на внимательное и осмысленное чтение. В качестве борьбы с внутренними отвлекающими факторами можно сочетать умственную работу с практической или двигательной активностью. Концентрации внимания в процессе работы над книгой способствует ведение записи (особенно с определенной целью). Фиксировать прочитанное можно при помощи выписок (отдельные мысли текста или ссылки на источники и т.п.), плана (совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте), тезисов (основные положения текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте) или конспекта (связное изложение текста).
Существует несколько доводов как в пользу ведения записи прочитанного, так и против. В пользу записи: 1) запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены обдумывать прочитанное, особенно, если записываем своими словами); 2) записи позволяют быстро восстановить забытое; 3) записывание поддерживает внимание на содержание текста (не отвлекаясь). Против: 1) запись задерживает чтение, отнимает много времени и сил, которые можно было бы использовать для усвоения нового; 2) иногда запись создает иллюзию, что «работа сделана», хотя на самом деле материал не усвоен.
Главный враг внимания – утомление. Среди факторов вызывающих утомление можно выделить следующие: 1) Утомление возникает быстрее, когда мы работаем в условиях различных помех, вне зависимости от того, осознаем мы их или нет! 2) Утомление зависит от трудности работы. Нужно правильно распределять работу во времени и делать небольшие перерывы. 3) Утомление возникает быстрее от однообразной работы, даже если она легкая. Необходим переход от одной книги к другой. 4) Необходим оптимальный для данного человека темп чтения.
Реферат
Одним из самых, часто встречающихся заданий для проверки знаний, является написание рефератов. Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научной работы или литературы по заданной теме. Цели и задачи реферативной работы: · систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента; · формирование умений собирать, группировать, анализировать собранный материал; · обсуждать полученную информацию в свете современных научных представлений о данном вопросе; · сформулировать заключение и выводы.
ПОРЯДОК СДАЧИ И ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ
1. Реферат сдается на проверку преподавателю в назначенные сроки. 2. Защита реферата студентом предусматривает: · доклад по реферату не более 5-7 минут, · ответы на вопросы по реферату. 3. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат должен быть написан разборчивым почерком с одной стороны листа (формат А4) или отпечатан на машинке (компьютере). Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, глав - основной части реферата, вывода или заключения, списка литературы. Остановимся на основных составляющих реферата. Титульный лист. На титульном листе должно присутствовать: Сверху полное название учреждения, для которого пишется реферат. Далее в центре листа название темы реферата. Несколько ниже справа от темы, группа и фамилия имя отчество того, кто пишет реферат, с указанием его статуса в учебном учреждении (номер группы, курс и т.д.) На следующей строчке пишется фамилия имя отчество того, кто принимает его, тоже с указанием статуса. Внизу год создания реферата и место создания, например, Санкт-Петербург, 2006. Содержание (второй лист реферата). В содержание указываются главы и подразделы, а также номера листов. Все листы, за исключением титульного, должны быть пронумерованы. Введение – краткое описание темы и постановка вопросов. Во введение обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Главы – основная и самая объемная часть реферата. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы. Заключение – ваши мысли о проработанной теме. Заключение должно отвечать на вопрос, поставленный во введении, иметь ваше мнение о поставленной теме реферата и может содержать ваши советы и предложения по решению проблем затронутых в реферате. Заключение реферата – показывает степень проработки темы. Список использованной литературы – список источников материалов, использованных при создании реферата. Должен содержать не меньше пяти источников. В списке используются книги, рекомендованные преподавателем. В рефератах используются следующие способы построения списков использованной литературы: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника), с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |