КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспектирование
Лекция №4
Конспект имеет несколько важных отличий от простой записи: 1. конспекты одного человека относятся к одной (иногда двум) учебной дисциплине, поэтому в них можно ввести специфичные сокращения, характерные только для данного предмета. 2. конспект необходимо быстро читать, поэтому необходима форма записи, ориентированная на быстрое чтение. 3. конспект – это записка себе, а не кому-нибудь другому, поэтому в нем можно использовать формы записи понятные только автору. Это дает возможность вводить любые символы, не заботясь, существовали ли они раньше. 4. конспект должен облегчать запоминание материала, для этого используются мнемонические приемы. 5. конспект – это запись смысла, а не текста.
Можно выделить три основных варианта ведения конспекта: 1. стандартная запись под диктовку; 2. стенография; 3. перевод в образы и символы.
В первом варианте большинство студентов отмечают, что при подготовке к экзамену читают свой конспект, как «впервые увиденный». Это связано с тем, что успеть записать за преподавателем каждое слово сложно и запись становится автоматической, без обдумывания, и соответственно без запоминания. Средний темп речи лектора 600-700 знаков в минуту, а средняя скорость записи материала 50-60 знаков в минуту. Что примерно в 10 раз ниже скорости речи лектора! Если учащийся владеет стенографической записью, то записывает он гораздо быстрее. Но в силу специфики такой записи ее намного труднее и дольше читать. Поэтому имеет смысл использовать только некоторые приемы стенографической записи (сокращение приставок, суффиксов, окончаний). Перевод в образы имеет ряд преимуществ: 1) такой конспект легче читать, так как часть слов и понятий уже переведена в готовые образы; 2) легче запоминать, так как перевод слов в образы обязательно сопровождается осмыслением, и зрительные образы, по сравнению с текстом запоминаются значительно лучше. В третьем случае записывается смысл текста, что экономит время. Но для такой записи необходима тренировка. Далее будет предложен ряд технических приемов скоростного конспектирования. На этапе отработки навыка приемы целесообразно использовать по одному. После того, как навык будет доведен до автоматизма, можно переходить к освоению следующего. В большинстве случаев, при появлении в лекции нового термина, его сокращение следует вводить только со следующей лекции, чтобы к нему (термину) успеть привыкнуть. Конкретную систему сокращений каждый должен придумать сам. Сокращения вводятся постепенно (1-3 в неделю). На все изучаемые в вузе предметы достаточно около 50 сокращений. Большинство учащихся ведут конспекты в обычных тетрадях, но многочисленные опросы показали, что удобнее всего вести конспект на листах формата А4. Такой размер листа удобен, как для записи материала, так и для последующего чтения конспекта.
При сокращении желательно соблюдать следующие правила: 1) Не сокращать несколько слов подряд. 2) Писать все предлоги и знаки препинания, так как они несут большую смысловую нагрузку. 3) При оформлении записи отведите широкие поля (примерно ¼ листа) для специальных пометок. 4) Если какая-то часть лекции не конспектировалась по каким-либо причинам, надо указать о чем в ней говорилось. 5) Чтобы запись была краткой, мысль должна записываться только после того, как она хорошо осмыслена. При этом порядок записи не обязательно должен совпадать с порядком восприятия.
Для учебных записей более всего подходят тезисы в виде системы, передающей логическую структуру текста.
При пространственной записи полезно использовать следующие приемы:
- вилка соответствует: «бывает следующих типов», «подразделяется на…» } - скобка соответствует: «состоит из…» - выделение формул на отдельную строку - отступы разной величины от начала строки
Ниже приводится несколько приемов для сокращения слов, словосочетаний, терминов, фраз.
1. «Кванторы» Перевернутые первые буквы наиболее длинных и часто используемых слов. Они легко пишутся и хорошо отличаются. Если буква уже используется, ее можно положить на бок.
2. Гиппераббревиация – аббревиатура одной буквой. Для этого можно обозначить слово начальной буквой с точкой. Например: З. - здоровье И.- инфекция Или воспользоваться приемом «буква в обертке». Для этого из длинного и часто используемого термина, берется первая буква и «оборачивается» линией. Пишется очень быстро и ни с чем не спутаешь.
3. «Буква на службе» Вместо термина можно использовать соответствующее устоявшееся буквенное обозначение. Лучше использовать латинские и греческие буквы, которые отличаются от русских. Если в конспектируемом тексте часто используется какое-то слово, можно ввести временное сокращение в виде первой буквы. V – объем pH – кислотность
4. Пиктограммы Пиктограммы позволяют значительно сокращать запись и упрощают запоминание. Можете воспользоваться общепринятыми обозначениями или придумать свои. ↑ - выше, возрастает ↓ - ниже, понижается ↔ - взаимосвязаны ♀ - женщина ♂ - мужчина ∑- сумма f - функция - клетка t - изображение времени › - больше ‹ - меньше
6. Приставки, суффиксы, окончания. Приставки и суффиксы в русском языке служат для образования слов, окончания для связи слов в предложении. Обойтись без них не возможно, так как они меняют смысл. Но для них можно ввести отдельные сокращения. В стенографии для типовых концовок слова применяются простые обозначения (хвостики): ~ - «-ение» или «-ание» ծ - «-ущий», «-ющий», «-ающий»
7. Использование иностранных слов. Используются те слова, которые пишутся короче, чем аналогичные русские. if – если, use – использовать, iff – «тогда, и только тогда, когда…», const – постоянный.
8. В случае выбрасывания букв из слова, лучше выбрасывать гласные и через одну. кнтрль – контроль, клво – количество.
9. Использование контекста Избыточность языка составляет примерно 80%. То есть, если из текста убрать 80% символов, то все равно можно понять о чем шла речь. Убирать символы можно по определенным правилам и так, чтобы не терялась его информативность. Не записываются те слова, которые можно легко восстановить по контексту. В первую очередь из фразы удаляются подлежащие, если они входят в тему лекции. Следующий элемент для удаления из фразы – часть словосочетания, которая дублирует другую его часть (если и так понятно, что к чему относиться). То, что вы знаете благодаря макроконтексту (вся совокупность знаний данного человека) можно вообще не записывать. Но для такого сокращения необходимо понимать смысл лекции.
10. Преобразование фразы Строится на факте, что в конспекте важна запись смысла, а не текста. Требует безусловного и полного понимания текста, творческой переработки и высокой скорости мышления. Суть: найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Варианты: 1) подобрать более короткие синонимы; 2) сформулировать то же самое другими словами; 3) сформулировать то же самое другими словами, так чтобы они лучше ложились на имеющуюся систему сокращений. Для этого метода требуется тренировка, причем лучше не на лекции.
11. Рубрикация Выделяют начала разделов, пунктов, подпунктов различными цветами или подчеркиванием. Иногда используют размер шрифта. Для рубрикации хорошо иметь какую-то систему: размер, цвет, расположение заголовков разных уровней. Хорошо когда заголовки выступают в сторону от основного текста.
12. «Светофор» Запись другим цветом применяется для выделения нового, по сравнению с предыдущим, или для фиксации типичной ошибки. Ошибочную конструкцию необходимо перечеркнуть ярким цветом, чтобы она зрительно запомнилась.
13. «Красной нитью» Различным цветом выделяются части записи в соответствии с их важностью. Например, красным цветом пишутся формулы, зеленым – определения и т.д. Это очень удобно при подготовки к экзаменам.
Не следует для конспектирования использовать много цветов, хватит трех, максимум – четырех.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |