Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективное использование памяти

Лекция №5

 

Почти любому студенту знакома ситуация, когда он читал материал, а воспроизвести не может.

Память работает по закону «ассоциаций», т.е. мы запоминаем не только предметы, но и связи между ними и поэтому, при повторном вспоминании даже одного предмета, вспоминаем и другие, с ним связанные.

Принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание – это запоминание без осознания логических связей между различными частями воспринимаемого материала. Такой вид запоминания подходит для номеров телефонов, формул, правил, стихотворений, цитат и т.п.

Но в большинстве случаев, мы имеем дело с информацией, где необходимо запомнить логические связи. Такое запоминание называют осмысленным, оно основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Если мы один раз хорошо поняли текст, то повторного чтения не потребуется.

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное не всегда можно припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.

По способу запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели и задачи запомнить материал. Непроизвольно запоминается что-то необычное, интересное, то, что вызывает сильные эмоциональные переживания, и т.п. Такое запоминание, хоть и является очень прочным, но носит фрагментарный характер, так как запоминаются отдельные факты, без осознания внутренней связи между ними. Так же непроизвольное запоминание проявляется, когда мы выполняем деятельность ради достижения цели. При этом очень хорошо запоминается материал, который человек нашел для достижения цели. Это носит название «эффекта генерации».

В эксперименте, подтверждающем указанный эффект, П.И. Зинченко давал детям решать простые арифметические задачи с одним действием с числами в пределах ста. В одном случае экспериментатор предлагал задачи, а испытуемый повторял их, решал и записывал решение. Во втором случае испытуемый сам придумывал задачу, сообщал ее экспериментатору, затем решал и записывал решение. После выполнения заданий испытуемый отвлекался экспериментатором на 1,5-2 минуты, а затем ему предлагалось воспроизвести все числа, которые присутствовали в заданиях в первом и во втором случаях. В результате было установлено, что во втором случае количество правильно воспроизведенных чисел почти в 2,5 раза больше, чем в первом!

Произвольная память сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер и включает в себя специальные приемы организации материала. Но преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается и на понимании, и на запоминании материала.

Учебная литература, как правило, содержит и тот материал, который запоминается непроизвольно и тот, который требует произвольного запоминания.

Большое значение имеет правильная установка на запоминание в начале работы. Какова установка, таково и запоминание. Если установка «запомнить, чтобы сдать», то после сессии предмет забывается, словно его и не проходили. Если же установка «запомнить для использования в работе», то информация сохраняется надолго.

Произвольность доступа к информации и время поиска ее в памяти, в значительной степени зависят от организации материала в момент запоминания. Знание методов организации информации позволяет намного увеличить эффективность учебной деятельности.

 

С целью произвольного запоминания можно использовать следующие «мнемонические» приемы (приемы запоминания).

1. Деление текста на смысловые части. Разбить текст на смысловые части и выделить в них основные мысли – опорные пункты, а опорные пункты связать при помощи составления плана, или используя метод «ассоциаций» или метод «локальной привязки» (будут описаны ниже).

2. Визуализация. Так как зрительные образы мы запоминаем значительно лучше и легче, чем текстовую информацию, то можно использовать визуализацию содержания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки).

3. Повторение. Повторение можно разделить на пассивное – повторное чтение и активное – воспроизведение текста. Повторение должно обеспечивать закрепление материала на длительное время при минимуме повторений.

В одном эксперименте четырем группам учащихся предлагалось прослушать один и тот же текст. Первой группе текст был прочитан четыре раза. Второй группе три раза и один раз учащиеся должны были воспроизвести текст. Третья группа прослушала текст два раза и два воспроизвела. И последняя группа один раз прослушала и три раза воспроизвела. Через некоторое время все четыре группы были опрошены. Лучше всего материал сохранился в памяти у четвертой группы и хуже всего у первой.

В процессе учебной деятельности имеет смысл чередовать пассивное и активное повторение. Активное повторение дает объективное представление о том, что стоит еще раз прочитать, а что и так хорошо усвоилось. А пассивное повторение должно касаться только плохо усвоенного материала, чтобы экономить время.

Было установлено, что большая часть информации теряется в течение первого часа. Поэтому, для наиболее прочного закрепления информации, первый повтор стоит провести через 20-40 минут после заучивания (не повторное чтение, а мысленное воспроизведение материала!). В течении первого дня имеет смысл сделать 2-3 повтора, во второй день – 1-2 повтора, в дальнейшем повторение можно делать через день, потом через два и так далее, до повторения материала раз в месяц. Эксперименты показали, что повторять материал каждый день менее эффективно. При повторении необходимо несколько выходить за рамки, изучаемого предмета. Если материал не повторять хотя бы изредка, то он может быть основательно забыт и перед экзаменом его придется учить почти заново.

4. Метод ассоциаций.

Метод ассоциаций предполагает создание связей между каждым элементом запоминаемого материала и зрительным образом. Чтобы материал лучше запомнился, из ключевых слов необходимо составить рассказ. При этом важно, чтобы образ был максимально необычным (размер, яркость и т.п.) и каждое последующее слово связывалось с предыдущем, а не с каким-либо другим из списка.

5. Метод локальной привязки

Метод локальной привязки, состоит в построении опорного ряда объектов. Таким опорным рядом может быть своя квартира или хорошо знакомая улица. Выучив, опорный ряд, вы используете его элементы, чтобы сопоставить с ним элементы запоминаемого ряда. Например, представьте хорошо знакомое место (место, где вам хорошо известно расположение предметов) и затем ассоциативно связывайте элемент, который необходимо запомнить с одним из предметов.

6. Прием «вешалка»

Прием заключается в том, что вы запоминаете опорные даты или слова, с которыми в дальнейшем связываете вновь заучиваемое. Например, даты исторических событий легче заучивать, если в начале твердо усвоить одну, и далее, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события, как бывшие, за три, четыре года или на пять лет после нее.

7. Кодирование чисел

Если необходимо запомнить большое количество числовой информации, то можно сначала перекодировать числа в зрительные образы по принципу визуального сходства.

Например:

0 – озеро, бублик, солнце, колодец;

1 – игла, стрела, шпиль, карандаш, гвоздь;

2 – лебедь, рыболовный крючок, оценка, лошадь;

3 – треугольник, трезубец, тройка, волны;

4 – стул, окно, квадрат;

5 – отличник, звезда, знак качества, человек;

6 – графин, поварешка, сгорбленная старушка;

7 – коса, нос корабля, виселица;

8 – неваляшка, снеговик, очки, велосипед;

9 – воздушный шар, парашют, одуванчик.

Далее из выбранных слов составляется рассказ, как в методе ассоциаций.

 

«Система накопления» как метод тренировки памяти

 

«Система накопления» считается естественной системой развития и тренировки памяти. Она исходит из предположения, что память, подобно мышцам, должна развиваться постепенно, при помощи достаточно легких, но регулярно повторяемых упражнений.

Если вы хотите научиться заучивать большие объемы научного текста, то и для тренировки, нужно брать научный текст. Начните с одного небольшого (4-6 строчек) абзаца. Заучите как он звучит и как выглядит. На следующий день повторите (лучше вслух) вчерашний отрывок. Затем, выучив следующий, повторите оба абзаца вместе. На третий день следует повторить первые два, выучить третий и повторить их все вместе.

В течение месяца следует заучивать текст, прибавляя каждый день по несколько новых строчек. Благодаря постоянному добавлению новых строчек, развивается способность запоминать, а при постоянном повторением развивается способность припоминать материал, когда это необходимо.

Со второго месяца можно заучивать по два небольших абзаца за один раз, с третьего по три, и т.д. Самым важным в этом методе является повторение.

Если у вас не будет времени повторять весь заученный материал, разделите его на две части, повторяя одну сегодня, а вторую завтра.

Через несколько месяцев занятий по такой системе, вы легко будете удерживать в памяти большие объемы материала. А повторы можно будет делать все более редкими.

 

По возможности материал нужно заучивать целиком. Но, со многими из учебных предметов это не возможно из-за больших объемов. В этом случае для лучшего усвоения материла, перед изучением новой темы, кратко повторите предыдущую (сделать это нужно мысленно, максимально подробно и одновременно быстро). Это позволит в дальнейшем материал вспоминать целиком, а не фрагментарно.

Известно, что в течение дня продуктивность памяти изменяется. У большинства, она максимальна с 8 до 12 часов утра, после обеда несколько снижается, а потом снова возрастает. Но эти тенденции могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Для того, чтобы материал лучше сохранялся в памяти, в занятиях следует делать перерывы не дожидаясь усталости. Так же имеет смысл чередовать учебные предметы, переходя от одного к другому, наименее сходному с ним.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспектирование | Организация времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.