П. Бергер: «Социологическое знание необходимо любому, кто действует в обществе».
|
|
|
П. Сорокин говорил: «Важность явлений человеческого взаимодействия следует хотя бы из того, что мы в изучении их кровно и эгоистически заинтересованы. Знание этих явлений нам нужно прежде всего с точки зрения практической. Поскольку наука была и остается одним из орудий в борьбе за существование, постольку это значение она сохраняет и в области изучения человеческих взаимоотношений. Короче - практическая важность изучения явлений человеческого взаимодействия несомненна».
|
Специфика социологии состоит в том, что
|
|
|
|
П. Бергер: «Очарование социологии заключается в том, что, приняв ее перспективу, мы начинаем видеть мир, в котором прожили всю свою жизнь, в ином свете».
|
P
Если в качестве объекта изучения взять студенческую группу, курс или факультет, то экономисты будут исследовать доходы и расходы учащихся и их семей, материальные источники существования, оплаты обучения; юристы - формальные права и обязанности студентов, их правовую грамотность; демографы - половозрастную структуру, состав семей, их миграционную историю, образовательный уровень родителей; психологи - особенности психики студентов - память, интеллект, эмоциональный настрой, общительность, темперамент, мотивы поведения и т.п.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любое событие в мире, каждое принимаемое решение затрагивает социальные интересы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социология призвана
|
|
|
Приведем точку зрения Нейла Смелзера, считающего, что социологические знания оказывают на общество воздействие следующим образом:
|
а)
|
|
б)
|
|
в)
|
|
г)
|
|
Любое общество, развивая какую-либо науку, надеется на определенную отдачу, практический результат. Существует три условия преобразовательной практики в обществе:
|
а)
|
б)
|
в)
|
Выполнению этих условий служит социология.
|
Отсюда вытекают и три основные задачи (или требования) социологии:
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Кроме задач, социология (как и любая другая наука) выполняет ряд функций. Наиболее традиционно выделение трех функций: познавательной, практической и идеологической. Но практическая функция имеет самостоятельные направления, поэтому ее иногда подразделяют на несколько функций. Рассмотрим их содержание.
|
Познавательная функция
|
|
|
Соц. теории дают ответы на многие животрепещущие проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира. Эмпирические социолог. исследования также активно участвуют в научном познании закономерностей социального развития, давая актуальную и всестороннюю информацию о фактическом состоянии дел.
|
Практическая функция социологии тесно связана с познавательной. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социология дает конкретную информацию, необходимую для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В данном случае можно выделить следующие «подфункции»:
|
- прогностическая
| P
|
|
|
|
- функция социального проектирования и конструирования
| P
|
|
|
- организационно-технологическая
| P
|
|
|
|
- управленческая
| P
|
|
|
|
|
- инструментальная
| P
|
|
|
|
Идеологическая функция
|
|
|
|
Социология помогает глубже раскрыть закономерности развития общества, служит делу идейного воспитания и просвещения граждан, помогает людям сознательно выполнять свои трудовые и общественные функции. Кроме того, социолог является носителем определенной идеологии, вольно или невольно выражая интересы тех или иных социальных групп, ибо
|
|
|