Теоретическая стадия социологического исследования соответствует шестому этапу - анализу социологической информации.
|
Анализ данных -
|
|
|
|
Так как гипотезы бывают описательные и объяснительные, процедуры анализа делятся на
|
|
|
|
Необходимо подчеркнуть, что в социальных исследованиях практически невозможна однозначная интерпретация данных, как и не существует универсальных методик анализа. Для объективного социологического анализа требуется высокая квалификация социолога, большой опыт, общая культура.
|
Рассмотрим основные приемы анализа социологической информации.
|
ПРОСТАЯ ГРУППИРОВКА -
|
|
Например,
|
|
Число членов группы называется частотой или численностью группы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений - относительной частотой (или частоткой), которая чаше всего выражается в процентах.
|
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ГРУППИРОВКА -
|
|
|
Например,
|
|
|
|
Основная форма перекрестной группировки - таблица, причем не только двумерная, но и трех-, четырехмерная.
|
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ бывает двух видов:
|
Эмпирическая типологизация
|
|
|
|
|
Пример. Выявлялись три основных признака, образующих устойчивые подгруппы среди работающих. Изучалось 27 различных признаков, которые в совокупности дают 2925 возможных трехмерных сочетаний. В результате был сделан вывод: наибольшую упорядоченность связей дают переменные:
|
|
|
|
Теоретическая типологизация
|
|
|
|
|
|
Пример. Определение взаимосвязи между производственной и досуговой деятельностью. Одна гипотеза (первый тип): люди стремятся возместить в досуге то, что им не доступно в работе (малоквалифицированный, монотонный труд предопределяет разнообразный досуг, высококвалифицированный, сложный труд - более спокойный, однотонный досуг). Другая гипотеза (второй тип): тип работы определяет тип досуга (монотонный труд - аналогичный досуг, разнообразная работа - разнообразный досуг). Третья гипотеза (третий тип): независимость факторов.
|
Факторный анализ -
|
|
|
|
|
|
|
Пример. Оценка работниками уровня удовлетворенности различными элементами производственной ситуации. В первый «узел» (фактор) вошли: организация труда, отношение с администрацией, техника безопасности, состояние оборудования, санитарно-гигиенические условия. Его назвали организационным. Во второй «узел» вошли: разнообразие работы, возможность творческого подхода, возможность повысить квалификацию. Это творческий фактор.
|
Социальный эксперимент -
|
|
|
Как научный метод социальный эксперимент имеет свою логику, которая была разработана в XIX в. Дж. Миллем. Его схема такова:
|
|
|
|
|
Пример. Преподаватель на семинарских занятиях в одной студенческой группе проводил лишь традиционное собеседование со студентами (вопрос - ответ); во второй группе, кроме бесед, ввел обязательное тестирование; в третьей - еще и творческие самостоятельные работы; в четвертой - добавил только творческие работы. В результате успеваемость заметно выросла во второй и третьей группах, следовательно, фактором роста успеваемости можно считать введение тестирования.
|
Как уже отмечалось, выделяют два основных вида эксперимента:
|
|
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
|
1)
|
|
|
2)
|
|
|
|
3)
|
|
4)
|
|
5)
|
|
|
|
6)
|
|
| | |