Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение




Спрос – это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, то есть совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос – это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров и объемах услуг определенного назначения.

Спрос характеризуется количеством товаров определенного вида, которые потребитель хочет и в состоянии купить при определенной цене на них в течение определенного периода времени. Именно спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. Спрос – это важнейший ориентир для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с такими товарами, которые пользуются спросом.

Соотношение спроса и предложения, в конечном счете, определяет цены на рынке потребительских товаров, средств производства, ценных бумаг, рабочей силы и других товаров.

Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел. Закон спроса описывает взаимоотношение между количеством товара, которое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочих равных условиях.

Спрос на товар также зависит от изменений доходов потребителей. Когда их доходы растут, то люди, естественно, покупают большие количества товаров (при неизменных ценах).

Предположим теперь, что доходы потребителей растут. По мере роста доходов люди становятся все более разборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужны просто каллории. Теперь им нужны калории высшего качества, содержащиеся в пище, которая вкусна, полезна и соответствует моде.

Однако существуют и такие товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах, если их доход возрастает (при прочих равных условиях).

Например, потребление маргарина снижается при росте доходов, поскольку покупатели начинают чаще пользоваться сливочным маслом. Люди обычно покупают меньшее количество услуг по ремонту обуви, если их доход растет; вместо этих услуг они просто покупают новую обувь. Товары такого типа, как маргарин, услуги по ремонту обуви, называются низшими товарами.

Как и в случае с взаимозаменяющими и взаимодополняющими товарами, товары являются низшими или нормальными (высшими) только потому, что их так оценил потребитель; эти свойства не являются внутренне присущими товарам.

Изменение ожиданий покупателей – это третий фактор, который может быть причиной сдвига кривой спроса. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет или какой-то неценовой фактор вызовет в скором будущем рост альтернативной стоимости товара, то, конечно, потребители будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения.

Изменение вкусов – это четвертый источник изменения спроса. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких отраслях, как популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень часто. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно. Так, например, в последние годы потребители стали больше заботиться о своем здоровье. В результате падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.

На размеры и структуру спроса в л и я ю т:

а) цена продукта или услуги,

б) доходы населения,

в) число покупателей,

г) наличие товара,

д) вкусы покупателей,

е) мода,

ж) реклама,

з) цены на сопряженные товары,

и) система налогообложения,

к) возможность и условия кредита,

л) гарантийный и постгарантийный сервис,

м) сезонный фактор,

н) демографические факторы,

о) географические особенности,

п) национальные и исторические особенности,

р) профессиональная структура работающего населения,

с) имущественная дифференциация населения,

т) валютный курс,

у) меры по стимулированию спроса и др.

Для стимулирования спроса можно использовать с л е д у ю щ и е
м е р ы:

а) демонстрация товаров,

б) предложение о возврате денег, если товар не понравился,

г) удобство упаковки и доставка товара,

д) премии и конкурсы и др.

Предложение – это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами, предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупность товаров, которая поступает для окончательной реализации.

Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему.

Равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и потребности.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом.

Объем, величина предложения – это количество продукта, которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услугу, то для производителей она определяет величину предложения.

Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.

Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше величина предложения.

Почему действует закон предложения? Во-первых, потому, что по возросшей цене производители захотят дать больше изделий, чем раньше. Во-вторых, действует «эффект нового продавца». Дело в том, что всякого рода производство чего-то стоит производителю, требует от него определенных издержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны, для того чтобы изготовить некоторое количество товаров, производитель должен приобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это так называемые издержки производства.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль, и производителю (продавцу) становится выгодным продать побольше такого товара.

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.

Изменение предложения товаров на рынке происходит под воздействием следующих условий:

1) цены на ресурсы (при их росте происходит сокращение предложения товаров);

2) наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и движение их цен;

3) уровень технологии, применяемой при производстве однотипных изделий;

4) налоги, дотации и субсидии, влияющие на развитие производства;

5) качество ресурсов и факторов производства;

6) число продавцов и их поведение на рынке;

7) конкуренция на рынке;

8) ожидания производителей в связи с возможными изменениями цен;

9) природные катастрофы и войны;

10) политическая ситуация в стране.

Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.